УИД 32RS0007-01-2022-000182-30
Дело №2-251/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 июня 2022 года пос. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Ерохиной И.В.,
при секретаре Ананенко О.В.,
с участием заместителя прокурора Дубровского района Брянской области Коняшкина Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст.45 ГПК РФ) в защиту интересов Карпова Сергея Сергеевича, являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации Дубровского района Брянской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дубровского района Брянской области обратился в суд в защиту интересов Карпова С.С. с иском к администрации Дубровского района Брянской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что Карпов С.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители умерли: отец - ДД.ММ.ГГГГ, мать - ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации Дубровского района Брянской области №301р от 06.07.2016 Карпов С.С. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в муниципальном образовании «Дубровский район», в котором числится под №16.
На момент включения в список Карпов С.С. обучался в МБОУ «Дубровская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».
Карпов С.С. по договору найма жилого помещения от 01.01.2022 проживает в квартире по <адрес>.
До настоящего времени не обеспечен благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Полагая, что нарушаются конституционные права Карпова С.С., прокурор Дубровского района Брянской области просил суд обязать администрацию Дубровского района Брянской области предоставить Карпову С.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в муниципальном образовании <адрес>.
В судебном заседании заместитель прокурора Дубровского района Брянской области Коняшкин Н.Н. исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить
Истец Карпов С.С. в суде исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Дубровского района Брянской области Якубович М.В., действующая на основании доверенности от 10.01.2022, исковые требования не признала, сославшись на установленный порядок приобретения недвижимости лицами вышеуказанной категории, к которым относится Карпов С.С., в порядке очередности, исходя из времени возникновения у данных лиц права на предоставление жилого помещения (от более ранних к поздним), что отражено в постановлении Правительства Брянской области от 15.02.2021 №44-п «О внесении изменений в постановление Правительства Брянской области от 19.08.2019 №362-п «Об отдельных вопросах формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка и включения в список при перемене места жительства». Полагает, что в случае удовлетворения иска изменится очередность предоставления жилья, что приведет к нарушению прав и законных интересов других лиц, ранее включенных в соответствующий список. Таким образом, права Карпова С.С. на обеспечение жилым помещением в настоящее время не нарушены и будут им реализованы в порядке очередности.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Дубровского района Брянской области Боброва Е.В. (доверенность от 11.04.2022) в судебном заседании привела аналогичные с ответчиком доводы в обоснование своих возражений против удовлетворения исковых требований.
Третьим лицом Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя с учетом письменной позиции, согласно которой Карпов С.С. состоит в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под номером №1115 (включен постановлением администрации Дубровского района Брянской области от 06.07.2016 №301р). Указанная категория граждан подлежит обеспечению жилыми помещениями в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, в связи с чем в порядке очереди жилье Карпову С.С. будет предоставлено, тем самым, право истца не нарушено. В случае удовлетворения исковых требований Карпова С.С. будут нарушены права других детей-сирот, которые приобрели право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда ранее, чем истец. На основании изложенного, полагает, исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Департамент финансов Брянской области доверил суду рассмотрение дела в отсутствие своего представителя с учетом позиции, изложенной в отзыве на исковое заявление.
Третьи лица Министерство финансов РФ в лице УФК по Брянской области, Правительство Брянской области, извещенные о дате и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили, ходатайств, заявлений не представили.
В силу ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся надлежаще извещенных о дате и времени судебного заседания участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно абз.2 п.1 ст.8 названного Федерального закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Абзацем 3 п.1ст.8 вышеуказанного Федерального установлено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из указанных положений следует, что наряду с нуждаемостью в жилом помещении в качестве безусловных оснований для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда законодателем названо достижение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 18 лет.
Федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
Отношения, связанные с реализацией детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа прав на обеспечение жилыми помещениями на территории Брянской области регулируются Законом Брянской области от 29.12.2012 №107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» (далее –Закон Брянской области).
Согласно п.1 ст.1 Закона Брянской области, право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют проживающие на территории Брянской области дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые: не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если в соответствии со статьей 2 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) по договорам найма специализированных жилых помещений (п.2 ст.1 Закона Брянской области).
В соответствии с настоящим Законом жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании Брянской области.
В соответствии со ст.2 Закона Брянской области от 02.12.2011 №124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 09.03.2005 №3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» статусом городского округа, муниципального округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений, предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятия решений об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и заключения договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в порядке, установленном законодательством.
Согласно ст.6 Закона Брянской области от 02.12.2011 №124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций.
Средства субвенций направляются на оплату расходов, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе, на исполнение судебных решений.
В силу ст.8 Закона Брянской области от 02.12.2011 №124-З, уполномоченным органом по контролю за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, является Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
В соответствии с Законом Брянской области от 10.12.2020 №105-З «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», субвенция бюджету Дубровского муниципального района на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2021 год и последующие годы предусмотрена в размере 5 067 810 руб.
Как следует из материалов дела, родители Карпова С.С. умерли, отец - ДД.ММ.ГГГГ, мать - ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Карпов С.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения.
Распоряжением администрации Дубровского района Брянской области №301р от 06.07.2016 Карпов С.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения в муниципальном образовании «Дубровский район».
Согласно информации, предоставленной администрацией Дубровского района Брянской области, списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Дубровском муниципальном районе Брянской области, по состоянию на 03.03.2022 в указанном списке Карпов С.С. значится под №16.
Из информации Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области исх. №4096 от 15.04.2022 следует, что Карпов С.С. в сводном детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Брянской области, состоит под №1155, включен распоряжением администрации Дубровского района от 06.07.2016 №301р.
Согласно договору найма жилого помещения от 01.01.2022 Карпов С.С. проживает по <адрес>.
Из копии паспорта, справки ППЗ рп.Дубровка МРО №7 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от 04.03.2022, свидетельства о государственной регистрации права от 22.08.2003 следует, что Карпову С.С. на праве собственности принадлежат ? доля в праве общей долевой собственности на дом по <адрес>, в котором Карпов С.С. зарегистрирован с 01.02.2012 по настоящее время.
Однако, постановлением администрации Дубровского района Брянской области №545 от 02.10.2014 проживание Карпова С.С. в указанном жилом помещении признано невозможным, постановление Дубровской поселковой администрации №8 от 27.01.2010 «О сохранении права пользования жилым помещением по месту постоянного жительства» за несовершеннолетними Карповым Н.С. и Карповым С.С. признано утратившим силу.
Сведений о том, что Карпов С.С. имеет пригодное для проживания жилье в собственности либо в пользовании на условиях социального найма, материалы дела содержат.
Данное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспорено, таким образом, поскольку Карпов С.С. до настоящего времени не обеспечен жильем, доводы представителя ответчика о том, что права истца на обеспечение жилым помещением не нарушены, являются несостоятельными.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания.
Учитывая, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц, на ответчика должна быть возложена обязанность предоставить Карпову С.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной федеральным законодательством, в черте г.Брянска.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не означает, что предоставление жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
При этом, ни Федеральным законом, ни законами Брянской области обязанность по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость, в том числе, от отсутствия надлежащего финансирования органа местного самоуправления на цели обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, времени включения в список и постановки их на учет, в связи с чем доводы представителя ответчика и третьих лиц об изменении очередности предоставления жилья и нарушении прав и законных интересов других лиц, ранее включенных в список, отклоняются судом как необоснованные, поскольку не могут служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на внеочередное получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
Учитывая, что Карпов С.С. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет администрацией Дубровского района Брянской области по данной категории в качестве нуждающегося в жилом помещении, достиг возраста 18 лет и до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, в силу вышеприведенных требований законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора Дубровского района Брянской области, подлежащих удовлетворению, поскольку суду не представлены надлежащие доказательства, препятствующие Карпову С.С. в реализации указанного права.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст.45 ГПК РФ) в защиту интересов Карпова Сергея Сергеевича, являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации Дубровского района Брянской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда – удовлетворить.
Обязать администрацию Дубровского района Брянской области предоставить Карпову Сергею Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу <адрес>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной федеральным законодательством, в черте <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2022 года.
Председательствующий по делу И.В. Ерохина