Решение по делу № 2а-4191/2021 от 19.04.2021

Административное дело №2а-4191/2021                                                КОПИЯ

    24RS0056-01-2021-003713-22

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2021 года                                                                          г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Зерновой Е. Н.,

при секретаре Теленченко А.Е.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «ПассажирРечТранс» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю Ковтуненко Семена Владиславовича, МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю, ГУФССП России по Красноярскому краю, об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

    АО «ПассажирРечТранс» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю Ковтуненко С.В., МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю, ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что в МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску на исполнении находится исполнительное производство № 22151/20/24097-ИП от 10.12.2020, предметом исполнения по которому является – обязать АО «ПассажирРечТранс» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – «Дебаркадер-1-85-1», внесенного в Единый реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением реестрового номера РНО-0001757, от актов незаконного вмешательства подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства, а также по реагированию на нарушения внутри объектового и пропускного режима. 05.04.2021 в адрес АО «ПассажирРечТранс» поступило постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Ковтуненко С.В. от 26.03.2021 о взыскании исполнительского сбора. АО «ПассажирРечТранс» полагает, что объективно невозможно исполнить решение суда по привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры – «Дебаркадер-1-85-1», в течение 5 (пяти) дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства. АО «ПассажирРечТранс» использует плавучие дебаркадеры исключительно с целью посадки и высадки пассажиров и эксплуатирует только во время навигации. В настоящее время дебаркадеры не эксплуатируются, находятся на зимнем отстое, нахождение на них подразделений транспортной безопасности невозможно. Навигация 2021 года начинается в конце апреля, к этому времени общество планирует привлечь для защиты дебаркадера подразделения транспортной безопасности». Законодательство о транспортной безопасности требует привлечения подразделений транспортной безопасности, т.е. физическое нахождение на дебаркадере лиц, выполняющих задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства на объект только при его эксплуатации-обслуживании пассажиров. В связи с чем административный истец просит освободить АО «ПассажирРечТранс» от уплаты исполнительского сбора.

    Определением суда от 10.09.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю.

    Представитель административного истца АО «ПассажирРечТранс» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Ковтуненко С.В., УФССП России по Красноярскому краю, заинтересованное лицо МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю в зал суда не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом.

    В силу ст. 150-152 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

    Исследовав материалы дела, суд находит требования административного искового заявления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В силу ст. 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

    Исходя из положений ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.

    Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

    Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

    По смыслу части 1 статьи 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", обязанность исполнять судебные акты возникает с момента их вступления в законную силу, и в случае отказа от исполнения решения суда в добровольном порядке возбуждается исполнительное производство, которое призвано обеспечить принудительное исполнение судебных актов.

    В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11 статьи 30 Закона).

    В части 12 статьи 30 Закона установлено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

    Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Закона взыскание исполнительского сбора является исполнительным действием.

    В силу части 1 статьи 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

    Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

    Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

    В судебном заседании установлено, что 10.12.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску возбуждено исполнительное производство №22151/20/24097-ИП на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г.Красноярска, с предметом исполнения: «Обязать АО «ПассажирРечТранс» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – «Дебаркадер-1-85-1», внесенного в Единый реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением реестрового номера РНО-0001757, от актов незаконного вмешательства подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства, а также по реагированию на нарушения внутри объектового и пропускного режима».

    Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена АО «ПассажирРечТранс», и данный факт не оспаривается административным истцом.

    В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

    В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, вынесено постановление от 26.03.2021 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. с должника – АО «ПассажирРечТранс», Указанное постановление получено административным истцом 05.04.2021.

С административным исковым заявлением истец обратился в суд 19.04.2021, соответственно предусмотренный законом 10-ти дневной срок обращения в суд (с учетом выходных дней) административным истцом не пропущен.

Согласно ч. 7 ст. 112 вышеуказанного закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Согласно пункта 75 этого же Постановления, лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Определением Центрального районного суда г.Красноярска от 02.04.2021 года АО «ПассажирРечТранс» предоставлена отсрочка исполнения решения Центрального районного суда г. Красноярска от 24 июня 2019 года по гражданскому делу по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «ПассажирРечТранс» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности, на срок до 24 марта 2022года включительно.

Данным определением установлено, что единовременное исполнение судебного акта является затруднительным, также тот факт что 2020г., в связи с пандемией вируса COVID-19, АО «ПассажирРечТранс» вошло в категорию лиц, наиболее пострадавших в результате вируса. При этом АО «ПассажирРечТранс» принимает активные действия по организации транспортной безопасности при перевозке пассажиров внутренним водным транспортом: приказом АО «ПассажирРечТнанс» назначены ответственные лица за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры; лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ прошли аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности (выданы свидетельства); в 2020 году были заключены договоры с подразделениями транспортной безопасности ООО «Формула транспортной безопасности», которые оказывали услуги по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств (судов), которые имеют технологическое взаимодействие с дебаркадерами (при посадке - высадке пассажиров сотрудники подразделений транспортной безопасности также обеспечивали транспортную безопасность на дебаркадерах).

На дату вступления в силу решения Центрального районного суда г. Красноярска о привлечении АО «ПассажирРечТранс» подразделения транспортной безопасности дебаркадеру была присвоена категория, утверждена оценка уязвимости.

О реализации требований транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средствах (далее - ТС) общество неоднократно предоставляло информацию в государственные органы и прокуратуру (письмо министру транспорта Красноярского края № 1389 от 21.10.2020г., письмо начальнику управления Губернатора края по безопасности № 1390 от 21.10.2020г, ответ Красноярской транспортной прокуратуры № 484 от 13.04.2020г., письмо заместителю Губернатора Красноярского края № 72 от 28.01.2021г.).

Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1638 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта» (начало действия 22.10.2020г.) (отменил Постановление Правительства РФ от 16.07.2016 N 678, были установлены новые требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта.

Пунктом 5 указанного Постановления введен перечень обязанностей субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

    Так, субъект транспортной безопасности должен представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Закона (далее - реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств), а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры установленных в порядке, определяемом Министерством транспорта Российской Федерации.

Таким образом, Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1638 устанавливало новую процедуру обеспечения транспортной безопасности, и в частности - организации привлечения подразделения транспортной безопасности.

Пунктом 5 указанного Постановления введен перечень обязанностей субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Так, субъект транспортной безопасности должен представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Закона (далее - реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств), а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленных в порядке, определяемом Министерством транспорта Российской Федерации, далее:

    провести оценку уязвимости;

    предоставить план ОТИ;

- утвердить организационно - распорядительные документы для реализации мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ,

    привлечь подразделения транспортной безопасности.

24.11.2020г. АО «ПассажирРечТранс» обратилось в Росморречфлот с заявлением на внесение транспортных средств в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (исх. № 1552 от 24.11.2020г.).

10.12.2020г. заявитель обратился с запросом Ассоциацию по сертификации «Русский Регистр» с запросом коммерческого предложения по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности ТС и ОТИ (исх. 1627 от 10.12.2020г.). Коммерческое предложение получено 15.12.2020г. Общество также неоднократно обращалось за разъяснениями по порядку реализации требований по обеспечению транспортной безопасности в Росморречфлот (исх. 643 от 13.05.20г., исх. 236 от 10.03.21г.).

10.02.2021 г. обществом получен ответ от Росморречфлота на письмо исх. № 1552 от 24.11.2020г. (письмо Росморречфлота от 08.12.2020г. № УТБ-3150). Заявитель в тот же день направил информацию об ОТС согласно образцам заявлений, размещенных на сайте Росморречфлот (заявление № 130 от 10.02.2021г.).

02.04.2021г. в Росморречфлот направлено заявление о присвоение категории дебаркадерам (исх. № 355 от 02.04.2021г.), 26.04.2021г. заявителю поступило сообщение о том, что на основании вышеуказанного заявления дебаркадерам присвоены категории и реестровые номера.

С учетом присвоенных категорий дебаркадерам в соответствии с требованиями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридический лиц» от 18.07.2011г. № 223-ФЗ была подготовлена и проведена закупка на право заключения договора на оказание услуг по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и разработке танов обеспечения транспортной безопасности ОТИ для нужд АО «ПассажирРечТранс» (протокол заседания постоянно действующей Единой комиссии по закупкам АО «ПассажирРечТранс» №114 от 21.05.2021г.).

С победителем закупки ООО «Конструкторское бюро услуг» заключен договор на оказание услуг № 272-157 от 08.06.2021г., срок оказания услуг составляет не более 180 календарных дней с даты получения исходных документов на каждый объект транспортной инфраструктуры в объеме, необходимом для исполнения Договора и не включает сроки рассмотрения и принятия решения по ним Федеральным агентством морского и речного транспорта РФ. Услуги оказываются в объеме и сроки, предусмотренном вышеуказанным договором.

Таким образом, порядок, установленный этим Законом и не зависящий от воли администрации г. Красноярска, уже не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок. Не учтены также сроки государственной регистрации недвижимого имущества.

Меры, принятые должником к исполнению решения суда предприняты последним в период установленного срока для его исполнения. Вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в установленный в исполнительном документе срок не имеется. Должник принял меры для надлежащего и полного исполнения требований исполнительного документа.

Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет сделать вывод, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

Согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения администрации г. Красноярска от взыскания исполнительского сбора.

    Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

    Административные исковые требования Акционерного общества «ПассажирРечТранс» удовлетворить.

    Освободить Акционерное обществе «ПассажирРечТранс» от исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству №24097/21/8501-ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий: (подпись)                                                              Е.Н. Зернова

Решение изготовлено в окончательной форме 10 декабря 2021 года.

Копия верна

Судья                                        Е.Н. Зернова

2а-4191/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "ПассажирРечТранс"
Красноярский транспортный прокурор
Ответчики
Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по г.Красноярску
МОПС по ИНХ по г.красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю Ковтуненко С.В
Другие
Дмитриева Олеся Юрьевна
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Судья
Зернова Елена Николаевна
Дело на странице суда
centr.krk.sudrf.ru
19.04.2021Регистрация административного искового заявления
20.04.2021Передача материалов судье
21.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2021Судебное заседание
10.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее