Решение по делу № 33а-2090/2022 от 20.05.2022

Дело №2а-336/2022; 33а-2090/2022 судья Нестеренко Р.Н. 2022 год

УИД 69RS0033-01-2022-000841-71

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 июня 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Иванова Д.А., Васильевой Т.Н.

при секретаре судебного заседания Хохловой И.В.

с участием прокурора Обихода Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Образцовой О.А.

административное дело по апелляционному представлению Торжокского межрайонного прокурора на решение Торжокского межрайонного суда Тверской области от 23 марта 2022 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области к Иванова Л.А. об установлении административного надзора удовлетворить частично.

Установить в отношении Иванова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, административный надзор на срок 3 года.

Установить в отношении Иванова Л.А. следующие административные ограничения:

обязательная явка 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в дни, установленные органом внутренних дел;

запрет на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом его жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, в период с 22.00 часов до 06.00 часов утра, если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица;

запрещение выезда за пределы территории Тверской области, если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица и без уведомления органа, осуществляющего административный надзор;

запрещение посещения учреждений, в которых осуществляется продажа на розлив и распитие спиртных напитков.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки Иванова Л.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения».

Судебная коллегия

установила:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области (далее - ФКУ ИК-4) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Иванову Л.А. об установлении в отношении него административного надзора сроком на 3 года и административных ограничений в виде: запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства (пребывания) или фактического нахождения поднадзорного лица в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут утра следующего дня; запрещения выезда за пределы территории Тверской области, если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица и без уведомления органа, осуществляющего административный надзор; обязательной явки четыре раза в месяц на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные органом внутренних дел; запрещения посещения учреждений, в которых осуществляется продажа на розлив и распитие спиртных напитков.

В обоснование исковых требований указано, что Иванов Л.А. осужден 21 июля 2020 года Лихославльским районным судом Тверской области по п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ на 1 год. Начало срока 27 апреля 2020 года, окончание срока 26 апреля 2022 года.

За время отбывания наказания в ФКУ ИК-4 зарекомендовал себя следующим образом. Находясь в следственном изоляторе, нарушений режима содержания не допускал. Прибыл в ФКУ ИК-4 г. Торжка Тверской области 06 августа 2021 года, где допустил одно нарушение установленного порядка, по факту которого проведена профилактическая беседа, и 2 нарушения установленного порядка отбывания наказания, за которые наказан в дисциплинарном порядке вплоть до водворения в штрафной изолятор учреждения.

11 марта 2022 года постановлением начальника учреждения признан злостным нарушителем режима содержания.

Мероприятия воспитательного характера посещает. Из воспитательной работы, проводимой с ним, делает выводы, на занятиях по социально-правовой подготовке активен. Принимает участие в общественной жизни отряда и учреждения. Состоит в кружке физкультуры и спорта. В период отбывания наказания обучался в ПТУ учреждения по специальности швея. Свой уровень знаний повышает самостоятельно путем посещения библиотеки учреждения, занимается самообразованием. К работам без оплаты труда согласно ст. 106 УИК РФ относится добросовестно. Правами начальника учреждения поощрялся 2 раза. Трудоустроен в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий хозяйственной обслуги учреждения. С порученной ему работой справляется, нарушений трудовой дисциплины не допускает. Отношения с осужденными в отряде поддерживает ровные, в конфликтные ситуации не вступает. В коллективе среди осужденных уживчив. Поддерживает социально-полезные связи с семьей и родственниками через переписку, телефонные разговоры, пользуется свиданиями. В общении с представителями администрации учреждения вежлив, тактичен. Указания и распоряжения администрации учреждения выполняет. Правила личной гигиены соблюдает, внешне опрятен. Вину в совершенном преступлении признал полностью, в содеянном раскаивается. Исков и алиментов не имеет. На профилактическом учете не состоит.

Административный истец полагает, что при указанных обстоятельствах в отношении Иванова Л.А. необходимо установить административный надзор с установлением указанных выше административных ограничений.

Представитель административного истца ФКУ ИК-4 участия в судебном заседании не принял.

Административный ответчик Иванов Л.А. в судебном заседании просил не устанавливать административный надзор.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении Торжокского межрайонного прокурора ставится вопрос об изменении решения суда, поскольку законодатель не связывает запрещение выезда за установленные судом пределы территории с обязательным уведомлением органа внутренних дел.

Установление в отношении Иванова Л.А. административного ограничения в виде запрета выезда за пределы территории Тверской области без уведомления органа, осуществляющего административный надзор, повлечет существенное ограничение прав административного ответчика.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав заключение прокурора, поддержавшего доводы представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Согласно п. 1 статьи 1 названного закона административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на срок.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 указанного Федерального закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор за указанными лицами устанавливается на срок от 1 года до 3 лет.

Из материалов дела видно, что приговором Лихославльского районного суда Тверской области от 21 июля 2020 года Иванов Л.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 статьи 161 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год, на основании статьи 73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком на 1 год.

Постановлением Лихославльского районного суда Тверской области от 27 апреля 2021 года в связи с нарушением обязанности по отбыванию наказания Иванову Л.А. отменено условное осуждение по приговору суда от 21 июля 2020 года и назначено реальное исполнение наказания по данному приговору.

Наказание Иванов Л.А. отбывал в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тверской области.

Постановлением начальника ФКУ ИК-4 от 11 марта 2022 года Иванов Л.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В связи с чем суд первой инстанции установил Иванову Л.А. административный надзор на срок 3 года с административными ограничениями, в том числе запретив выезд за пределы территории Тверской области, если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица и без уведомления органа, осуществляющего административный надзор.

Прокурор, не соглашаясь с решением суда в части необходимости уведомления органа, осуществляющего административный надзор, о выезде за пределы территории Тверской области, принёс апелляционное представление.

Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционного представления прокурора, поскольку само по себе такое административное ограничение соответствует положениям статей 10-12 Федерального закона № 64-ФЗ и отвечает задачам административного надзора.

Между тем согласно статье 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьёй 6 КАС РФ законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел является принципом административного судопроизводства.

Применяя положения приведённых норм закона, судебная коллегия полагает, что имеются основания для изменения решения суда. При этом, учитывая приговор Лихославльского районного суда от 21 июля 2020 года, постановление Лихославльского районного суда Тверской области от 27 апреля 2021 года, постановление начальника ФКУ ИК-4 от 11 марта 2022 года о признании Иванова Л.А. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, установление административного надзора за Ивановым Л.А. является необходимым и соответствует требованиям закона.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административно надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послуживших основанием для обращения исправительного учреждения или органа внутренних дел с заявлением об установлении, продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений, не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ.

Вместе с тем факт признания административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо привлечения его к административной ответственности не предопределяет выводы суда о необходимости установления административного надзора.

При решении данного вопроса должны учитываться: вся совокупность доказательств, обстоятельства, положенные в основу постановления о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо установленные вступившими в законную силу постановлениями по делам об административных правонарушениях, характер допущенных нарушений, последующее поведение лица в исправительном учреждении после признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок, истекший с момента признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания, а также обстоятельства, не исследованные при рассмотрении дел о совершенных этим лицом административных правонарушениях (п. 15).

Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков (п. 22).

Из материалов дела усматривается, что преступление Иванов Л.А. совершил впервые.

Административным истцом на Иванова Л.А. представлена положительная характеристика: за время отбывания наказания он два раза поощрялся, из воспитательной работы, проводимой с ним, делает выводы, принимает участие в общественной жизни отряда и учреждения, состоит в кружке физкультуры и спорта, прошёл профессиональное обучение, посещает библиотеку, занимается самообразованием, выполняет работы без оплаты труда, относится к ним добросовестно, трудоустроен, вину в преступлении признал, раскаивается в содеянном.

Иванову Л.А. был предоставлен краткосрочный отпуск. 10 марта 2022 года сотрудниками ФКУ ИК-4 осуществлён выезд по месту жительства с целью проверки осуждённого, в ходе которой Иванов Л.А. был обнаружен с признаками алкогольного опьянения. 11 марта 2022 года Иванову Л.А. объявлен выговор за употребление нецензурных или жаргонных слов, за употребление спиртных напитков он водворён в штрафной изолятор сроком на 3 суток, а также 11 марта 2022 года принято постановление о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Принимая во внимание, что преступление Иванов Л.А. совершил впервые, имеет положительную характеристику, поощрения за время отбывания наказания, судебная коллегия полагает, что для достижения задач административного надзора достаточным и необходимым является срок административного надзора – 1 год со следующими ограничениями: обязательная явка 1 раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в дни, установленные органом внутренних дел; запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 часов до 06.00 часов утра, если это не связано с трудовой деятельностью, а также с учётом того, что преступление совершено Ивановым Л.А. в состоянии алкогольного опьянения - запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

Исходя из положений части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при разрешении административного дела об установлении административных ограничений не связан изложенным в административном иске мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению. В данной связи установление судом части предложенных административным истцом административных ограничений не свидетельствует о частичном удовлетворении административного иска.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Торжокского межрайонного суда Тверской области от 23 марта 2022 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

«Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области к Иванову Л.А. об установлении административного надзора удовлетворить.

Установить в отношении Иванова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, административный надзор на срок 1 (один) год.

Установить в отношении Иванова Л.А. следующие административные ограничения:

- обязательная явка 1 (один) раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в дни, установленные органом внутренних дел;

- запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 часов до 06.00 часов утра, если это не связано с трудовой деятельностью;

- запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки Иванова Л.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения».

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-2090/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тверской области
Ответчики
Иванов Л.А.
Другие
Торжокский межрайонный прокурор
Суд
Тверской областной суд
Судья
Образцова Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.twr.sudrf.ru
01.06.2022Судебное заседание
03.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2022Передано в экспедицию
01.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее