Решение по делу № 2-101/2021 от 21.12.2020

Дело № 2-101/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кабанск 01 февраля 2021 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Уладаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кабанского района Республики Бурятия к МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад «Аленушка» п. Селенгинск, МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район», Администрации МО «Кабанский район» о понуждении исполнить обязанность по созданию безопасных условий обучающихся,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кабанского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад «Аленушка» п. Селенгинск, МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район», Администрации МО «Кабанский район» о понуждении исполнить обязанность по созданию безопасных условий обучающихся, просит :

1.                 Обязать Администрацию МО «Кабанский район» обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» для заключения МАДОУ Центр развития ребенка - детский сад «Аленушка» п. Селенгинск (Республика Бурятия, Кабанский район, п. Селенгинск, мкрн. Березовый, д.57) договора об оказании охранных услуг с частной охранной организацией или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

2. Обязать МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» в течение 1 месяца с момента поступления денежных средств распределить их целевым назначением в МАДОУ Центр развития ребенка -детский сад «Аленушка» п. Селенгинск (Республика Бурятия, Кабанский район, п. Селенгинск, мкрн. Березовый, д.57) для заключения договора об оказании охранных услуг с частной охранной организацией или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

3. Обязать МАДОУ Центр развития ребенка - детский сад «Аленушка» п. Селенгинск (Республика Бурятия, Кабанский район, п. Селенгинск, мкрн. Березовый, д.57) в течение 2 месяцев с момента поступления денежных средств заключить договор на охрану МАДОУ Центр развития ребенка - детский сад «Аленушка» п. Селенгинск с частной охранной организацией или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, обеспечить физическое присутствие сотрудников охранных организаций на территории детского сада.

Заявлением от 25.01.2021 г. в порядке ст. 39 ГПК РФ истец изменил основание иска в части, ссылаясь в обоснование заявленных требований на положения подп. «г» п. 24 и подп. «б» п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006.

Заявлением от 28.01.2021 г. в порядке ст. 39 ГПК РФ истец изменил предмет иска в части, в новой редакции просил:

1. Обязать Администрацию МО «Кабанский район» обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» для заключения МАДОУ Центр развития ребенка -детский сад «Аленушка» п. Селенгинск (Республика Бурятия, Кабанский район, п. Селенгинск, мкрн. Березовый, д.57) договора об оказании охранных услуг с частной охранной организацией, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

2. Обязать МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» в течение 1 месяца с момента поступления денежных средств распределить их целевым назначением в МАДОУ Центр развития ребенка -детский сад «Аленушка» п. Селенгинск (Республика Бурятия, Кабанский район, п. Селенгинск, мкрн. Березовый, д.57) для заключения договора об оказании охранных услуг с частной охранной организацией, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

3. Обязать МАДОУ Центр развития ребенка -детский сад «Аленушка» п. Селенгинск (Республика Бурятия, Кабанский район, п. Селенгинск, мкрн. Березовый, д.57) в течение 2 месяцев с момента поступления денежных средств заключить договор на охрану МАДОУ Центр развития ребенка - детский сад «Аленушка» п. Селенгинск с частной охранной организацией с частной охранной организацией, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, обеспечить физическое присутствие сотрудников охранных организаций на территории детского сада.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Сергеева А.А. на исковых требованиях настаивала.

Представители ответчиков Администрации МО «Кабанский район» и МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о его времени и месте, о причинах не явки не сообщили.

Представитель ответчика МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад «Аленушка» п. Селенгинск – его заведующая ФИО1 в судебное заседание не явилась, в заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.

Как следует из Конвенции ООН о правах ребенка, государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Федеральный закон № 384-ФЗ) для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В том числе, меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно п. «д» ст. 11 данной Концепции одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно пункту 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерацию) (далее - Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Пунктом 2 части 6 этой статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 статьи 28 Закона об образовании установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних воспитанников и работников образовательного учреждения.

Согласно паспорту безопасности МАДОУ Цeнтp развития ребенка – детский сад «Аленушка» п. Селенгинск, утвержденному 20.11.2019г., данное образовательное учреждение относится к 3 категории опасности.

Проведенной прокурорской проверкой установлено, что здание и территория МАДОУ Центр развития ребенка - детский сад «Аленушка» п. Селенгинск не охраняются сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Соответствующий договор на охрану не заключен. Охрану осуществляют сторожа, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и зашиты от возможных преступных посягательств.

Наличие в детском саду кнопки тревожной сигнализации, обеспечивающей прибытие группы задержания вневедомственной охраны, не освобождает образовательное учреждение от обязанности обеспечить постоянное физическое присутствие сотрудников охранных организаций на территории детского сада.

В соответствии с подп. «г» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.

Согласно подпункту «б» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований осуществляются такие мероприятия как обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ,или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Из этого следует, что объекты (территории) третьей категории опасности, к которым относится вышеуказанный детский сад, должны быть оборудованы не только системами передачи тревожных сообщений, но и обеспечены непосредственной, а не дистанционной охраной сотрудниками вышеуказанных сторонних для охраняемого объекта организаций.

Таким образом, отсутствие надлежащей постоянной охраны образовательного учреждения нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.

Обеспечение надлежащей физической охраны необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.

При таких обстоятельствах имеются все необходимые основания для возложения на образовательное учреждение обязанности обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

На основании ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация; субъект РФ, муниципальное образование.

Согласно Уставу МАДОУ Центр развития ребенка - детский сад «Аленушка» п. Селенгинск указанное учреждение является муниципальным учреждением, учредителем учреждения является муниципальное образование «Кабанский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет муниципальное казенное учреждение «Районное управление образования» Администрации муниципального образования «Кабанский район», которое является главным распорядителем средств муниципального бюджета; финансирование осуществляется за счет средств субсидии на муниципальное задание, субсидии на иные цели и субсидии на бюджетные инвестиции, в соответствии с соглашениями, заключёнными между Учредителем и Учреждением. Образовательное учреждение является юридическим лицом, имеющим в оперативном управлении обособленное имущество, имеет самостоятельный баланс.

На основании пункта 4 стати 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, обязанности по обеспечению охраны здания и территории МАДОУ детский сад «Теремок» п. Селенгинск сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ,или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, возложены как на МАДОУ детский сад «Теремок» п. Селенгинск, так и на учреждение, выполняющее функции и полномочия Учредителя - Муниципальное казенное учреждение «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район», поскольку оно является субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает угрозу жизни и здоровью указанных лиц, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Способствует проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью учеников, персонала и других лиц. Указанные лица могут проникать в учреждение в целях совершения краж и иных противоправных действий, совершения террористических актов.

Администрация МО «Кабанский район», являющаяся учредителем МАДОУ Центр развития ребенка - детский сад «Аленушка» п. Селенгинск, субъектом антитеррористической деятельности, несет обязанность по созданию безопасных условий обучающихся и антитеррористической защищенности образовательных организаций.

Указанные обстоятельства являются законным основанием для предъявления прокурором Кабанского района Республики Бурятия иска в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

Вместе с тем суд не находит оснований для возложения на ответчиков обязанности именно по заключению данным дошкольным образовательным учреждением договора об оказании охранных услуг с соответствующей организацией и финансированию заключения им данного договора, поскольку подобная охрана может быть обеспечена не только путем заключения договора непосредственно дошкольным образовательным учреждением, но и заключением подобного договора централизованно (например, заключение его МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» с соответствующей организацией для оказания услуг по охране нескольких дошкольных образовательных учреждений третьей категории опасности) либо иным не запрещенным законом способом. В противном случае, удовлетворяя требования истца в том виде, в котором они заявлены, суд бы безосновательно ограничил ответчикам возможные способы устранения имеющихся нарушений и реализации возложенных на них законом и судом обязанностей.

С учетом чего исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, путем обязания дошкольного образовательного учреждения обеспечить его охрану вышеуказанными организациями, а остальных ответчиков – обеспечить финансирование этих мероприятий.

С учетом чего исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, путем обязания дошкольного образовательного учреждения обеспечить его охрану вышеуказанными организациями, а остальных ответчиков – обеспечить финансирование этих мероприятий

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить предложенный истцом срок исполнения решения суда, который является необходимым, разумным и достаточным с учетом необходимости финансирования мероприятий по устранению нарушений и их осуществлению. В случае необходимости ответчики не лишены права и возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Госпошлина взысканию с Администрации МО «Кабанский район» и МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» как с органов местного самоуправления не подлежит, а МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад «Аленушка» п. Селенгинск суд считает возможным освободить от уплаты госпошлины в порядке ч. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Кабанского района Республики Бурятия удовлетворить частично.

Обязать Администрацию МО «Кабанский район» обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» для обеспечения охраны МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Аленушка» п. Селенгинск (Республика Бурятия, Кабанский район, п. Селенгинск, мкрн. Березовый, д.57) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» в течение 1 месяца с момента поступления данных денежных средств распределить их целевым назначением для обеспечения охраны МАДОУ «Центр развития ребенка -детский сад «Аленушка» п. Селенгинск (Республика Бурятия, Кабанский район, п. Селенгинск, мкрн. Березовый, д.57) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Аленушка» п. Селенгинск (Республика Бурятия, Кабанский район, п. Селенгинск, мкрн. Березовый, д.57) в течение 2 месяцев с момента поступления данных денежных средств обеспечить охрану МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Аленушка» п. Селенгинск сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, обеспечить физическое присутствие сотрудников охранных организаций на территории детского сада.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья А.А. Максимов

2-101/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Кабанского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация МО " Кабанский район"
МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад "Аленушка"
МКУ РУО администрации МО " кабанский район"
Суд
Кабанский районный суд Республики Бурятия
Судья
Максимов Александр Александрович
Дело на странице суда
kabansky.bur.sudrf.ru
21.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2020Передача материалов судье
25.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2021Судебное заседание
26.01.2021Судебное заседание
01.02.2021Судебное заседание
02.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее