Дело №2а-1186/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2017 года пос. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики,
под председательством судьи Соловьевой К.А.,
с участием пом. прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной
прокуратуры Калачян К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному
исковому заявлению Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации ФИО1 сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику по тем мотивам, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания Волжской межрегиональной прокуратуры № от (дата) проведена проверка исполнения администрацией ФИО1 сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики законодательства при обеспечении населения питьевой водой. По результатам проверки установлено, что администрацией ФИО1 сельского поселения в нарушение требований федерального законодательства до настоящего времени не определена гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения, что в свою очередь влечет нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательства о недрах.
По результатам проверки (дата) в адрес главы администрации ФИО1 сельского поселения внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства. Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, меры к устранению не приняты. ФИО1 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от (дата) N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними ФИО1 муниципального района и ФИО1 сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных части первой настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Частью 4 ст. 8 Закона Чувашской Республики от (дата) № «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» предусмотрено, что организация в границах поселения тепло и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения сельского поселения.
ФИО1 сельского поселения, принятого решением собрания депутатов от (дата) №, к вопросам местного значения ФИО1 сельского поселения (адрес изъят) ЧР относится организация в границах ФИО1 сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
По информации администрации ФИО1 сельского поселения на территории поселения централизованная система водоснабжения имеется в д. Большие Чаки, д. Малые Чаки, д. Атнаши, Малое Яниково, д. Новое Шептахово. На территории поселения 4 скважины, протяженность сетей водоснабжения составляет 5 км.
Постановлением администрации ФИО1 сельского поселения (адрес изъят) № от (дата) утверждена схема водоснабжения поселения.
Частями 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от (дата) N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений.
ФИО1 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем; гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (п.2 ст. 12 Федерального закона N 416-ФЗ).
В соответствии с требованием п.1 ст. 12 Федерального закона N 416-ФЗ только органы местного самоуправления поселений для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны её деятельности. До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона, ФИО1 п.7 ст. 7 Федерального закона N 416-ФЗ договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
ФИО1 ст. 42 Федерального закона N 416-ФЗ до 01.07. 2013 года органы местного самоуправления поселения осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Вместе с тем, на территории ФИО1 сельского поселения до настоящего времени в нарушение вышеуказанных норм законодательства не определена гарантирующая организация. Неисполнение ответчиком администрацией ФИО1 сельского поселения обязанности по определению гарантирующей организации также препятствует определению и контролю лицензионных требований в отношении участков недр, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения поселения. ФИО1 ч.3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Статьей 9 Закона РФ от (дата) N 2395-1 «О недрах» установлено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. ФИО1 ст. 11 Закона РФ от (дата) N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
ФИО1 ч.1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
По смыслу ч.2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При этом ФИО1 ч.ч. 4, 5 ст.18 Федерального закона от (дата) N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
ФИО1 ч.3 ст.18 Федерального закона от (дата) №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Вместе с тем, в связи с неисполнением администрацией обязанности по определению гарантирующей организации источники водоснабжения ФИО1 сельского поселения эксплуатируются с нарушением вышеуказанных требований санитарного законодательства.
Бездействие указанной администрации в части непринятия мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселения влечет за собой отсутствие контроля за рациональным использованием и охраной недр, отсутствие санитарно-эпидемиологического контроля за состоянием водных объектов, приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности водозаборных скважин, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, что может привести к аварии, повлечь загрязнение, засорение или истощение подземных водных объектов, ухудшает экологическую обстановку, в связи с чем нарушается гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Бездействие ответчика по определению гарантирующей организации также затрагивает интересы неопределенного круга лиц в части того, что лишает граждан права на обращение в суд с требованием о надлежащем содержании имущества и может повлечь нарушение прав граждан на получение услуг водоснабжения надлежащего качества.
ФИО1 ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от (дата) №21-ФЗ (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Региональный государственный экологический надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, государственный контроль за соблюдением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике, в связи с чем, они являются заинтересованными лицами.
С учетом изложенного, на основании ст. 39 КАС РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просят признать незаконным бездействие администрации ФИО1 сельского поселения в части непринятия мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселения и обязать административного ответчика определить гарантирующую организацию для каждой централизованной системы холодного водоснабжения на территории поселения и установить зоны её деятельности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В суде помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 административный иск поддержала по указанным в нем основаниям и просит его удовлетворить.
Представитель административного ответчика в лице главы администрации ФИО1 сельского поселения ФИО3 в суде административный иск признал частично, поясняя, что не оспаривая обоснованность административного искового заявления прокурора в соответствии с действующим законодательством, его исполнение в указанный срок считает невозможным с учетом отсутствия на это финансирования.
Представители заинтересованных лиц - Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее извещение о его времени и месте, при этом представитель Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в лице зам. начальника ФИО4 в своем заявлении просит дело рассмотреть без их участия, указав, что исковые требования истца поддерживают.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующему.
ФИО1 ч.3 ст. 14 Федерального закона от (дата) N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними ФИО1 муниципального района и ФИО1 сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных ч.1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Частью 4 ст. 8 Закона Чувашской Республики от (дата) № «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» предусмотрено, что организация в границах поселения тепло и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Частями 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений.
ФИО1 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем; гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (п.2 ст. 12 Федерального закона N 416-ФЗ).
В соответствии с требованием п. 1 ст. 12 Федерального закона N 416-ФЗ только органы местного самоуправления поселений для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливает зоны её деятельности. До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона, ФИО1 п. 7 ст. 7 Федерального закона N 416-ФЗ договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
ФИО1 ст. 42 Федерального закона N 416-ФЗ до 01.07. 2013 года органы местного самоуправления поселения осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности. ФИО1 ч.3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах. Статьей 9 Закона РФ от (дата) N 2395-1 «О недрах» установлено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
ФИО1 ст. 11 Закона РФ от (дата) N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
ФИО1 ч. 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхности водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. По смыслу ч.2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственного бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При этом ФИО1 ч.ч. 4,5 ст.18 Федерального закона от (дата) N 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
ФИО1 ч. 3 ст. 18 Федерального закона от (дата) N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
ФИО1 ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от (дата) №21-ФЗ (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается присуждение к исполнению обязанности в натуре. Региональный государственный экологический надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, государственный контроль за соблюдением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике, в связи с чем, они являются заинтересованными лицами.
В соответствии со ст.ст. 17, 218 КАС Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Таким образом, административные исковые требования Чебоксарского межрайонного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации ФИО1 сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации ФИО1 сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики в части непринятия мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселения.
Обязать администрацию ФИО1 сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики определить гарантирующую организацию для каждой централизованной системы холодного водоснабжения на территории поселения и установить зоны её деятельности в течение одного года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Объявить сторонам, что полное мотивированное решение будет изготовлено не позднее (дата) и стороны могут ознакомиться с ним в Урмарском районном суде Чувашской Республики.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, то есть после (дата).
Судья К.А. Соловьева