Решение по делу № 2-286/2018 от 21.06.2018

Дело № 2-286/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вуктыл Республика Коми 23 июля 2018 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,

при секретаре Блягоз Е.В.,

с участием представителя истца - администрации городского округа «Вуктыл» Прокопчук К.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

ответчика П.ко П.И.,

представителя ответчика П.ко П.И. - Насонова С.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации городского округа «Вуктыл» к П.ко П. И. о признании выписки из похозяйственной книги недействительной, признании права собственности на земельный участок отсутствующим, об исключении записи из Единого государственного реестра недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

в Вуктыльский городской суд Республики Коми ДД.ММ.ГГГГ с исковым заявлением к П.ко П.И. о признании выписки из похозяйственной книги недействительной, признании права собственности на земельный участок отсутствующим, об исключении записи из Единого государственного реестра недвижимости обратилась администрация городского округа «Вуктыл».

Исковые требования мотивированы следующим.

На основании выписки из похозяйственной книги, выданной Петрунько П.И. администрацией городского округа «Вуктыл» ДД.ММ.ГГГГ , ответчиком оформлено право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., имеющий кадастровый номер . Вместе с тем, на данном земельном участке находится объект недвижимости - жилой дом, имеющий адрес: <адрес>, являющийся муниципальной собственностью и принадлежащий администрации городского округа «Вуктыл».

Таким образом, учитывая что данный земельный участок расположен под домом, который является муниципальной собственностью, оформление права собственности П.ко П.И. на земельный участок произведено в нарушение положений действующего законодательства, поскольку исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду, в силу п. 1 ст. 39.20., п. 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, а отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения, в случае если оно принадлежит одному лицу, не допускается.

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик и его представитель с исковыми требованиями не согласились, пояснив суду, что П.ко П.И. оформил право собственности на земельный участок в соответствии с действующим законодательством, поскольку администрацией городского округа ему была предоставлена соответствующая выписка из похозяйственной книги, которую ответчик представил в регистрирующий орган. Кроме того, ответчик полагал, что истцом не представлено доказательств того, что жилой дом, расположенный на спорном земельном участке, принадлежит городскому округу. Также П.ко П.И. полагал обоснованным оформление права собственности на земельный участок, поскольку на протяжении длительного периода времени (20-30 лет) он возделывает данную землю, ведет на ней личное подсобное хозяйство, а также поддерживает в надлежащем, пригодном для проживания состоянии, жилой дом, расположенный на этом участке.

Третье лицо на стороне ответчика - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения искового заявления, в судебное заседание не явился, представив суду письменный отзыв об отсутствии возражений по поводу заявленных исковых требований.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении представителя третьего лица на стороне ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что администрация городского округа «Вуктыл» осуществляет свою деятельность на основании решения Совета муниципального образования городского округа «Вуктыл» «Об администрации городского округа «Вуктыл» от 19 апреля 2016 года № 28 и в соответствии с Положением об администрации городского округа «Вуктыл», являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа «Вуктыл», наделенным Уставом городского округа «Вуктыл» полномочиями по решению вопросов местного значения.

Как следует из распоряжения Правительства Республики Коми от 06 октября 2008 года № 355-р утвержден перечень муниципального имущества муниципального образования муниципального района «Вуктыл», передаваемого в собственность муниципального образования сельского поселения «Усть-Соплеск» в процессе разграничения муниципального имущества.

В соответствии с актом приема-передачи муниципального имущества муниципального образования муниципального района «Вуктыл» в собственность муниципального образования сельского поселения «Усть-Соплеск» от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное образование муниципального района «Вуктыл» передает, а муниципальное образование сельского поселения «Усть-Соплеск» принимает в собственность муниципальное имущество муниципального образования муниципального района «Вуктыл», в том числе жилой дом <адрес>, в котором ответчик проживает на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ совместно с супругой П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочерью ПП ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Таким образом, материалами дела объективно установлено и документально подтверждено, что жилой дом <адрес> является муниципальной собственностью.

В силу Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 года № 114-РЗ «О предобразовании муниципальных образований муниципального района «Вуктыл» в Республике Коми и внесении изменений в связи с этим в Закон Республики Коми «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» решением Совета городского округа «Вуктыл» от 19 апреля 2016 года № 28 «Об администрации городского округа «Вуктыл» администрация городского округа «Вуктыл» является правопреемником публичных прав и обязанностей администрации сельского поселения «Усть-Соплеск».

В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, представленной по запросу суда, П.ко П. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированному по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства площадью <данные изъяты>. В качестве основания государственной регистрации указана выписка из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ о наличии у гражданина права на земельный участок.

Вместе с тем, из выписки, выданной администрацией городского округа «Вуктыл», на основании похозяйственных книг за период ДД.ММ.ГГГГ следует, что вид права, на котором гражданину (П.ко П.И.) принадлежит вышеобозначенный земельный участок не определен. Кроме того, в данной выписке не указаны правоустанавливающие документы, свидетельствующие о праве собственности П.ко П.И. на земельный участок. В качестве реквизита документа, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок указан подворовый обход и материалы инвентаризации.

Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.

Как указывалось выше, на основании данной выписки, в порядке, предусмотренном ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», П.ко П.И. оформлено право собственности на спорный земельный участок, тогда как материалами дела установлено, что данный участок расположен под домом <адрес>.

Администрация городского округа «Вуктыл» ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Вуктыльский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к П.ко П. И., П, ПП и М о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; обязании сдачи данного жилого помещения по акту приема-передачи, снятии ответчиков с регистрационного учета в жилом помещении и расторжении договоров социального найма от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ .

Исковые требования мотивированы тем, что выделенная ответчику по государственному жилищному сертификату субсидия реализована последними путем приобретения в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается регистрацией права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, до настоящего времени семья Петрунько фактически проживает и сохраняет регистрацию в спорном жилом помещении, в отношении которого ответчиком Петрунько Н.М. и совершеннолетними членами ее семьи (П., ПП.) ДД.ММ.ГГГГ было дано обязательство о сдаче наймодателю в двухмесячный срок с даты приобретения ими жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата.

По определению Вуктыльского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ производство по данному гражданскому делу приостановлено на основании абзаца 5 статьи 215 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации до разрешения судом настоящего гражданского дела.

В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется, в силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации и федеральными законами.

Согласно п. 3 ст. 3.1. Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.

Статья 19 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает право муниципальной собственности на землю.

Право органов местного самоуправления на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю имеет своим основанием публично-правовую обязанность обеспечения эффективного управления государственными землями, их целевого использования и охраны.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Пунктом 9.1. статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В соответствии с положениями ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется в том числе и на основании выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственней книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 07 июля 2003 года и№ 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

В соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 года № 345 (зарегистрировано в Минюсте России 22 ноября 2010 года № 19007) утверждена Форма и Порядок ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.

Исходя из п. 7 данного Порядка записи в книгу производятся должностными лицами на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств.

Пунктом 24 Порядка ведения похозяйственных книг предусмотрено, что, заполняя сведения о правах на землю, в свободных строках указывается номер документа, подтверждающего право на земельный участок, его категорию и размер.

Форма выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, утверждена Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07 марта 2012 года № П/103 (зарегистрировано в Минюсте России 04 мая 2012 года № 24057). Согласно данной Формы, в нее вносятся реквизиты документа, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок при наличии сведений в похозяйственной книге.

В силу п. 1 ст. 39.20. Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с п. 5 ст. 39.16. Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.

Таким образом, представляется очевидным, что земельное законодательство основано на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В развитие данного принципа пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации запрещает отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, строений, сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу. При этом отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.

По смыслу приведенных норм, в случае принадлежности объектов недвижимости и земельного участка, на котором они расположены, одному лицу, в обороте объекты недвижимости и земельный участок выступают совместно.

Кроме того, в сложившейся ситуации, по мнению суда, необходимо учитывать, что право муниципальной собственности у истца в лице администрации городского округа «Вуктыл» на жилой дом, расположенный на земельном участке, возникло ранее, чем право собственности на земельный участок у ответчика П.ко П.И. То есть признание за ответчиком права собственности на земельный участок нарушит установленный законом принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Таким образом, истцом обоснованно заявлены требования, направленные на преодоление зарегистрированного права собственности ответчика на земельный участок и отвечающие вышеуказанным положениям действующего законодательства.

Материалами рассматриваемого гражданского дела установлено, что жилой дом <адрес> который находится на спорном земельном участке, является муниципальной собственностью, однако воля собственника на отчуждение земельного участка отсутствовала, имущество выбыло из владения муниципального образования помимо его воли.

Поскольку действующее земельное законодательство не предусматривает возможности приобретения муниципального земельного участка в частную собственность, в том случае если здание, находящееся на нём находится в муниципальной собственности, основания для оформления права собственности на поименованный земельный участок у ответчика П.ко П.И. не имелись.

Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Регистрация права собственности за П.ко П.И. земельного участка затрудняет реализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищных правоотношений, тем самым нарушает нормативно установленный порядок осуществления функций местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, при наличии ситуации, при которой земельный участок с кадастровым номером принадлежит ответчику П.ко П. И., а расположенный на нем объект недвижимости (жилой дом) - администрации городского округа «Вуктыл», противоречит основным принципам земельного законодательства, что является недопустимым.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные положения действующего законодательства, а также обстоятельства, установленные по делу, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Администрации городского округа «Вуктыл» к П.ко П. И. о признании выписки из похозяйственной книги недействительной, признании права собственности на земельный участок отсутствующим, об исключении записи из Единого государственного реестра недвижимости.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования администрации городского округа «Вуктыл» к П.ко П. И. о признании выписки из похозяйственной книги недействительной, признании права собственности на земельный участок отсутствующим, об исключении записи из Единого государственного реестра недвижимости, - удовлетворить.

Признать недействительной выписку из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ , выданную администрацией городского округ «Вуктыл», о наличии у П.ко П. И. права на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>

Признать отсутствующим право собственности П.ко П. И. на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права собственности П.ко П. И. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий кадастровый номер .

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, то есть с 27 июля 2018 года, через Вуктыльский городской суд Республики Коми.

Судья Е.Е. Сергеева

2-286/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация ГО "Вуктыл"
Ответчики
Петрунько Петро Иванович
Другие
Насонов Сергей Николаевич
Суд
Вуктыльский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vuktyl.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее