Решение по делу № 3а-202/2019 от 30.09.2019

№ 3а-202/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 октября 2019 г. г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рочевой Е.А.,с участием административного истцаГалушкина А.С., представителя административного ответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» Зайцевой Е.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюГалушкина А.С. об оспаривании результатовопределения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Галушкин А.С. обратился в суд по тем основаниям, что является собственником объектов недвижимости, находящихся на земельном участкес кадастровым номером (...), расположенном по адресу: (...), общей площадью (...) кв.м, категория земель - (...), вид разрешенного использования - (...)

По состоянию на 01 января 2018 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 5242363руб. 72 коп.

По инициативе административного истца независимый оценщик Д. подготовил отчет (...) 12 сентября 2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, указанноговыше, определена в размере 2353000 руб.

Административный истец,с учетом его намерения оформить земельный участок в аренду, а затем в собственность, полагает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличениевыкупной цены, исчисляемой из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Определением судьи от 30 сентября 2019 г. для участия в деле в качестве административного ответчикапривлеченоФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия.

Определением судьи от 07 октября 2019 г. в порядке ст. 43 КАС РФпроизведена замена ненадлежащих административных ответчиковна надлежащих: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, государственное бюджетное учреждение Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки».

В судебном заседании административный истец поддержал административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки»просила отказать в удовлетворении административных требований, поскольку представленный Галушкиным А.С. отчет составлен с нарушением действующего законодательства.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.

Выслушав явившихся лиц, свидетеля Д.., изучивматериалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что административный истец имеет в собственности 9 объектов недвижимости, находящихся на земельном участке с кадастровым номером (...), расположенном по адресу: (...), общей площадью (...) кв.м, категория земель - (...), вид разрешенного использования – (...)

В соответствии со статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание, что административный истец намерен приобрести земельный участок, а размер его выкупной стоимости исчисляется исходя из размера его кадастровой стоимости, следовательно, результаты ее определения затрагивают права и обязанности административного истца.

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате государственной кадастровой оценки в целях реализации Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) и Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ), согласно положениям которых актуализация результатов государственной кадастровой оценки должна проводиться не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером (...) были внесены в Единый государственный реестр земель(в последующем, государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр недвижимости) на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 10 марта 2006 г., постановлений мэрии Пудожского района от 22 марта 1993 г., Главы местного самоуправленияПудожского района от 19 января 2006 г., договора аренды земельного участка от 19 января 2006 г.

Сведения о местоположении границы и уточненной площади земельного участка с кадастровым номером (...) были внесены 18 сентября 2013 г. в государственный кадастр недвижимости (в последующем - Единый государственный реестр недвижимости) в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 15 августа 2013 г., межевого плана от 18 июля 2013 г., определения Арбитражного суда Республики Карелия от 13 февраля 2013 г.

В пределах границы земельного участка с кадастровым номером (...) расположено здание, принадлежащее на праве собственности административному истцу.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) утверждена приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 22 ноября 2018 г. №221 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов и земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Республики Карелия»и составила 5242363 руб. 72 коп.по состоянию на 01 января 2018 г.

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в настоящее время, является актуальной.

Учитывая, что Галушкин А.С. с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости обратился 30 сентября 2019 г., следовательно, в случае удовлетворения административного иска, кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2019 г.

Согласно статье 11 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (статья 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 января 2019 г., с административным иском административный истец обратился в суд 30 сентября 2019 г., то есть в установленный Федеральным законом № 237-ФЗ срок.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (пункт 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от22 октября 2010 г. № 508).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, административный истец обратился с административным иском в суд.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенном по адресу: (...), общей площадью (...) кв.м, категория земель - (...), вид разрешенного использования – (...) определена в размере 2353000 руб. по состоянию на 01 января 2018 г. на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка№(...) от 12 сентября 2019 г.,выполненного Д.

По смыслу статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ отчет, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, является основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельного участка, выслушав пояснения свидетеля Д.., замечания административного ответчика, изучив мнения лиц, участвующих в деле, отраженные в отзывах, а также учитывая то, что ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, существенных нарушений, влекущих изменение рыночной стоимости, при его составлении специалистом его выполнившим не допущено, суд признает его достоверным и отвечающим требованиям действующего законодательства, соглашаясь с рыночной стоимостью земельного участка в размере 2353000 руб.

На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

В случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 4 статьи 18 Федерального закона № 237-ФЗ).

На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем в удовлетворении требований о возложении обязанности на административных ответчиков внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости, указав в качестве кадастровой стоимости объекта рыночную стоимость, необходимо отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Галушкина А.С. удовлетворить частично.

Установить по состоянию на 01 января 2018 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), общей площадью (...) кв.м, категория земель - (...), вид разрешенного использования – (...) в размере его рыночной стоимости, равной 2353000 руб. на период с 01 января 2019 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 сентября 2019 г.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено01 ноября2019 г.

3а-202/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Галушкин А.С.
Галушкин Александр Сергеевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Управление Росреестра по РК
ГБУ РК "Центр государственной кадастровой оценки"
Другие
филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по РК"
администрация Пудожского муниципального района
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
30.09.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.09.2019[Адм.] Передача материалов судье
03.10.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
03.10.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2019[Адм.] Судебное заседание
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2020Судебное заседание
11.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2019Дело оформлено
26.05.2020Дело передано в архив
31.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее