Дело №2-1055/2018
УИД 29RS0017-01-2018-001455-57
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Няндома 22 ноября 2018 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Воропаева Е.Н.,
при секретаре Баевой М.Ю.,
с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Мумладзе Н.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каргопольского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Казаковская начальная школа - детский сад» о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения и оборудованию канала передачи тревожных сообщений, к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о выделении денежных средств на приобретение и установку видеокамер и оборудование канала передачи тревожных сообщений,
установил:
прокурор Каргопольского района Архангельской области обратился в Няндомский районный суд Архангельской области с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Казаковская начальная школа - детский сад» (далее – МОУ «Казаковская начальная школа - детский сад») о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения и оборудованию канала передачи тревожных сообщений, к администрации муниципального образования (далее – МО) «Каргопольский муниципальный район» о выделении денежных средств на приобретение и установку видеокамер и оборудование канала передачи тревожных сообщений, указав в обоснование, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении комплексной безопасности образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что в МОУ «Казаковская начальная школа - детский сад» отсутствуют камеры видеонаблюдения и кнопки тревожной сигнализации, что не соответствует требованиям антитеррористического законодательства и отрицательно сказывается на безопасности лиц, пребывающих в учреждении. Согласно уставу МОУ «Казаковская начальная школа - детский сад» его учредителем и собственником имущества является администрация МО «Каргопольский муниципальный район», на нее также возлагаются обязанности по финансированию образовательного учреждения. Просит обязать МОУ «Казаковская начальная школа - детский сад» установить в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, систему видеонаблюдения и оборудовать канал передачи тревожных сообщений в специализированные организации, занимающиеся охранной деятельностью, или в ситуационные центры «Службы 112» в срок до 01.09.2020, обязать администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» выделить денежные средства на приобретение и установку видеокамер, а также оборудование канала передачи тревожных сообщений в специализированные организации, занимающиеся охранной деятельностью, или в ситуационные центры «Службы 112» в здании МОУ «Казаковская начальная школа - детский сад» в срок до 01.07.2020.
Определением суда от 6 ноября 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области»; Министерство образования и науки Архангельской области.
В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Мумладзе Н.З. доводы и требования искового заявления поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МОУ «Казаковская начальная школа - детский сад» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно полученному телефонному сообщению исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика администрации МО «Каргопольский муниципальный район», представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Мумладзе Н.З., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным.
В исковом заявлении прокурор обосновал обращение в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.
В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно пп. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся, воспитанников; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Частью 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п. 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п. 2).
Пунктом 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Письмом Министерства образования и науки РФ от 26 января 2011 г. № МК-70/15 «О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности» руководителям образовательных организаций предписывалось незамедлительно принять меры, направленные на усиление антитеррористической защищенности, в частности, обеспечить дополнительные меры по охране организаций, ужесточить пропускной режим на объекты.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении комплексной безопасности образовательных учреждений.
В ходе проверки установлено, что в МОУ «Казаковская начальная школа - детский сад» отсутствуют камеры видеонаблюдения и кнопка тревожной сигнализации.
Ответчиком МОУ «Казаковская начальная школа - детский сад» данные обстоятельства не оспорены, напротив, из информации от 22.10.2018 следует, что видеокамеры и кнопка тревожной сигнализации в образовательном учреждении не установлены.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления наделены обязанностью принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г.).
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
В соответствии с Уставом МОУ «Казаковская начальная школа - детский сад» - бюджетное учреждение, его учредителем является МО «Каргопольский муниципальный район».
Согласно материалам дела здание по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении МОУ «Казаковская начальная школа - детский сад».
Собственником имущества учреждения является МО «Каргопольский муниципальный район» (п. 1.7 Устава МОУ «Казаковская начальная школа - детский сад»).
Согласно п. 1 ст. 36. Устава муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», принятого решением Собрания депутатов МО «Каргопольский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» - орган местного самоуправления муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», осуществляющий исполнительно - распорядительные функции.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п.п. 1, 7, 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Порядок финансового обеспечения выполнения муниципального задания определяется местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
По смыслу ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ в целях выполнения образовательным учреждением муниципального задания необходимые расходы по его выполнению приняты на себя администрацией муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» как собственником.
Суд считает, что возложение на собственника имущества, администрацию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», обязанности по финансированию (выделению денежных средств) мероприятий по приобретению и установке видеокамер и оборудованию канала передачи тревожных сообщений, которые сводятся к значительным финансовым вложениям в переданное собственником образовательному учреждению недвижимое имущество, согласуется с приведенными выше правовыми нормами.
Доказательств, подтверждающих, что МОУ «Казаковская начальная школа - детский сад» выделялись достаточные средства на содержание здания с учетом выполнения требований безопасности, предъявляемых к такой категории зданий, от администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» в суд не поступило.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом позиции прокурора, отсутствия возражений ответчиков, интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятные и безопасные условия получения образования, суд находит возможным установить срок исполнения решения суда до 01 сентября 2020 года в части требований о возложении на МОУ «Казаковская начальная школа - детский сад» обязанности по установке системы видеонаблюдения и оборудованию канала передачи тревожных сообщений в специализированные организации, занимающиеся охранной деятельностью, или в ситуационные центры «Службы 112», и до 01 июля 2020 года – в части требований о возложении на администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» обязанности по выделению денежных средств на приобретение и установку видеокамер и оборудование канала передачи тревожных сообщений в специализированные организации, занимающиеся охранной деятельностью, или в ситуационные центры «Службы 112».
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с положениями ст.333.19 Налогового кодекса РФ за рассмотрение требований неимущественного характера, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, с ответчика МОУ «Казаковская начальная школа - детский сад» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район».
В силу пп.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ ответчик администрация МО «Каргопольский муниципальный район» освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Каргопольского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Казаковская начальная школа - детский сад» о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения и оборудованию канала передачи тревожных сообщений, к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о выделении денежных средств на приобретение и установку видеокамер и оборудование канала передачи тревожных сообщений, удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Казаковская начальная школа - детский сад» в срок до 01 сентября 2020 года установить в здании общеобразовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, систему видеонаблюдения и оборудовать канал передачи тревожных сообщений в специализированные организации, занимающиеся охранной деятельностью, или в ситуационные центры «Службы 112».
Обязать администрацию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» выделить денежные средства на приобретение и установку видеокамер и оборудование канала передачи тревожных сообщений в специализированные организации, занимающиеся охранной деятельностью, или в ситуационные центры «Службы 112» в здании муниципального общеобразовательного учреждения «Казаковская начальная школа - детский сад», расположенном по адресу: <адрес>, в срок до 01 июля 2020 года.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Казаковская начальная школа - детский сад» в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.Н. Воропаев
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2018 года.