Решение по делу № 2а-1521/2021 от 06.04.2021

УИД 34RS0005-01-2021-001856-92

Дело № 2а-1521/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2021 года город Волгоград

Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Костюк И.И.,

при секретаре судебного заседания Беркетовой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 9 по <адрес> к Хохлов В.А, о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Хохлову В.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обосновании заявленных требований указывает, что на налоговом учете состоит Хохлов В.А., который является плательщиком транспортного налога физических лиц. Хохлову В.А. были направлены налоговые уведомления с расчетом налога подлежащего уплате, с установленным сроком для уплаты налога, однако они остались без исполнения. Неисполнение обязанности по уплате налога явилось основанием для направления налогоплательщику требований:

- № 9619 от 29 января 2020 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 1 719 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в размере 20 рублей 60 копеек;

- № 22803 от 13 февраля 2020 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 3 680 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в размере 9 рублей 88 копеек.

Налогоплательщик Хохлов В.А. не погасил образовавшуюся задолженность.

09 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка № 100 Волгоградской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам с должника Хохлова В.А., однако, в соответствии со ст. 123.7 КАС РФ по поступившим возражениям от должника относительно исполнения вышеуказанного судебного приказа, 10 ноября 2020 года он был отменен.

Просит взыскать с Хохлова В.А. в пользу МИФНС России № 9 по Волгоградской области задолженность по требованиям:

- № 9619 от 29 января 2020 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 755 рублей 46 копеек, пени по транспортному налогу в размере 20 рублей 60 копеек;

- № 22803 от 13 февраля 2020 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 3 680 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в размере 9 рублей 88 копеек, а всего взыскать 4 465 рублей 94 копеек.

31 мая 2021 года административным истцом уточнены исковые требования просит взыскать с Хохлова В.А. в пользу МИФНС России № 9 по Волгоградской области задолженность по требованию:

- № 22803 от 13 февраля 2020 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 3 680 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в размере 9 рублей 88 копеек, в общей сумме 3 689 рублей 88 копеек.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области Паршина Е.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просит удовлетворить уточненные требования.

Административный ответчик Хохлов В.А. в судебном заседании возражал против заявленных требований, в том числе в связи с пропуском срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в установленный срок.

В соответствии с ч. 2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

На основании ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).

В соответствии со ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На территории Волгоградской области транспортный налог, ставки налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком установлены и введены Законом Волгоградской области от 11 ноября 2012 года N 750-ОД "О транспортном налоге".

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, предусмотренной п. 1 ст. 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Согласно частей 1 - 3 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Судом установлено, что Хохлов В.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области и является плательщиком транспортного налога.

В адрес Хохлова В.А. было направлено налоговое уведомление № 37371246 от 10 июля 2019 года, об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 1 719 рублей 00 копеек в срок до 02 декабря 2019 года, которое осталось без исполнения.

Также в адрес Хохлова В.А. было направлено налоговое уведомление № 89822139 от 23 ноября 2019 года, об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 3 680 рублей 00 копеек в срок до 30 января 2020 года, которое осталось без исполнения.

Налоговые уведомления были направлены Хохлову В.А. почтовым отправлением.

В связи с неуплатой налога, Хохлову В.А. были направлены требования:

- № 9619 от 29 января 2020 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 1 719 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в размере 20 рублей 60 копеек;

- № 22803 от 13 февраля 2020 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 3 680 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в размере 9 рублей 88 копеек.

Требования были направлены Хохлову В.А, почтовым отправлением.

Поскольку указанные требования административный ответчик не исполнил, Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области в порядке ст. 48 НК РФ было подано заявление о выдаче судебного приказа в отношении Хохлова В.А. в связи с задолженностью по налогам.

09 октября 2020 года мировым судьей судебного участка № 100 Волгоградской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам с должника Хохлова В.А., однако, в соответствии со ст. 123.7 КАС РФ по поступившим возражениям от должника относительно исполнения вышеуказанного судебного приказа, 10 ноября 2020 года он был отменен.

Вместе с тем, судом при рассмотрении административного дела установлено, что срок исполнения требований:

-№ 9619 от 29 января 2020 года налоговым органом был установлен для Хохлова В.А. до 24 марта 2020 года.

-№ 22803 от 13 февраля 2020 года налоговым органом был установлен для Хохлова В.А. до 31 марта 2020 года.

Согласно требованию № 22803 от 13 февраля 2020 года общая сумма задолженности Хохлова В.А. по транспортному налогу превысила 3 000 рублей. Срок исполнения по данному требованию установлен до 31 марта 2020 года. Следовательно, шестимесячный срок для обращения в суд истек 30 сентября 2020 года (31 марта 2020 г. + 6 месяцев).

Между тем, МИФНС России № 9 по Волгоградской области обратилась к мировой судье судебного участка № 100 по Волгоградской области с заявлением о выдаче судебного приказа 02 октября 2020 года (то есть по истечению срока, установленного ст. 286 КАС РФ и такого же шестимесячного срока, установленного ст. 48 НК РФ, поскольку общая сумма задолженности превысила 3000 рублей).

С административным исковым заявлением в суд МИФНС России № 9 по Волгоградской области к Хохлову В.А. обратилась 05 апреля 2021 года (согласно оттиску почтового штемпеля на почтовом конверте), то есть в пределах шестимесячного срока, установленного ст. 48 НК РФ - после вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа. Однако указанное обстоятельство (своевременная подача административного иска в срок, установленный НК РФ, после вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа) судом во внимание не может быть принято, исходя из следующего.

Производство по административным делам о вынесении судебного приказа регламентировано главой 11.1 КАС РФ.

Первоначально МИФНС № 9 по Волгоградской области обратилась к мировому судье судебного участка № 100 по Волгоградской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Хохлова В.А. транспортного налога, однако процессуальный срок, установленный ст. 286 КАС РФ, истек. При подаче заявления мировому судье у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. МИФНС России № 9 по Волгоградской области является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

В соответствии с абз.4 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

При этом возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

Вместе с тем налоговым органом не заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.

При таких обстоятельствах, поскольку административным истцом пропущен срок на обращение к мировой судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Хохлова В.А. задолженности по налогам, то заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 219, 286 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области к Хохлов В.А, о взыскании задолженности по требованию:

-№ 22803 от 13 февраля 2020 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 3 680 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в размере 09 рублей 88 копеек, в общей сумме 3 689 (три тысячи шестьсот восемьдесят девять) рублей 88 копеек - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.

Судья:                                   И.И. Костюк

Справка: резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 31 мая 2021 года. Решение в окончательной форме изготовлено 09 июня 2021 года.

Судья:                                И.И. Костюк

2а-1521/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №9 по ВОлгоградской области
Ответчики
Хохлов Владимир Александрович
Суд
Краснооктябрьский районный суд г. Волгоград
Судья
Костюк И.И.
Дело на сайте суда
krokt.vol.sudrf.ru
06.04.2021Регистрация административного искового заявления
06.04.2021Передача материалов судье
07.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2021Судебное заседание
31.05.2021Судебное заседание
09.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2021Дело оформлено
31.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее