Дело № 2-7137/2019
22RS0068-01-2019-008766-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2019 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Поповой Н.Н.
при секретаре Андросовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрельникова А.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края о перерасчете пенсии, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Стрельников А.В. обратился в суд с иском к ответчику о перерасчёте пенсии -увеличении её на 32%, пересчитать время службы в Афганистане как 1 день за 3, компенсации морального вреда в размере 300 000 р. В обоснование требований указал, что является ветераном боевых действий в Афганистане. Указывает, что согласно Федеральному закону № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» пенсия участникам боевых действий устанавливается в ином размере и порядке, чем рядовым гражданам. Дополнительным начислением к основному пенсионному обеспечению является надбавка к пенсии в размере 32% как ветерану боевых действий, предусмотренная № 4468-1-ФЗ от 12.02.1993. Федеральным законом №154-ФЗ от 01.07.2019 установлено, что один день в горячих точках засчитывается как три дня военной службы. В связи с этим, истец обратился в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края с заявлением о перерасчёте пенсии, 20.05.2019 получен отказ. С данными действиями ответчика истец не согласен. Считает, что ответчик нарушает его права и поэтому подлежит взыскание компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец Стрельников А.В. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме. Пояснил, что является получателем пенсии с 2016 г. Считает, что ему полагается надбавка к пенсии в размере 32%, поскольку он является ветераном боевых действий.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле АК Колмакова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва. Полагала, что у истца отсутствует право на надбавку к пенсии в размере 32%, поскольку данная надбавка предусмотрена только военным пенсионерам, истец таковым не является. Истец является получателем пенсии с 2016 г. и как ветерану боевых действий ему начисляется ежемесячная надбавка. Истец неверно толкует законодательство.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, пенсионное дело истца, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено и подтверждено материалами дела, Стрельников А.В., 30.04.1961 года рождения с 30.04.2016 является получателем страховой пенсии в соответствии с пп.2 п.1 ст. 30 Закона № 400 - ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Стрельников А.В. обратился к ответчику с заявлением о перерасчёте размера страховой пенсии, представив архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ №, выданную Центральным архивом министерства обороны РФ.
Из указанной справки следует, что истец проходил службу по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Личный состав военной части № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ №.5.1 ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в .... АК отказано ФИО2 в перерасчёте размера страховой пенсии по старости. При этом указано, что в соответствии с пп.1 п.2 ст.18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ перерасчёт размера страховой пенсии производится в случае увеличения индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.10 ст.15 ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ исчисляется по нормам ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации».
Размер страховой пенсии по старости Стрельникову А.В. установлен согласно п.3 ст. 30 ФЗ №173-ФЗ.
Поскольку период прохождения военной службы по призыву с 10.05.1979 по 21.05.1981 был засчитан в общий трудовой стаж календарно при назначении трудовой пенсии по старости с 30.04.2016, произвести перерасчёт по заявлению от 16.05.2019 не представляется возможным.
Истец полагает, что ответчик должен произвести перерасчёт его пенсии в размере 32% как ветерану боевых действий.
В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а в соответствии со ст. 35 Конституции РФ право на пенсию может быть ограничено только федеральным законом.
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии назначаются по линии Министерства обороны РФ, МВД РФ и других силовых ведомств военнослужащим из числа лиц офицерского состава и военнослужащим по контракту.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
15.03.2019 Центральным военным округом Стрельникову А.В. выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БД №, дающее право на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п.1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Лица, указанные в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, среди которых лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, приобретают право на пенсию за выслугу лет на военной службе, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе 20 и более лет (подпункт "а" части 1 статьи 5, подпункт "а" части 1 статьи 13 этого закона).
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I также предусмотрены основания для повышения размера пенсии за выслугу лет.
В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
К ветеранам боевых действий из числа лиц, которым повышается на 32 процента расчетного размера пенсии относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.
В силу части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные названным законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Суд отмечает, что нормами Федерального закона №4468-I от 12.02.1993 регламентируется пенсионное обеспечение военнослужащих при установлении и выплате пенсии за выслугу лет.
Поскольку истец не является получателем пенсии в соответствии с п. п. "а, б" ст. 5 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то на него не распространяется положения пункта "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I.
Установление и выплату пенсий за выслугу лет военнослужащим Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края не производит.
Стрельников А.В. не является субъектом правоотношений по нормам Закона №4468-I от 12.02.1993, поскольку получает пенсию в соответствии с нормами Федерального Закона №400-ФЗ.
Как ветерану боевых действий Стрельникову А.В. осуществляется ежемесячная надбавка к пенсии.
С 01 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2013 г. ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу п.10 ст.15 ФЗ №400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015 исчисляется по нормам Федерального Закона от 17.12.2001 №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ст. 11 Федерального Закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке (ч. 1). При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст.13 №400-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 30 ФЗ от 17 декабря 2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке по их фактической продолжительности, в которую включается, в том числе служба в Вооруженных Силах РФ, в календарном порядке (п. 4 ст. 30).
Исчисление размера пенсии истцу произведено в соответствии с п.3 ст.30 ФЗ № 173-ФЗ.
Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусматривалось и не предусматривается льготное исчисление периодов военной службы по призыву при исчислении размера пенсии.
Суд приходит к выводу, что требование о включении периода службы истца в Советской армии из расчёта один месяц службы за три месяца в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советский войск на территории демократической республики Афганистан и их семьям" является необоснованным.
Положениями пп. "а" п. 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента Советских Войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям", было определено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях.
Пунктом 4 Постановления Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советский войск на территории демократической республики Афганистан и их семьям" установлено, что для предоставления льготы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 настоящего Постановления, на которую претендует истец, периоды пребывания и участия в боевых действиях военнослужащих на территории Демократической республики Афганистан определяются Министерством обороны СССР, Комитетом государственной безопасности СССР и Министерством внутренних дел СССР соответственно.
Таким образом, предусмотренное пп. "а" п. 1 названного Постановления льготное исчисление периодов военной службы для назначения пенсии за выслугу лет установлено для исчисления выслуги лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", вследствие чего данный нормативный акт не подлежит применению при исчислении стажа для назначения страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Поскольку требование истца о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчёт пенсии оставлено судом без удовлетворения, то и не подлежит производное от него требование о взыскании компенсации морального вреда, поскольку пенсионное право истца- это его имущественное право, а моральный вред взыскивается при нарушении личных неимущественных прав.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Стрельникова А.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края о перерасчете пенсии, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Попова