Решение от 12.09.2024 по делу № 2-2266/2024 от 15.08.2024

дело № 2-2266/2024

56RS0026-01-2024-003271-52

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2024 года                                                                        город Орск

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сницаренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сидельниковой О.А.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области Руднева Д.Ю.,

истца Щербакова Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                        № 2-2266/2024 по исковому заявлению прокурора Октябрьского района                  г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Щербакова Д.Г. к Министерству социального развития Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, администрации города Орска, государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» об установлении факта проживания, о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией,

установил:

прокурор Октябрьского района г. Орска Оренбургской области в интересах Щербакова Д.Г.обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Оренбургской области, ГАУСО «КЦСОН» в г. Орске, администрации г. Орска об установлении факта проживания, о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией.

Исковые требования мотивированы тем, что в апреле 2024 года на территории Оренбургской области произошла чрезвычайная ситуация, вызванная прохождением весеннего паводка.

Щербаков Д.Г. проживает по адресу: г. Орск, ул. <адрес>

В результате наводнения жилой дом, в котором проживает истец, было затоплено паводковыми водами, в связи с чем полностью было утрачено имущество первой необходимости.

С целью оказания социальной поддержки Щербаков Д.Г. обратился с заявлением на получение финансовой помощи в Министерство социального развития Оренбургской области.

Однако в назначении единовременной материальной помощи ему было отказано, поскольку не был установлен факт проживания в жилом помещении по адресу: г. Орск, ул. <адрес>.

Ссылаясь на то, что истец имеет право на финансовую поддержу, прокурор просил суд:

установить факт постоянного проживания Щербакова Д.Г в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации по адресу:                   по адресу: г. Орск, ул. <адрес>;

признать факт нарушений условий жизнедеятельности Щербакова Д.Г. по адресу:                   по адресу: г. Орск, ул. <адрес>;

признать за Щербаковым Д.Г. право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей;

обязать Министерство социального развития Оренбургской области произвести Щербакову Д.Г. выплату в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 руб.;

на основании статей 204, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить решение суда к немедленному исполнению.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Оренбургской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования «Город Орск», ГКУ Оренбургской области « Центр социальной поддержки населения».

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района                  г. Орска Оренбургской области Руднев Д.Ю. требования поддержал, обоснование оставил прежним.

Истец Щербаков Д.Г. также требования поддержал, указал, что постоянно проживает по адресу: г. Орск, ул. <адрес>. В результате прохождения весеннего паводка его жилое помещение было затоплено, все имущество первой необходимости пришлось выбросить, поскольку оно пришло в негодность. Обращался с заявлением о получении материальной помощи, однако ему     было отказано ввиду неподтверждения факта проживания по адресу: г. Орск, ул. <адрес>

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении слушания по делу не просили, об уважительности причине неявки не сообщили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

До начала судебного разбирательства от Министерства социального развития Оренбургской области и ГАУСО «КСЦОН» в г. Орске поступили письменные отзывы на исковое заявление, в которых указано, что решение об отказе в выплате материальной поморщи основано на неустановлении факта утраты заявителем имущества первой необходимости по адресу: г. Орск, ул. <адрес>. Просили о рассмотрении настоящего дела без их участия.

Заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации в силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

Пунктом «л» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Указом Губернатора Оренбургской области от 4 апреля 2024 года            № 103-ук «О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера» с 4 апреля 2024 года на территории области введен режим чрезвычайной ситуации.

С 7 апреля 2024 года чрезвычайная ситуация на территории Оренбургской области отнесена к чрезвычайной ситуации федерального характера.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 22 июня 2022 года № 609-пп утверждено Положение об оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1 Положения финансовая помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций (далее – финансовая помощь) оказывается гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального и межмуниципального характера.

Под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя (пункт 2):

а) предметы для хранения и приготовления пищи: холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;

б) предметы мебели для приема пищи: стол и стул (табуретка);

в) предметы мебели для сна: кровать (диван);

г) предметы средств информирования граждан: телевизор радио);

д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления): насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь).

Согласно пункту 3 Положения право на получение финансовой помощи имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации) и лица без гражданства, проживающие на дату введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, расположенных на территории Оренбургской области и попавших в зону чрезвычайной ситуации (далее - граждане), полностью или частично утратившие находящееся в указанных жилых помещениях имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

В силу пункта 4 Положения, критериями утраты имущества первой необходимости являются частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

В соответствии с пунктом 5 Положения установление факта проживания гражданина в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты гражданином имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, образованными органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Оренбургской области.

В силу пункта 7 Положения, финансовая помощь гражданину в связи с частичной или полной утратой им имущества первой необходимости оказывается из расчета: за частично утраченное имущество первой необходимости - в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - в размере 100 тыс. рублей на человека.

Из пункта 15 Положения следует, что министерство социального развития Оренбургской области в течение 6 рабочих дней со дня регистрации заявления об оказании финансовой помощи рассматривает поступившие заявление и документы и принимает решение об оказании финансовой помощи либо отказе в оказании финансовой помощи, за исключением случая приостановления рассмотрения заявления по основанию, предусмотренному пунктом 15-1 настоящего Положения.

Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 4 апреля 2024 года № 1075-п утверждена комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования «Город Орск» (далее – Комиссия).

Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 4 апреля 2024 года № 1075-п утверждена комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования «Город Орск» (далее – Комиссия).

В соответствии с пунктом 2.1 указанного постановления, факт проживания граждан от 14 лет и старше в жилых помещениях, находящихся в зоне ЧС, устанавливается заключением комиссии на основании следующих критериев: гражданин зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, которое попало в зону ЧС, при введении режима ЧС для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона Оренбургской области от                        28 февраля 2022 года № 235/90-VI1-O3 «О регулировании отдельных вопросов в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям Правительства Оренбургской области в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций относится, в том числе, принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с абзацем 7 пункта 13 Положения о Министерстве социального развития Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 9 сентября 2010 года N 183-ук, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет социальные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Оренбургской области.

При рассмотрении дела судом установлено, что Щербаков Д.Г. зарегистрирован по адресу: г. Орск, ул. <адрес>.

Однако из материалов дела следует, что Щербаков Д.Г. проживает по адресу: г. Орск, ул. <адрес>.

Свидетель Н.В.. (гражданская жена) в судебном заседании показала, что проживает с 2022 года с Щербаковым Д.Г.и <данные изъяты> в городе Орске по улице <адрес>. В настоящее время старший сын проживает в городе Оренбурге. Проживают одной семьей, ведут общее совместное хозяйство. Их домовладение в ходе весеннего паводка пострадало, утрачено имущество первой необходимости. Она и ее дети получали материальную помощь от государства, а Щербакову Д.Г. было отказано, ввиду того обстоятельства, что не подтвержден факт его проживания по данному адресу. Добавила, что никуда Щербаков Д.Г.с 2021 года с указанного дома не выезжал и во время паводка также проживал по данному адресу.

Факт проживания Щербакова Д.Г. в жилом доме по адресу: г. Орск, ул. <адрес> подтвердила допрошенная в судебном заседании свидетель Л.М..

Так, допрошенная в судебном заседании Л.М.. показала, что с Щербаковым Д.Г. знакома более 3 лет, знает, что истец проживает по адресу: г. Орск, ул. <адрес> с Н.В.. и детьми, дом пострадал от паводка, был затоплен, все имущество пришло в негодность, также как и ремонт, который был в доме. Щербаков Д.Г. постоянно проживает по данному адресу, видит его постоянно.

В результате наводнения жилой дом, в котором проживает истец, был затоплен паводковыми водами, в связи с чем было повреждено имущество первой необходимости.

Комиссией осмотрено жилое помещение, по результатам которого составлено заключение от 23 июня 2024 года об установлении факта проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты заявителями имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

На основании данного заключения не установлен факт проживания истца в указанном жилом помещении, и не установлен факт полной утраты имущества первой необходимости.

В связи с тем, что Щербаков Д.Г. зарегистрирован по другому адресу, в удовлетворении заявления о назначении выплаты финансовой помощи было отказано.

Вместе с тем, как следует из показаний свидетеля Н.В.. они проживают с Щербаковым Д.Г. по указанному адресу совместно, а ей в свою очередь как и ее детям выплачена материальная помощь по факту утраты имущества первой необходимости.

В материалы дела также представлена справка ОП № 2 МУ МВД России «Орское» из которой усматривается, что факт проживания Щербакова Д.Г. по указанному адресу подтвержден.

Таким образом, поскольку факт проживания Щербакова Д.Г. в жилом доме по адресу: г. Орск, ул. <адрес> установлен в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела, учитывая полную утрату имущества первой необходимости, истец имеет право на получение финансовой помощи в размере 100 000 руб.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца в части требований к Министерству социального развития Оренбургской области.

В удовлетворении исковых требований к администрации г. Орска, Правительству Оренбургской области, ГАУСО «КЦСОН» в г. Орске суд считает необходимым истцу отказать как заявленные к ненадлежащим ответчикам.

В соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

С учетом характера заявления, введенного на территории Оренбургской области режим чрезвычайной ситуации, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░, ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░, ░░. <░░░░░>

░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░, ░░. <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 000 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 13 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                      ░.░. ░░░░░░░░░░

2-2266/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Щербаков Дмитрий Геннадьевич
Прокуратура Октябрьского района г. Орска Оренбургской области
Ответчики
ГАУСОН «КЦСОН» в г. Орске
Администрация муниципального образования г. Орск
Министерство социального развития Оренбургской области
Правительство Оренбургской области
Другие
ГКУ Оренбургской области « Центр социальной поддержки населения"
Комиссия по установлению фактов проживания граждан в ж/п при ЧС
Суд
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области
Дело на сайте суда
oktyabrskyorsk.orb.sudrf.ru
15.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2024Передача материалов судье
21.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2024Судебное заседание
13.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2024Дело оформлено
12.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее