Дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2019 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Волковской М.В.,
при секретаре судебного заседания Орловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Чернышевой В. П. к <адрес> по строительному и жилищному надзору (третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, администрация <адрес>) о признании нуждающейся в жилых помещениях, признании незаконным распоряжения, возложении обязанности предоставить социальную выплату,
У С Т А Н О В И Л:
Чернышева В.П. обратилась в суд с иском к <адрес> по строительному и жилищному надзору, впоследствии уточнив предмет иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, и просит суд:
признать Чернышеву В. П. нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ (дата включения в реестр граждан – участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории <адрес>) по ДД.ММ.ГГГГ (дата исключения из реестра граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории <адрес>);
признать незаконным полностью распоряжение <адрес> по строительству и жилищному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №-р об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья Чернышевой В. П.;
обязать <адрес> предоставить Чернышевой В. П. социальную выплату на приобретение или строительство жилья.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> (далее также - КУМИ <адрес>, л.д.1-2).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечена администрация <адрес>.
В обоснование исковых требований истцом указаны следующие обстоятельства.
Чернышевой В.П., пострадавшей от действий застройщика ООО СК «Маяк», распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Считает распоряжение об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья незаконным, необоснованным и подлежащим отмене ввиду следующего.
На основании договора долевого участия № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Маяк», решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п Чернышева В.П. была включена в реестр граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории <адрес> (далее -«реестр»), что подтверждается Выпиской из реестра от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Чернышева В. П. была исключена из реестра.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по административному иску Чернышевой в. П. к <адрес> по строительству и жилищному надзору о признании незаконным решения об исключении из реестра граждан участников долевого строительства, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории <адрес>, об обязательстве восстановить нарушенное право, заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Октябрьский районный суд <адрес> признал действия административного ответчика незаконными и с целью устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов Чернышевой В.П. обязал <адрес> по строительству и жилищному надзору восстановить административного истца в реестре. Решение вступило в законную силу.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р Чернышева В.П. восстановлена в реестре, утвержденном постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п под тем же номером.
Следовательно, при таких обстоятельствах истец является участником долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории <адрес>.
После восстановления в реестре Чернышева В.П. обратилась к стороне административного ответчика с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Как следует из распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р Чернышевой В.П. было отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительства жилья на основании ч.І ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз в связи с тем, что Чернышева В.П. не признана в установленном законом порядке органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> нуждающейся в жилом помещении.
Однако постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п не предусмотрена обязанность Чернышевой В.П. для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилья быть признанной нуждающейся в жилом помещении.
Однако, ни <адрес> №-кз от ДД.ММ.ГГГГ, ни Порядок предоставления за счет средств бюджета <адрес> социальной выплаты на приобретение или строительства жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории <адрес>, утвержденный Постановлением <адрес> №-п от 21.04.20010 г. (далее - «Порядок») не связывают право граждан на получение социальной выплаты на приобретение или строительства жилья с местом жительства указанных граждан.
Таким образом, <адрес> №-кз от ДД.ММ.ГГГГ распространяется на всех граждан РФ, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории <адрес>, каковым является истец, и именно не надлежащий контроль и надзор в области долевого строительства со стороны органов исполнительной власти <адрес> привел к тому, что Чернышева В.П. оказалась в числе обманутых дольщиков, вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории <адрес>, в виду чего истец была лишена возможности приобретения жилья в <адрес>. (Кассационное определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу №).
Довод стороны ответчика и третьих лиц о том, что истцом не предоставлено решение органа местного самоуправления о признании ее нуждающейся в жилом помещении является, в том числе, незаконным ввиду предоставления Чернышевой В.П. выписки о правах отдельного лица, включающую в себя период с даты постановки в реестр по дату незаконного исключения и свидетельствующую об отсутствии жилья в данный период. Кроме того, данное обстоятельство подтверждается Справками об отсутствии имущества, предоставленными истцом стороне ответчика в момент включения в реестр.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Чернышева В.П. нуждалась в жилом помещении на территории <адрес> и в случае надлежащего исполнения стороной ответчика возложенных на него обязанностей и отсутствия незаконных действий по исключению из реестра, истец еще в 2012 г. могла реализовать свое право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Отказ Чернышевой В.П. в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья нарушает ее конституционные права, гарантированные ст. 19 Конституции РФ о равенстве граждан, так как ставит ее права ниже обманутых дольщиков, получивших социальную выплату на приобретение или строительство жилья, которые не были незаконно исключены из реестра.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Из п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» следует, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Законом Ставропольского края от 13.11.2009 г. № 75-кз предусмотрено, что действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан - участников долевого строительства жилья для строительства (создания) многоквартирных домов, возникшие до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2006 г. № 111-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон» Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» исключительно в части передачи органам исполнительной власти Ставропольского края полномочий по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. В остальной части Закон Ставропольского края от 13.11.2009 г. № 75-кз не предусматривает распространение на отношения, возникшие до введения его в действие.
Таким образом, требование стороны ответчика о признании Чернышевой В.П. нуждающейся в жилых помещениях не основано на нормах закона.
Право получения социальной выплаты распространяется на всех граждан РФ, независимо от их места проживания, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории <адрес>, каковым является заявитель, и именно ненадлежащий контроль и надзор в области долевого строительства со стороны органов исполнительной власти <адрес> привел к тому, что административный истец оказалась в числе обманутых дольщиков, вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории <адрес>, в виду чего Чернышева В.П. была лишена возможности приобретения жилья в <адрес> (Кассационное определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу №).
Кроме того, на момент включения в реестр и незаконного исключения Чернышева В.П. являлась нуждающейся в жилых помещениях, что подтверждается справками, имеющимся в ее деле в <адрес> по строительству и жилищному надзору.
В соответствии с п. 1 ст.63 КАС РФ в целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе.
Для правильного и своевременного рассмотрения настоящего дела необходимо истребовать у стороны административного ответчика заверенную копию документов Чернышевой В.П., предоставленных при подаче заявления о включении в реестр, в том числе уведомление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии имущества.
Помимо этого, для правильного и своевременного рассмотрения настоящего дела, на основании п. 1 ст. 63 КАС РФ необходимо истребовать у <адрес> по строительству и жилищному надзору информацию о гражданах, включенных в реестр в период времени с ДД.ММ.ГГГГ (дата включения Чернышевой В.П. в реестр) по ДД.ММ.ГГГГ (дата исключения Чернышевой В.П. из реестра) с указанием даты и номера распоряжений о предоставлении им выплаты на приобретение или строительство жилья. Данная информация не может быть получена административным истцом самостоятельно ввиду запрета, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных».
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 ГПК РФ), однако сторона ответчика не представила суду сведений о том, что при отсутствии незаконного исключения Чернышева В.П. из реестра, истец не могла
получить социальную выплату на приобретение или строительство жилья еще в 2012 г.
Полагает, что доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, сводятся к иному, неправильному толкованию норм федерального законодательства (Кассационное определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу №).
Административным истцом Чернышевой В.П. в суд были представлены письменные пояснения по делу, согласно которым указано на то, что статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьей 15 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе создают условия для осуществления права на жилище.
Закрепляя право на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ст. 21 часть 1 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для РФ норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, которые в силу возраста, состояния здоровья и иных объективных факторов не имеют возможности обеспечить себе безопасное и комфортное жилье, преодолев сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно (Решение Октябрьского районного суда <адрес> по делу №).
Оспариваемое решение стороны ответчика нарушает права и свободы истца как гражданина - участника долевого строительства жилья, пострадавшего вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья, и создает препятствие к осуществлению прав и свобод.
С целью подтверждения факта нуждаемости Чернышевой В.П. в жилых помещениях на момент включения в реестр и незаконного исключения истец обратилась в Росреестр за предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В ответ на ее запрос была предоставлена Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
Из указанной выписки следует, что у Чернышевой В.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имелось в собственности единственное жилое помещение и земельный участок. Дата государственной регистрации прекращения права истца на них ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные объекты недвижимого имущества проданы Чернышевой В.П., а денежные средства от продажи вложены в приобретение жилого помещение по адресу: <адрес>, по которому истец включена в реестр граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории <адрес> (далее - «реестр»).
Таким образом, на дату включения в реестр и незаконного исключения из него Чернышева В.П. являлась нуждающейся в жилых помещениях и просит: признать незаконным полностью распоряжение <адрес> по строительству и жилищному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №-р об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья Чернышевой В. П.; обязать <адрес> предоставить Чернышевой В. П. социальную выплату на приобретение или строительство жилья.
Представителем административного ответчика Управления Ставропольского о края по строительному и жилищному надзору по доверенности Алексеевой Т.А., в суд были представлены письменные возражения на исковое заявлением, впоследствии, дополненные, и, согласно которым просит в удовлетворении требований Чернышевой В.П. отказать в полном объеме.
В обоснование письменных возражений указано на то, что на основании решения Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением управления от ДД.ММ.ГГГГ №-р Чернышева В. П. восстановлена в реестре граждан-участников долевого строительства, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, под тем же номером от 10 сентября 200 г. №.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О мерах социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории <адрес>» (далее - Закон №-кз) установлены меры социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по договорам участия в долевом строительстве жилья на территории <адрес> и не удовлетворивших свои требования иным способом, которые либо заключили договоры участия в долевом строительстве жилья на объекты долевого строительства жилья, в отношении которых на момент заключения указанных договоров застройщиками были заключены договоры участия в долевом строительстве жилья с другими участниками долевого строительства жилья, либо (и) выполнили свои обязательства по договорам участия в долевом строительстве жилья частично в связи с виновными действиями (бездействием) застройщиков по неисполнению обязательств по таким договорам, либо (и) расторгли в установленном порядке договоры участия в долевом строительстве жилья, в отношении которых застройщиком не выполнены обязательства по возврату денежных средств полностью или частично (далее - граждане - участники долевого строительства жилья).
Согласно ст. 3 Закона №-кз социальная поддержка граждан - участников долевого строительства жилья осуществляется в целях обеспечения указанных граждан жилыми помещениями путем предоставления им социальной выплаты на приобретение или строительство жилья (далее - социальная выплата).
Частью 1 ст. 5 Закона №-кз социальная поддержка предоставляется в виде социальной выплаты гражданам - участникам долевого строительства жилья, принятым на учет в порядке, установленном статьей 1 настоящего Закона, и признанным в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> нуждающимися в жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГ Чернышева В. П. обратилась в управление с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок предоставления за счет средств бюджета <адрес> социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории <адрес> (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 вышеуказанного Порядка социальная выплата предоставляется гражданам - участникам долевого строительства жилья, принятым на учет в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О порядке учета граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории <адрес>, в отношении которых законодательством <адрес> предусмотрены меры социальной поддержки в виде предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья» и признанным в соответствии со статьей <адрес> «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в <адрес>» органами местного самоуправления поселений и городских округов <адрес> нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение социальной выплаты.
Пунктом 6 Порядка установлено, что для предоставления социальной выплаты гражданин - участник долевого строительства жилья представляет в управление заявление.
Для принятия решения о предоставлении социальной выплаты гражданину - участнику долевого строительства жилья необходимы следующие документы (либо их надлежаще заверенные копии):
1) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника долевого строительства жилья и членов его семьи: паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста); документ, заменяющий паспорт (документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом);
2) документы, подтверждающие гражданское состояние и состав семьи гражданина - участника долевого строительства жилья: свидетельство о заключении брака; свидетельства о рождении детей; решение об усыновлении (удочерении); решение суда об определении состава семьи (при необходимости);
3) решение органа местного самоуправления о признании гражданина - участника долевого строительства жилья нуждающимся в жилом помещении в целях реализации права на получение социальной выплаты;
4) документы, подтверждающие право на первоочередное предоставление социальной выплаты гражданину - участнику долевого строительства жилья.
Вместе с тем, согласно ответу комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Чернышева В. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, нуждающейся в жилом помещении в администрации <адрес> не признавалась и по данному вопросу с заявлением и соответствующими документами в установленном законом порядке не обращалась.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона №-кз, пунктом 8 Порядка предоставления за счет средств бюджета <адрес> социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам-участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории <адрес>, утвержденного постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, пунктом 14 приказа управления от ДД.ММ.ГГГГ №-од «Об утверждении административного регламента предоставления управлением <адрес> по строительному и жилищному надзору государственной услуги «Предоставление за счет средств бюджета <адрес> социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам-участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории <адрес>» распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р Чернышевой В. П. отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в связи с тем, что Чернышева В. П. не признана в установленном законом порядке органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> нуждающейся в жилом помещении.
Так, в судебном заседании Чернышева В.П. заявила об уточнении исковых требований, а именно: признать Чернышеву В. П. нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ (дата включения в реестр граждан-участников долевого строительства жилья на территории <адрес>) по ДД.ММ.ГГГГ (дата исключения из реестра граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории <адрес> по ДД.ММ.ГГГГ (дата исключения из реестра граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории <адрес>); признать незаконным полностью распоряжение управления от ДД.ММ.ГГГГ №-р об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья Чернышевой В. П.; обязать управление предоставить Чернышевой В. П. социальную выплату на приобретение или строительство жилья.
Управление заявленные требования истца считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как уже отмечалось ранее, законом Ставропольского края от 13.11.2009 № 75-кз «О мерах социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края» (далее - Закон № 75-кз) установлены меры социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по договорам участия в долевом строительстве жилья на территории Ставропольского края и не удовлетворивших свои требования иным способом, которые либо заключили договоры участия в долевом строительстве жилья на объекты долевого строительства жилья, в отношении которых на момент заключения указанных договоров застройщиками были заключены договоры участия в долевом строительстве жилья с другими участниками долевого строительства жилья, либо (и) выполнили свои обязательства по договорам участия в долевом строительстве жилья частично в связи с виновными действиями (бездействием) застройщиков по неисполнению обязательств по таким договорам, либо (и) расторгли в установленном порядке договоры участия в долевом строительстве жилья, в отношении которых застройщиком не выполнены обязательства по возврату денежных средств полностью или частично (далее - граждане - участники долевого строительства жилья).
Согласно ст. 3 Закона № 75-кз социальная поддержка граждан - участников долевого строительства жилья осуществляется в целях обеспечения указанных граждан жилыми помещениями путем предоставления им социальной выплаты на приобретение или строительство жилья (далее - социальная выплата).
Частью 1 ст. 5 Закона № 75-кз социальная поддержка предоставляется в виде социальной выплаты гражданам - участникам долевого строительства жилья, принятым на учет в порядке, установленном статьей 1 настоящего Закона, и признанным в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно информации, предоставленной администрацией <адрес>, Чернышева В. П. никогда не обращалась и не состояла на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вместе с тем, положения статьи 10 Конституции Российской Федерации, пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ не предусматривают полномочия суда по возложению на ответчика обязанности принятия конкретного решения, которое находится в его исключительной компетенции.
При таких обстоятельствах суд не может признать Чернышеву В. П. нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ (дата включения в реестр граждан-участников долевого строительства жилья на территории <адрес>) по ДД.ММ.ГГГГ (дата исключения из реестра граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории <адрес> по ДД.ММ.ГГГГ (дата исключения из реестра граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории <адрес>), а также обязать управление предоставить Чернышевой В. П. социальную выплату на приобретение или строительство жилья.
Представителем третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора администрации <адрес>, КУМИ <адрес> по доверенности Самойленко Г.Н. в суд были представлены возражения на исковое заявление, в которых полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных Чернышевой В.П. требований, в связи с чем просит суд в их удовлетворении отказать в полном объеме.
В обоснование возражении указано на то, что согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно статье 5 Закона Ставропольского края от 13 ноября 2009 года № 7 5-кз «О мерах социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края» (далее Закон № 75 - кз) и пункту 4 постановления правительства Ставропольского края от 21 апреля 2010 № 120-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края» социальная выплата предоставляется «обманутым дольщикам», принятым на учет в соответствиисо ст. 6.1 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение социальной выплаты.
В силу вышеуказанной нормы принятие на учет и ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, 50), а также положениями ЖК РФ (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Порядок и процедура постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя установлена административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявления, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденным постановлением администрации города Ставрополя от 07.09.2017 № 1653.
Признание органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья осуществляется в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если законодательством Ставропольского края не установлен иной порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья.
Решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении в целях реализации права на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья или об отказе в признании его таковым принимается по результатам рассмотрения заявления и иных документов, определяемых нормативными правовыми актами Правительства Ставропольского края, органом местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в соответствующий орган.
В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций для органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденный Приказом министерства ЖКХ, строительства и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные в отделе внутренних дел в данном муниципальном образовании.
Однако, Чернышева В.П. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес> не состоит.
Истец Чернышева В.П., её представители по доверенности Антипова К.Ю. и Пашкова Г.Н. в судебном заседании поддержали требования истца Чернышевой В.П. и настаивали на их удовлетворении, приводили доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, в письменных пояснениях истца.
Представитель ответчика <адрес> по строительному и жилищному надзору по доверенности Алексеева Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца по доводам письменных возражений.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора администрации <адрес> и КУМИ <адрес> по доверенности Самойленко Г.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца по доводам письменных возражений.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-1887/<адрес> по строительному и жилищному надзору (далее также – Управление) издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р, которым Чернышева В.П. восстановлена в реестре граждан – участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщикам обязательств по строительству жилья на территории <адрес>, утвержденном постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п под тем же номером от ДД.ММ.ГГГГ №.
Оспариваемым распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ №-р Чернышевой В.П. отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, в связи с тем, что она не признана в установленном законом порядке органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> нуждающейся в жилом помещении.
В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства, Чернышева В.П. не обращалась муниципальные органы с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении. Данное обстоятельство истец и её представители подтвердили в судебном заседании.
Суд не может подменить собой орган местного самоуправления и в рамках данного гражданского дела признать истца нуждающейся в жилых помещениях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок предоставления за счет средств бюджета <адрес> социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории <адрес> (далее - Порядок).
В соответствии с п. 4 Порядка, социальная выплата предоставляется гражданам - участникам долевого строительства жилья, принятым на учет в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О порядке учета граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории <адрес>, в отношении которых законодательством <адрес> предусмотрены меры социальной поддержки в виде предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья» и признанным в соответствии со статьей <адрес> «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в <адрес>» органами местного самоуправления поселений и городских округов <адрес> нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение социальной выплаты.
Пунктом 6 Порядка установлено, что для предоставления социальной выплаты гражданин - участник долевого строительства жилья представляет в управление заявление.
Для принятия решения о предоставлении социальной выплаты гражданину - участнику долевого строительства жилья необходимо представить в том числе, решение органа местного самоуправления о признании гражданина - участника долевого строительства жилья нуждающимся в жилом помещении в целях реализации права на получение социальной выплаты.
При обращении в Управление с заявлением о предоставлении социальной выплаты истец не представила решение органа местного самоуправления о признании гражданина - участника долевого строительства жилья нуждающимся в жилом помещении в целях реализации права на получение социальной выплаты.
Таким образом, оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным, принято в соответствии с Порядком предоставления за счет средств бюджета <адрес> социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N120-п.
Следовательно, не имеется оснований для возложения на Управления обязанности предоставить Чернышевой В. П. социальную выплату на приобретение или строительство жилья.
При этом Чернышева В.П. вправе обратиться в администрацию <адрес> с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении в целях реализации права на получение социальной выплаты. Также в последующем Ченышева В.П. вправе повторно обратиться в Управление с заявлением о предоставлении социальной выплаты, приложив документы, предусмотренные п. 6 Порядка предоставления за счет средств бюджета <адрес> социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N120-п.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Чернышевой В. П.:
о признании Чернышеву В. П. нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ (дата включения в реестр граждан – участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории <адрес>) по ДД.ММ.ГГГГ (дата исключения из реестра граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории <адрес>);
о признании незаконным полностью распоряжения <адрес> по строительству и жилищному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №-р об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья Чернышевой В. П.;
об обязании <адрес> предоставить Чернышевой В. П. социальную выплату на приобретение или строительство жилья
– оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 03.06.2019
Судья М.В. Волковская
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>