№ 2а-93/2022
УИД 02RS0010-01-2022-000306-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Чоя 27 апреля 2022 года
Чойский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Романовой В.Н.,
при секретаре Казаниной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чойского района к Роскомнадзору в лице Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чойского района обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Роскомнадзору в лице Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Требование мотивировано тем, что прокуратурой Чойского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей признаки экстримизма. В результате проверки выявлено наличие интернет-страниц с URL-адресами сайтов:
<адрес>
<адрес>
https://www.aboutww2militaria.com/ru/znachok-sochuvstvuyushego-nacistskoj-partii-germanii-do-3-go-rejha.html. На указанных интернет-страницах размещены и демонстрируются изображения (фото) нацистской символики. При этом имеет место предложение покупки указанных предметов. Материал носит выраженный заведомо популяризирующий фашистскую символику, а значит экстремистский характер, поскольку его содержание явно не несет в себе намерение ознакомления неограниченного круга лиц со сведениями, носящими исторический характер, ознакомление с историческими фактами, а имеет под собой смысл распространение, и в последующем демонстрацию указанной нацистской символики фашистской свастикой (символикой Третьего Рейха), тем самым способствуя популяризации фашизма. Распространение подобных материалов подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения вреда достоинству личности, личной неприкосновенности неопределенного круга лиц и подрывает основы конституционного строя государства, указанная деятельность нарушает публичные интересы Российской Федерации, за осуществление такой деятельности предусмотрена административная ответственность. При таких обстоятельствах изображения (фото) нацистской символики - знаков, значков, подвесок с квадратно наклонной фашистской свастикой (символика Третьего Рейха), размещенные в сети «Интернет» по URL – адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Помощник прокурора Чойского района в судебном заседании административное исковое требование поддержала.
Представитель Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав помощника прокурора района, исследовав письменные материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина, в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Ч. 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Из ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Аналогичный запрет установлен ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», которая запрещает использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремисткой деятельности.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В данный реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
П. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 года № 114-ФЗ возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения, являются экстремистской деятельностью. Экстремистской деятельностью является пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 года № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», из содержания которой следует, что в Российской Федерации запрещается использование в любой форме, в том числе пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Под нацистской символикой понимается знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастика, фасция, приветственные жесты и т.д. (Большой юридический словарь). Свастика была принята в качестве символа Национал-социалистической рабочей партии Германии в 1920 году. В 1935 году ее объявили высшим символом Третьего рейха.
П. 3 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 года № 114-ФЗ определено, что предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы, являются экстремистскими материалам.
В соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 года №114-ФЗ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности с целью выявления распространяемой посредством сети «Интернет» информации, имеющей признаки экстремизма, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В результате проверки выявлено наличие интернет-страниц с URL-адресами сайтов:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Указанный материал носит выраженный заведомо популяризирующий фашистскую символику, а значит экстремистский характер, поскольку его содержание явно не несет в себе намерение ознакомления неограниченного круга лиц со сведениями, носящими исторический характер, ознакомление с историческими фактами, а имеет под собой смысл распространение, и в последующем демонстрацию указанной нацистской символики фашистской свастикой (символикой Третьего Рейха), тем самым способствуя популяризации фашизма.
Правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение, реализация нацисткой символики, запрещено в силу закона, в противном случае это противоречит требованиям Федеральных законов «О противодействии экстремистской деятельности», «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Распространение подобных материалов подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения вреда достоинству личности, личной неприкосновенности неопределенного круга лиц и подрывает основы конституционного строя государства, указанная деятельность нарушает публичные интересы Российской Федерации. Определить конкретный круг граждан, которые пользуются, и потенциально будут пользоваться услугами указанных интернет-страниц, не представляется возможным.
Согласно информации, полученной из Единого реестра доменных имен, интернет-страницы, указанные в административном исковом заявлении, в сети Интернет доступны, в Единый реестр не включены, что подтверждается скриншотами интернет-страниц и страниц Единого реестра.
Поскольку вход на вышеуказанные интернет-сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта может любой, в связи с чем размещенные на страницах указанных сайтов материалы направлены на неограниченный круг лиц в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности.
При таких обстоятельствах, интернет страницы:
<адрес>
<адрес>
<адрес>, подлежат признанию информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, заявленное прокурором в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц административное исковое требование является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 265.4 КАС РФ в случае, если лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, не установлено, судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, относятся на лиц, которые их понесли, и не подлежат распределению судом.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Чойского района к Роскомнадзору в лице Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайтах с URL-адресами:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Копию решения суда направить в Роскомнадзор для включения сведений о доменных именах и (или) указателях страниц сайтов в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чойский районный суд Республики Алтай.
Судья В.Н. Романова