Дело № 2а-130/2020,
№ 88а-5162/2021
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 7 июля 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 июля 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А., Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тоннэ Е.М. на решение Мильковского районного суда Камчатского края от 25 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 22 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Тоннэ Е.М. к врио главы администрации Быстринского муниципального района Грекову А.В., администрации Быстринского муниципального района Камчатского края о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
29 января 2020 года Тоннэ Е.М. обратилась в администрацию Быстринского муниципального района Камчатского края (далее – Администрация) с заявлением об оказании материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией.
27 февраля 2020 года по результатам рассмотрения указанного заявления административному истцу дан ответ за исходящим № 735/06, подписанный врио главы Администрации Грековым А.В., в котором разъяснено, что для предоставления мер социальной поддержки заявитель вправе обратиться в отдел образования и социальной защиты населения Администрации, а также приведена информация о мерах социальной поддержки гражданам, проживающим на территории Быстринского муниципального района Камчатского края, которыми заявитель вправе воспользоваться.
Полагая, что должностным лицом органа местного самоуправления не обеспечено объективное, полное и всестороннее рассмотрение обращения в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ), Тоннэ Е.М. обратилась в Мильковский районный суд Камчатского края с административным исковым заявлением к врио главы Администрации Грекову А.В. и Администрации, в котором просила: признать незаконным бездействие врио главы Администрации Грекова А.В., выразившееся в нарушении порядка рассмотрения обращения Тоннэ Е.М. от 29 января 2020 года об оказании материальной помощи, а также в неосуществлении должностного контроля за исполнением ответственными должностными лицами Администрации предписаний административного регламента о порядке предоставления муниципальной услуги по оказанию социальной поддержки единовременной материальной помощи малообеспеченным категориям граждан Быстринского района; возложить на Администрацию обязанность рассмотреть заявление Тоннэ Е.М. в порядке, предусмотренном законом, проинформировать административного истца о принятом решении письменно.
Решением Мильковского районного суда Камчатского края от 25 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 22 октября 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Тоннэ Е.М. было отказано.
14 мая 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная 22 апреля 2021 года через Мильковский районный суд Камчатского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Мильковского районного суда Камчатского края от 25 июня 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 22 октября 2020 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 29 января 2020 года Тоннэ Е.М. подала на имя врио главы Администрации Грекова А.В. заявление, в котором просила в связи со сложной жизненной ситуацией (отсутствием источников дохода, наличием на иждивении трёх малолетних детей) оказать ей материальную помощь.
27 февраля 2020 года письменным ответом за исходящим № 735/06 за подписью врио главы Администрации Грекова А.В. административному истцу было разъяснено, что вопрос о предоставлении мер муниципальной поддержки решается отделом образования и социальной защиты населения Администрации (с указанием контактных данных указанного отдела), кроме того, Тоннэ Е.М. направлен список мер муниципальной социальной поддержки, которые предоставляются гражданам на территории Быстринкого муниципального района Камчатского края (с указанием наименования каждой из мер социальной поддержки, размера выплаты и перечня документов, необходимых для предоставления соответствующей меры социальной поддержки).
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ) предусмотрено, что под «муниципальной услугой», предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (органа, предоставляющего муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьёй 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесённых к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключённых из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ).
К числу прав заявителей при получении государственных и муниципальных услуг пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ относит получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Из содержания статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ следует, что в целях получения муниципальной услуги заявитель вправе обратиться в орган, предоставляющий муниципальную услугу, (непосредственно или через многофункциональный центр), приложив к заявлению документы, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент должен содержать описание стандарта предоставления муниципальной услуги, который, в том числе, включает в себя: наименование муниципальной услуги; наименование органа, предоставляющего муниципальную услугу; исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги (статьи 12, 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ).
Постановлением главы Администрации от 8 ноября 2010 года № 373 утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Оказание социальной поддержки единовременной материальной помощи малообеспеченным категориям граждан Быстринского района» (далее – Административный регламент), пункты 1.3, 2.13 которого предусматривают, что заявитель для получения соответствующей муниципальной услуги должен представить в отдел образования и социальной защиты населения Администрации: заявление на оказание единовременной материальной помощи; копию паспорта; справку о составе семьи; документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов его семьи.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Из содержания части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ следует, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо должны дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ, либо уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи (то есть, кроме письменных обращений, поступивших высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции).
Оказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Мильковский районный суд Камчатского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда, пришёл к выводу, что со стороны административных ответчиков не было допущено незаконного бездействия при разрешении заявления Тоннэ Е.М. от 29 января 2020 года. Поскольку указанное письменное обращение не было адресовано в орган, оказывающий муниципальную услугу по предоставлению меры социальной поддержки (выплаты материальной помощи), к нему не было приложено документов, необходимых для получения муниципальной услуги, врио главы Администрации Греков А.В. в письме от 27 февраля 2020 года № 735/06 был вправе сообщить административному истцу информацию о порядке и условиях предоставления подобной муниципальной услуги.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что изложенная позиция нижестоящих судов согласуется с приведёнными выше положениями статей 9, 10, 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ, статьей 5, 7, 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ.
В свою очередь доводы кассационной жалобы о несогласии с обжалуемым ответом воспроизводят позицию административного истца, изложенную им ранее в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе; эти доводы не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, положенных в основу решения и апелляционного определения, по существу они сводятся к субъективной переоценке установленных по делу обстоятельств и доказательств, которая в силу положений частей 2 и 3 статьи 328, частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Ссылки в кассационной жалобе на непривлечение судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованного лица отдела образования и социальной защиты населения Администрации не могут свидетельствовать о допущенных по делу существенных нарушениях норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных по делу судебных постановлений, поскольку применительно к рассматриваемому административному спору, обжалуемые судебные акты не могут повлиять на права или обязанности соответствующего отдела Администрации по отношению к одной из сторон по делу, тогда как в силу части 2 статьи 47 КАС РФ это обстоятельство является необходимым условием для привлечения к участию в административном деле заинтересованного лица.
То обстоятельство, что при рассмотрении дела в Мильковском районном суде Камчатского края интересы Администрации представляла Прокина А.В., полномочия которой были проверены судом первой инстанции, также не может свидетельствовать о допущенном нарушении или неправильном применении судом норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что, разрешая заявленные требования, нижестоящие суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку и постановили законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на верной оценке исследованных судами доказательств, и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Мильковского районного суда Камчатского края от 25 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 22 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тоннэ Е.М. – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи