Мотивированное решение составлено 23 октября 2018 года __________________
Дело № 2-1161/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2018 года г. Тутаев Ярославской области
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Т.Ю.,
при секретаре Шаганц А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности по проведению землеустроительных кадастровых работ, постановке земельного участка на кадастровый учет,
у с т а н о в и л:
Тутаевский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации Левобережного сельского поселения ТМР, в котором просит обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенным в <адрес>, и осуществить постановку земельного участка, занятого общественными кладбищем, на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле выявлены нарушения требований указанного законодательства, установлено, что на территории муниципального образования Левобережного с/п ТМР ЯО находится действующее место захоронения – общественное кладбище в селе Благовещенье Тутаевского района общей площадью 0,7 га.; кладбище открытое, действующее. На указанном земельном участке, находящимся в ведении Администрации Левобережного сельского поселения, не проведено межевание, не определены границы участка, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано. В ЕГРН сведения об описании границ указанного земельного участка отсутствуют. Обеспечение санитарных и экологических требований без определения границ земельного участка невозможно. Указанные обстоятельства создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, могут привести к нарушению границ смежных земельных участков и захоронению тел на них с нарушением назначения смежных участков, нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Нарушения, указанные во внесенном в 2017 году главе Левобережного сельского поселения представлении по указанным фактам, до настоящего времени не устранены.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Разумовский С.А. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Срок исполнения решения суда уточнил, полагал возможным и обоснованным установить его до одного года.
Представитель ответчика Администрации Левобережного сельского поселения ТМР ЯО по доверенности Фицай Т.И. не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что в настоящее время заключен муниципальный контракт на выполнение работ по подготовке схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории по спорному объекту. Для проведения заявленных в иске работ необходимо вновь проведение соответствующей процедуры по разработке схемы и согласованию ее с Департаментом муниципального имущества районной администрации, поскольку спорный участок целиком входит в зону Ж-2, что не соответствует его целевому использованию. Будет инициирован вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Левобережного с/п. Полагала, что для выполнения требований прокурора необходим срок до 1 года.
Привлеченная судом в качестве третьего лица Администрация ТМР представителя в суд не направила, извещена надлежаще, отношения к заявленным требованиям не выразила.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, сопоставив доводы участников процесса с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно п.22 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.6 ч.2 ст.2 Закона Ярославской области от 30.06.2014 года №36-з «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Статьями 16, 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 года №84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» установлены санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению, а также содержанию мест погребения.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" под землеустройством понимается ряд мероприятий, в том числе по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, к которым относятся территории населенных пунктов. Статьей 17 того же Закона предусмотрено, что порядок установления на местности границ землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно п.1 ст.13 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
В силу п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
В соответствии с ч.2 ст.36 Федерального закона «О кадастровой деятельности» в результате выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости.
Статьей 37 этого же закона предусмотрено, что результатом кадастровых работ является передаваемый заказчику кадастровых работ межевой план, технический план или акт обследования.
Как следует из материалов дела, Тутаевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле выявлены нарушения требований указанного законодательства. Установлено, что на территории муниципального образования Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области находится действующее место захоронения – общественное кладбище в селе <адрес> общей площадью 0,7 га. На указанном земельном участке, находящемся в ведении Администрации Левобережного сельского поселения, не проведено межевание, не определены границы участка, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано.
Причинами выявленных нарушений является ненадлежащее исполнение должностных обязанностей со стороны соответствующих должностных лиц Администрации Левобережного сельского поселения, о чем Тутаевским межрайонным прокурором в адрес главы Левобережного сельского поселения было вынесено представление от 12.10.2017 года о принятии мер к устранению нарушений, а именно, незамедлительном принятии мер по разработке и принятию муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок деятельности специализированных служб, правил содержания мест погребения, порядка деятельности общественного кладбища, порядка осуществления контроля за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил, предъявляемых к порядку содержания мест погребения; устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно кадастровой выписке Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области» от 31.08.2018 года в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 700 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, разрешенное использование: кладбище. Сведения о регистрации прав на указанный объект отсутствуют, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Во исполнение представления прокурора Администрацией Левобережного сельского поселения Муниципальным Советом Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области принято решение от 21.12.2017 года № 37 «Об утверждении Положения об организации похоронного дела в Левобережном сельском поселении Тутаевского муниципального района Ярославской области». Разработан план-график на 5 лет по проведению межевания мест захоронения.
Между Администрацией Левобережного сельского поселения ТМР и ООО «ФАЗА» заключен муниципальный контракт № 55 от 24 апреля 2018 года по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по объекту, расположенному по адресу: <адрес>
Постановлением Администрации ТМР №392-з от 03.07.2018 года отказано Администрации Левобережного с/п ТМР в утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 9443 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для размещения кладбища, на кадастровом плане территории, поскольку схема выполнена с нарушением требований земельного законодательства, а именно спорный земельный участок находится в зоне Ж-2, согласно которой заявленная цель противоречит видам разрешенного использования, установленным в данной зоне.
Несмотря на принятые администрацией Левобережного сельского поселения ТМР меры по организации проведения разработки землеустроительных кадастровых работ в отношении земельного участка в <адрес>, занятого действующим кладбищем, до настоящего времени работы по проведению межевания и определения границ земельного участка, постановке его на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в полном объеме не проведены, что влечет за собой угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, может привести к нарушению границ смежных земельных участков и захоронению тел на них с нарушением назначения смежных участков, нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В этой связи заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом разрешая требования об осуществлении постановки на учет спорного земельного участка, суд полагает необходимым и достаточным обязать ответчика внести в ЕГРН уточненные сведения о границах и площади этого участка, так как в ЕГРН имеются сведения о земельном участке со статусом «ранее учтенный», границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Поскольку судом установлен факт наличия несоответствия установленным требованиям, то, с учетом положений статьи 204 ГПК РФ, требований разумности, суд возлагает на ответчика обязанность устранить указанные недостатки в течение года со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок суд считает достаточным для исполнения данного вида работ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 196-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. <░░░░░>; ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.