Судья Драничникова И.Н. Дело №33-441
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ«02» марта 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего: Веремьевой И.Ю.,
Судей: Болонкиной И.В., Лепиной Л.Л.,
при секретаре: Смирновой Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управляющего государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Дмитриевой И.Н. на решение Димитровского районного суда г.Костромы от 23 декабря 2015 года, которым частично удовлетворены исковые требования прокурора Межевского района Костромской области в интересах Иванова ФИО14 и прокурора г.Костромы в интересах Блинковой Нины Константиновны к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. На государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить в соответствии с индивидуальной программой реабилитации техническими средствами реабилитации ФИО17 за период с 01.12.2014 года по 16.07.2015 года подгузниками в количестве <данные изъяты> штук в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, Блинкову ФИО16 - за период с 09.01.2014 года по 31.10.2015 года подгузниками в количестве <данные изъяты> штук, впитывающими пеленками в количестве <данные изъяты> штук. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав объяснения представителя Костромского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Королеву Е.М., которая поддержала доводы апелляционной жалобы, прокурора Хрящеву Е.Ю., которая полагает, что не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Межевского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Иванова С.А. к государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ - КРО ФСС РФ) об обязании обеспечить Иванова С.А. в соответствии с медицинскими показаниями техническими средствами реабилитации: подгузниками в количестве <данные изъяты> штук за период с 01.12.2014 года по 07.08.2015 года в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что Иванов С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом и нуждается в предоставлении технических средств реабилитации - подгузниках из расчета 1 штука на 12 часов. Данные технические средства реабилитации предусмотрены индивидуальной программой реабилитации инвалида. Согласно имеющейся информации Иванов С.А. за период с декабря 2014 года по 07.08.2015 года подгузниками не обеспечивался, чем нарушено гарантированное инвалиду Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.
При рассмотрении дела прокурором Межевского района Костромской области неоднократно уточнялись исковые требования в интересах Иванова С.А., в окончательной редакции прокурор просил обязать ГУ - КРО ФСС РФ обеспечить Иванова С.А. в соответствии с медицинскими показаниями техническими средствами реабилитации: подгузниками в количестве <данные изъяты> штук за период с 01.12.2014 года по 07.08.2015 года в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу
С аналогичным иском обратился прокурор г.Костромы в интересах Блинковой Н.К., просил обязать ответчика обеспечить Блинкову Н.К. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 16.12.2013 года, недополученными техническими средствами реабилитации за период с 09.01.2014 года по 31.10.2015 года - подгузниками для взрослых в количестве <данные изъяты> штук, абсорбирующим бельем (пеленками) в количестве <данные изъяты> штук, в дальнейшем своевременно обеспечивать Блинкову Н.К. техническими средствами реабилитации в необходимом количестве, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 16.12.2013 года - подгузниками для взрослых в количестве <данные изъяты> штук в месяц и абсорбирующим бельем (пеленками) в количестве <данные изъяты> штук в месяц. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что Блинкова Н.В. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию бессрочно, нуждается в предоставлении технических средств реабилитации - подгузниках и абсорбирующем белье (пеленках), поскольку в 2014 году истица была обеспечена подгузниками для взрослых в количестве <данные изъяты> штук при норме <данные изъяты> штук (не предоставлено <данные изъяты> штук), пеленками в количестве <данные изъяты> штук при норме <данные изъяты> штук (не предоставлено <данные изъяты> штуки). За 10 месяцев 2015 года подгузниками Блинкова Н.К. обеспечена в количестве <данные изъяты> штук при норме <данные изъяты> штук (не предоставлено <данные изъяты> штук) и пеленками в количестве <данные изъяты> штук при норме <данные изъяты> штук (не предоставлено <данные изъяты> штук), чем нарушено гарантированное инвалиду Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.
Вышеуказанные гражданские дела объединены судом в одно производство для совместного рассмотрения.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе управляющий ГУ - КРО ФСС РФ Дмитриева И.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных прокурором Межевского района Костромской области в интересах Иванова С.А. и прокурора г.Костромы в интересах Блинковой Н.К. исковых требований отказать. Указывает, что судом при вынесении решения не применены положения статьи 17 Конституции Российской Федерации и статьи 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не учтена правовая позиция Фонда социального страхования и регионального отделения Фонда. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации зависит от наличия денежных средств в федеральном бюджете, и должно осуществляться с учетом прав других граждан, являющихся получателями государственной услуги, в порядке очередности. Ссылается на то, что инвалиды или их законные представители вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, от реализации программы реабилитации в целом, самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации. Обращает внимание на то, что Блинкова Е.К. и законный представитель Иванова С.А. не воспользовались предусмотренным действующим законодательством правом на обращение к ответчику за выплатой компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства. Указывает, что обеспечение инвалидов подгузниками за прошлый период не предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами ввиду невозможности их одновременного использования инвалидом за текущий и прошлый период. Считает, что суд, обязывая ответчика предоставить Иванову С.А. подгузники в количестве <данные изъяты> штук, противоречит своим выводам о том, что <данные изъяты> подгузников, выданных последнему 17.07.2015 года, необходимо учитывать за период с 01.12.2014 года. Нуждаемость Блинковой Н.К. в подгузниках и пеленках рассчитана судом без учета акта приема-передачи подгузников от 05.12.2015 года №44 и акта приема-передачи пеленок от 21.11.2015 года №27, в соответствии с которыми истице выдано <данные изъяты> подгузников и <данные изъяты> пеленок. Таким образом, всего предоставлено Блнковой Н.К. <данные изъяты> подгузника и <данные изъяты> пеленок, не как указал суд в решении. Ссылается на то, что в случае оставления решения суда без изменения технические средства реабилитации будут выделены истцам за счет средств других граждан-инвалидов, ожидающих распределение технических средств реабилитации. Ссылаясь на Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указывает, что минимальный срок для проведения закупки средств реабилитации инвалидам составляет 30 дней, однако данный довод судом оставлен без внимания и на ответчика возложена обязанность предоставить Иванову С.А. технические средства реабилитации в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Межевского района Костромской области Марьёнкин А.В. полагает решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №181-ФЗ) предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 10 данного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 11 Федерального закона №181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В пункте 22 федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года №2347-р предусмотрено абсорбирующее белье, подгузники.
Согласно статье 11.1 Федерального закона №181-ФЗ финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.
Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года №240 (пункты 2, 3, 4), установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Как видно из материалов дела и установлено судом, Иванов С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, Блинкова Н.К. является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной 28.04.2010 года, определена потребность Иванова С.А. в технических средствах реабилитации (далее - ТСР) и услуги по реабилитации в том числе: подгузники (памперсы) 1 изделие на 12 часов. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР с 28.04.2010 года - 04.02.2022 года (л.д.12 оборот).
Индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной 16.12.2013 года, определена потребность Блинковой Н.К. в ТСР и услуги по реабилитации: подгузники из расчета 1 изделие на 12 часов, впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60х90 см из расчета 1 изделие на 24 часа. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР - бессрочно (л.д.116).
Из материалов дела следует, что ТСР Иванов С.А. и Блинкова Н.К. не были обеспечены в полном объеме в указанные периоды. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.
Учитывая, что ответчик не оспаривал право инвалидов на обеспечение ТСР в соответствии с выданной индивидуальной программой реабилитации, установив факт того, что в полном объеме средства реабилитации предоставлены не были, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами, обоснованно возложил на ГУ - КРО ФСС РФ обязанность предоставить истцам указанные технические средства реабилитации, присудив к исполнению обязанности в натуре.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации зависит от наличия денежных средств в федеральном бюджете, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку право указанных категорий граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации возникает с момента подачи заявления в исполнительный орган Фонда и его реализация не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточного федерального финансирования.
Довод апелляционной жалобы о том, что Блинковой Н.К. и законным представителем Смирнова С.А. не реализовано право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные подгузники, а также ссылка в жалобе на невозможность выдачи подгузников за прошедший период, повлечь отмену законно постановленного решения не могут.
Получение компенсации в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является правом инвалида, а не его обязанностью, тем более, учитывая, что реализация данного права предполагает изначальное несение инвалидом за свой счет расходов на приобретение средств реабилитации, что для него может быть финансово затруднительным.
Истечение срока, за который следовало предоставить указанное количество подгузников и впитывающий пеленок, не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида средствами реабилитации исполнена или прекращена, а также прекращено соответствующее право инвалида на получение указанных средств в натуре. Законодательство не содержит положений о невозможности исполнения обязательств по обеспечению ТСР за истекший период в натуре. Наоборот, как следует из анализа положений пункта 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, обеспечение средствами реабилитации предусмотрено и за прошлый период, поскольку на рассмотрение заявления инвалида о предоставлении ему этих средств предоставлено 15 дней, по истечении которых эти средства ему и будут предоставлены.
Довод апелляционной жалобы о том, что на основании Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» минимальный срок для проведения закупки средств реабилитации инвалидам составляет 30 дней, также не может повлечь отмену решения, поскольку данное обстоятельство может являться поводом для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - отклонению.
Вместе с тем, подлежит исправлению арифметическая ошибка, допущенная судом во втором абзаце на 4 странице мотивировочной части решения в указании количества подгузников и пеленок, предоставленных Блинковой Н.К. Следует указать «предоставлены подгузники в количестве <данные изъяты> штуки, пеленки в количестве <данные изъяты> штук», а не «предоставлены подгузники в количестве <данные изъяты> штуки, пеленки в количестве <данные изъяты> штук».
Поскольку судом была допущена арифметическая ошибка в указании количества полученных Блинковой Н.К. средств реабилитации и, учитывая, что в силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, третий абзац резолютивной части решения следует изложить в новой редакции: «Обязать государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Блинкову ФИО18 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации техническими средствами реабилитации за период с 09.01.2014 года по 31.10.2015 года подгузниками в количестве <данные изъяты> (<данные изъяты>) штук, впитывающими пеленками в количестве <данные изъяты> (<данные изъяты>) штук в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.».
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Димитровского районного суда г.Костромы от 23 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управляющего государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Дмитриевой И.Н. - без удовлетворения.
Исправить арифметическую ошибку во втором абзаце на 4 странице мотивировочной части решения. Указать «предоставлены подгузники в количестве <данные изъяты> штуки, пеленки в количестве <данные изъяты> штук», а не «предоставлены подгузники в количестве <данные изъяты> штуки, пеленки в количестве <данные изъяты> штук», как указал суд.
Третий абзац резолютивной части решения изложить в новой редакции: «Обязать государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Блинкову ФИО15 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации техническими средствами реабилитации за период с 09.01.2014 года по 31.10.2015 года подгузниками в количестве <данные изъяты> (<данные изъяты>) штук, впитывающими пеленками в количестве <данные изъяты> (<данные изъяты>) штук в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.».
Председательствующий:
Судьи: