Решение по делу № 33-10439/2023 от 17.10.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-10439/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Благодатная Е.Ю.

(2-2818/2023) УИД 91RS0003-01-2023-002787-86

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    22 ноября 2023 года                                                                г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего-судьи Морозко О.Р.
судей Готовкиной Т.С.,Любобратцевой Н.И.
при секретаре ФИО6

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в интересах ФИО3 в лице законного представителя ФИО2 к Министерству здравоохранения Республики Крым о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями,

по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Крым на решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав и свобод ФИО3 в лице законного представителя ФИО2, к Министерству здравоохранения Республики Крым, в котором просил обязать ответчика обеспечить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, необходимыми медицинскими изделиями: ингалятором PARI SINUS, маской PARI BABY размера 3 с угловым переходником 4 штуки на год (с учетом замены 1 раз в 3 месяца); сменными насадками для ингаляции через нос PARI LC SPRINT SINUS 2 четыре штуки на год (с учетом замены 1 раз в 3 месяца); сменными насадками для ингаляции в легкие PARI LC SPRINT PRO четыре штуки на год (с учетом замены 1 раз в                    3 месяца); тренажером PARI PEP s-system четыре штуки на год (с учетом замены 1 раз в 3 месяца).

В обоснование требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой <адрес> Республики Крым проверкой установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в детской поликлинике Филиала ФГБУ «ФНКЦ ФМБА в Крыму» имеет диагноз «муковисцидоз, легочно-кишечная форма средне-тяжелое течение», имеет статус ребенок-инвалид, паллиативный статус ей не присваивался.

Решением врачебной комиссии Филиала ФГБУ «ФНКЦ ФМБА в Крыму», изложенном в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, спорные медицинские изделия назначены для использования при лечении ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ направлена соответствующая заявка в адрес Министерства здравоохранения Республики Крым, однако письмом №С-11/5330/2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в предоставлении вышеуказанных медицинских изделий в связи с отсутствием паллиативного статуса. В перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам, указанные изделия не включены и их предоставление за счет средств федерального бюджета не финансируется. Внесение изменений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации                ФИО3 и включение в нее данного прибора ФКУ «ГБ МСЭ по РК» Министерства труда России по осуществлялось. При этом, необеспечение ФИО3 спорными медицинскими изделиями, назначенными врачебной комиссией, нарушает ее право на охрану здоровья и оказание квалифицированной медицинской помощи, в связи с чем прокурор и обратился в суд.

Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск прокурора <адрес> Республики Крым в интересах ФИО3 удовлетворен. На Министерство здравоохранения Республики Крым возложена обязанность обеспечить ФИО3 необходимыми медицинскими изделиями: ингалятором PARI SINUS, маской PARI BABY размера 3 с угловым переходником 4 штуки на год (с учетом замены 1 раз в 3 месяца); сменными насадками для ингаляции через нос PARI LC SPRINT SINUS 2 четыре штуки на год (с учетом замены 1 раз в 3 месяца); сменными насадками для ингаляции в легкие PARI LC SPRINT PRO четыре штуки на год (с учетом замены 1 раз в 3 месяца); тренажер PARI PEP s-system четыре штуки на год (с учетом замены 1 раз в 3 месяца). Решение суда обращено к немедленному исполнению.

Не согласившись с указанным решением, представитель Министерства здравоохранения Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Автор жалобы считает, что решение по делу вынесено на основании ошибочных выводов, без соответствующей оценки представленных доказательств. Указывает, что ФИО3 установлена категория «Дети-инвалиды» с ДД.ММ.ГГГГ, она имеет право на обеспечение лекарственными препаратами на льготных условиях, включена в региональный сегмент федерального регистра больных, в частности, муковисцидозом. При этом, заявленные истцом изделия не входят в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, а также указал, что решение о передаче пациенту медицинского изделия принимается врачебной комиссией медицинской организации, в которой пациент получает паллиативную медицинскую помощь, на основании заключения лечащего врача, выявившего медицинские показания для использования медицинского изделия на дому.

Также автор жалобы указал на необоснованность ссылки в обжалуемом решении на приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н, устанавливающий Порядок передачи медицинской организацией пациенту медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому при оказании паллиативной медицинской помощи, поскольку документы подтверждающие наличие паллиативного статуса, у ФИО3 отсутствуют.

Прокуратура <адрес> Республики Крым в своих возражениях просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании прокурор ФИО7 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в ней, просила решение суда оставить без изменения.

Законный представитель истца в судебное заседание не явилась, явку своего представителя не обеспечила, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся законного представителя истца и представителя ответчика.

Заслушав судью-докладчика, пояснения прокурор, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой рассмотрено обращение ФИО2 в интересах несовершеннолетней ФИО3 о защите прав в судебном порядке на получение лекарственных изделий (л.д. 8-9). В рамках рассмотрения установлено, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в детской поликлинике Филиала ФГБУ «ФНКЦ ФМБА России в Крыму» и имеет диагноз «муковисцидоз, легочно-кишечная форма средне-тяжелое течение», имеет статус ребенок-инвалид, что подтверждается справкой Бюро медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Крым» Минтруда России серии МСЭ-2019 , предоставленной суду апелляционной инстанции.

В качестве нового доказательства судом апелляционной инстанции принята копия индивидуально программы реабилитации или абилитации инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2020, в которой указана нуждаемость ФИО3 в медицинской реабилитации.

Главным пульмонологом Министерства здравоохранения Республики Крым ФИО8 по результатам консультации ФИО3 даны рекомендации по лечению (л.д. 10-11) и указано на то, что ГБУЗ МО «Детский клинический многопрофильный центр <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ М/21 ФИО3 назначены постоянно по жизненным показаниям ингаляции: дорназа альфа 2,5 мл 1р/д ежедневно через небулайзер «Пари синус». Отмене и замене не подлежит.

Также в выписке указано, что ребенку-инвалиду рекомендовано постоянное применение ингаляционных приборов: медицинское изделие ингалятор PARI SINUS, маска PARI BABY размера 3 с угловым переходником - 4 штуки на год (с учетом замены 1 раз в 3 месяца), сменные насадки для ингаляции через ном PARI LC SPRINT SINUS 2 -                  4 штуки на год (с учетом замены 1 раз в 3 месяца), сменные насадки для ингаляции в легкие PARI LC SPRINT PRO - 4 штуки на год (с учетом замены 1 раз в 3 месяца), тренажер PARI PEP s-system 4 штуки на год (с учетом замены 1 раз в 3 месяца) (п. 23-27).

Решением врачебной комиссии Филиала ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства» в Крыму, оформленным протоколом -ЛО от ДД.ММ.ГГГГ, установлена необходимость указанных медицинских изделий при лечении ФИО3 по жизненным показаниям (л.д. 14-15).

ДД.ММ.ГГГГ Филиалом ФГБУ ФНКЦ ФМБА России в Крыму в адрес Министерства здравоохранения Республики Крым направлена заявка на медицинские изделия указанные в клинических рекомендациях для ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 12).

Согласно письму Министерства здравоохранения Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №С-11/5330/2, ФИО2 отказано в предоставлении вышеуказанных медицинских изделий в связи с отсутствием паллиативного статуса, в связи с чем Министерство здравоохранения Республики Крым не имеет полномочий на закупку указанных медицинских изделий (л.д. 7).

Разрешая спор о возложении на Министерство здравоохранения Республики Крым обязанности незамедлительно обеспечивать ребенка-инвалида медицинскими изделиями, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не обеспечение несовершеннолетней ФИО3 необходимыми медицинскими изделиями нарушает ее право на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, указанные медицинские изделия необходимы несовершеннолетнему ребенку по жизненным показаниям.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от              21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Действие данного требования может быть изменено в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения - участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены, в том числе, инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2497 (далее - Программа государственных гарантий; Программа).

Программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III Программы государственных гарантий указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний (перечень содержится в этом разделе), в том числе болезни органов дыхания и пищеварения

Согласно разделу V Программы обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктами 3, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2004 года №864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения РФ - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей - инвалидов.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказами Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2020 №929н/1345н, пунктом 14 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача)            (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Пунктом 17 указанного порядка предусмотрено, что в целях повышения доступности обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе определять условия доставки лекарственных препаратов, медицинских изделий в пределах полномочий, установленных статьей 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г.            №178-ФЗ.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения. Республик Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республик Крым от 27.06.2014 № 149, Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно - правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Крым, контролю в сфере охраны здоровья, отраслевое или межотраслевое управление в наиболее важных отраслях и установленных сферах деятельности, оказанию государственных услуг в сфере охраны здоровья и управлению государственным имуществом, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым

    Пунктом 5 Положения предусмотрено, что Министерство разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, участвует в санитарно - гигиеническом просвещении населения; организует безвозмездное обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, а также обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.

    Согласно п.п. 33 пункта 5 раздела 2 Положения Министерство исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в бюджете Республики Крым на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения Республики Крым.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи (п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Порядок передачи медицинской организацией пациенту (его законному представителю) медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому при оказании паллиативной медицинской помощи установлен Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2012 №1968 утверждены правила поэтапного перехода медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с частями 3, 4, 6-9 и 11 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Постановление вступило в законную силу 01.01.2022.

Пункт 3 Правил №1968 регламентирует, что клинические рекомендации, размещенные на официальном сайте до 01.06.2022, применяются с 01.01.2023; клинические рекомендации, размещенные на официальном сайте до 01.01.2022, учитываются при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Согласно постановлению Правительства РФ от 11.04.2005 №206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве» Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: порядок организации оказания медицинской помощи населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (п. 5.2.2); организацию оказания следующих работ и государственных услуг в сфере здравоохранения (п. 5.3.21), в том числе: первичную медико-санитарная помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, включая медицинскую эвакуацию, медицинскую помощь и паллиативную медицинскую помощь, оказываемую федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Агентства; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе централизованные закупки (п. 5.7); иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (п. 5.28).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 №1156-р утвержден перечень организаций и территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическом агентством. В данный перечень включено муниципальное образование городской округ Ялта (за исключением медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)).

Таким образом, на территории муниципального образования городской округ Ялта медицинскую помощь, включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования детям до 18 лет оказывает детская поликлиника Филиала ФГБУ «ФНКЦ ФМБА России в Крыму». В свою очередь, спорные медицинские изделия не включены в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Совета министров Крым от 29.12.2022 № 1271, в связи с чем обеспечение такими, в том числе, медицинскими изделиями, назначенными по жизненным показаниям, осуществляется путем организации соответствующим органом исполнительной власти мероприятий по приобретения таких медицинских изделий за счет бюджета субъекта РФ, то есть Министерством здравоохранения Республики Крым за счет бюджета Республики Крым.

Так, заболевание муковисцидоз (кистозный фиброз) относится к генетическим наследственным заболеваниям, обусловленным мутацией гена трансмембранного регулятора муковисцидоза и характеризующееся поражением желез внешней секреции, тяжелыми нарушениями функций органов дыхания и пищеварения.

В данном конкретном случае заболевание имеет смешанный тип – легочно-кишечное, которое включено в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утруждённую Постановлением правительства РФ от 29.12.2022 N 2497.

Учитывая то, что спорные медицинские изделия необходимы          истцу – несовершеннолетнему ребенку, 2019 года рождения, имеющему статус ребенка-инвалида, для введения препарата, назначенного по жизненным показаниям и проведения иного комплекса напрямую связанных с его введением манипуляций.

Принимая во внимание изложенное, не обеспечение                   ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, медицинскими изделиями, нарушает социальные права малолетней, в частности право на охрану жизни и здоровья, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что в настоящем деле суд первой инстанции приведенные нормативные положения к спорным отношениям, связанным с обеспечением ребенка, являющегося инвалидом спорными медицинскими изделиями, применил правильно, вследствие чего пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для возложения на Министерство здравоохранения Республики Крым обязанности по обеспечению ребенка названными медицинскими изделиями.

При этом, судебная коллегия отклоняет довод жалобы о том, что спорные медицинские изделия не подлежат предоставлению истцу ввиду отсутствия у нее установленного паллиативного статуса, поскольку ответчик-апеллянт (Министерство здравоохранения Республики Крым) не учел, что в соответствии с положениями части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. При этом, предоставление медицинских изделий, необходимых по жизненным показаниям, не ставится в зависимость от наличия установленного паллиативного статуса.

Также правильным, по мнению судебной коллегии, является вывод суда первой инстанции о наличии оснований для обращения решения к немедленному исполнению.

Согласно статье 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе.

Часть 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Обращая решение к немедленному исполнению, суд первой инстанции, исходил из того, что не обеспечение ФИО3 медицинскими изделиями нарушает социальные права малолетней. Принимая во внимание характер и тяжесть заболевания ФИО3, ее возраст, то обстоятельство, что спорные медицинские изделия ей необходимы по жизненным показаниям, судебная коллегия приходит к выводу о том, что промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению состояния здоровья ребенка-инвалида, в связи с чем во избежание усугубления негативных последствий заболевания у суда первой инстанции были достаточные основания для удовлетворения требования прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они сделаны на основании правильно установленных фактических обстоятельств дела, основаны на соответствующих нормах материального и процессуального права.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в указанной части Министерство здравоохранения Республики Крым решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не обжаловало.

Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию ответчика в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда являться не может.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Крым без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий О.Р. Морозко
Судьи Т.С. Готовкина Н.И. Любобратцева

33-10439/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Прокуратура г.Ялты
Смертина Светлана Александровна
Ответчики
Министерство Здравоохранения РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Морозко Ольга Романовна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
17.10.2023Передача дела судье
22.11.2023Судебное заседание
12.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2024Передано в экспедицию
22.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее