Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2022 года г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Шишкиной Н.Е.
при секретаре судебного заседания Панасюк Т.М.
с участием прокурора Фалетровой А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю, ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю» о признании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ несоответствующими Закону, восстановлении на службе, взыскании премиального вознаграждения, заработной платы за время вынужденного прогула,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, приказа № л\с от ДД.ММ.ГГГГ несоответствующими Закону, восстановлении на службе, взыскании премиального вознаграждения, заработной платы за время вынужденного прогула, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю и ФИО1 заключен контракт о прохождении службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ издан приказ № о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников, причинах и условиях способствующих совершению преступлений, и мерах по профилактике правонарушений. ФИО1 за нарушение п.67 должностной инструкции по замещаемой должности, выразившееся в отсутствии учета и контроля за наличием находящихся в подотчете материальных средств, привлечен к дисциплинарной ответственности с наложением дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. ДД.ММ.ГГГГ издан приказ № л\с о расторжении контракта с ФИО1, увольнении со службы в соответствии с п.9 ч.3 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Оспаривая приказы руководителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю, ФИО1 был вынужден обратиться в суд.
Определением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю».
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования.
В судебном заседании представитель истца – ФИО8, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика - Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю - ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика - ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю», ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что к ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» могут быть предъявлены лишь требования материального характера. В данной части исковые требования ответчик не признает.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части, суд приходит к следующему.
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю зарегистрировано в качестве юридического лица, представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю» (ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю») зарегистрировано в качестве юридического лица, представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между руководителем Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю и ФИО1 заключен контракт о прохождении службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, по условиям которого ФИО1 поступил на службу в должности главного специалиста пункта централизованной охраны ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю».
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № л\с, изданного начальником Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю, ФИО1 освобожден от должности заместителя начальника отдела комплексной защиты объектов и организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю», с ДД.ММ.ГГГГ, переведен на нижестоящую должность на основании пункта 3 части 2 и частей 3,5 статьи 20, статьи 27, части 1 и пункта 2 части 7 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
ФИО1 ознакомлен с должностным регламентом главного специалиста пункта централизованной охраны ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю».
Согласно п.1,5 должностной инструкции, главный специалист пункта централизованной охраны ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» является сотрудником подразделения, ходящего в структуру ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю» Назначается и освобождается от должности приказом начальника Управления Росгвардии по Хабаровскому краю, находится в непосредственной подчинении начальника ПЦО, в прямом – начальника ФГКУ УВО.
Главный специалист пункта централизованной охраны ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» должен обладать профессиональными знаниями и навыками, знать Конституцию Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, необходимые для выполнения служебных обязанностей и т.д.. Выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю», оперативно и качественно исполнять поручения, соблюдать исполнительскую дисциплину и т.д..
В п.67 должностной инструкции предусмотрено, что главный специалист ПЦО Управления несет установленную законодательством ответственность за утрату и порчу государственного имущества, которое было передано ему для исполнения должностных обязанностей.
ДД.ММ.ГГГГ врио начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю издан приказ №, которым утверждено Положение об аттестационной комиссии Управления, утвержден состав аттестационной комиссии Управления.
ДД.ММ.ГГГГ старшим следователем следственного отдела по Железнодорожному району г. Хабаровска СУ СК Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО лейтенантом юстиции ФИО6, в результате рассмотрения сообщения о преступлении, изложенное в рапорте оперуполномоченного отдела «№» № по Хабаровскому краю, вынесено постановление о возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 160 УК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Росгвардии по Хабаровскому краю утверждено заключение служебной проверки по факту возбуждения уголовного дела в отношении главного специалиста пункта централизованной охраны ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю подполковника полиции ФИО1. Основанием для проведения служебной проверки послужило возбужденное ДД.ММ.ГГГГ СУ по Хабаровскому краю и ЕАО Следственного комитета Российской Федерации уголовное дело в отношении главного специалиста пункта централизованной охраны ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю подполковника полиции ФИО1 по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 160 УК РФ (присвоение и растрата). Из заключения служебной проверки следует, что главный специалист пункта централизованной охраны ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» подполковник полиции ФИО1, получив в октябре 2020 имущество, в том числе приемно-контрольные охранно-пожарные приборы (№), контроль за их количеством и соответствием заводских номеров при их перемещении не осуществлял. Так, при выявлении неисправностей данных приборов они были переданы официальному дилеру компании «№» в магазин «№» для диагностики и ремонта. Подполковник полиции ФИО1 учет движения переданных в ремонт приборов не вел, кто из должностных лиц централизованной охраны или инженерно-технического состава передал приборы не знал, при возвращении заводские номера приборов не сверил, акты либо другие документы, подтверждающие замену одних приборов на другие со сменой заводских номеров в связи с их неисправностью для своевременного учета в бухгалтерию ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» не представил. ФИО1 по накладной от ДД.ММ.ГГГГ №, № выданы приемно-контрольные охранно-пожарные приборы (№ в количестве 15 штук, которые отсутствовали.
ФИО1, получив в подотчет товарно-материальные ценности, обязан знать порядок их учета и списания, предусмотренный действующим законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ врио начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю издан приказ № л\с о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей подполковника полиции ФИО1 по должности главного специалиста пункта централизованной охраны ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю», с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктом 3.1 пункта 3 Порядка временного отстранения лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, от выполнения служебных обязанностей, утв. приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании сообщения старшего следователя СУ СК Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО о совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 160 УК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю издан приказ № в отношении ФИО1 о привлечении к дисциплинарной ответственности за нарушение п.67 должностной инструкции по замещаемой должности, выразившееся в отсутствии учета и контроля за наличием находящихся в подотчете материальных средств, с наложением дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. Из вышеуказанного приказа следует, что ДД.ММ.ГГГГ Следственным управлением по Хабаровскому краю и ЕАО Следственного комитета Российской Федерации возбуждено уголовное дело в отношении главного специалиста пункта централизованной охраны ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю» Управления Росгвардии по Хабаровскому краю, подполковника полиции ФИО1 по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 160 УК РФ, из которого стало известно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подполковник полиции ФИО1, являясь материально- ответственным лицом, допустил присвоение и растрату переданных ему под отчет и хранящихся у него в служебном кабинете охранно-пожарных приборов (№) в количестве 15 штук, в результате чего ущерб составил 142 920 рублей 00 копеек. ФИО1, в нарушение должностного регламента, получив в октябре 2020 имущество, в том числе охранно-пожарные приборы (№), контроль за их наличием и соответствием заводских номеров при их перемещении не осуществлял.
Начальнику финансово-экономического отдела ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» в соответствии с пунктом 35 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат, утвержденного приказом Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ №, приказано в течение одного месяца со дня привлечения к дисциплинарной ответственности не выплачивать премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей должностным лицам, поименованным в пунктах 4-6 настоящего приказа.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю издан приказ № л/с о расторжении контракта и увольнении со службы из Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подполковника полиции ФИО1, главного специалиста пункта централизованной охраны ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю», по пункту 9 (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел), ДД.ММ.ГГГГ. В месяц увольнения не подлежит выплате премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 №21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года и протоколов к ней» разъяснено, что согласно принципу субсидиарности, являющемуся одним из основных принципов деятельности Европейского Суда по правам человека, защита прав и свобод человека, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года и Протоколами к ней, возлагается прежде всего на органы государства, в том числе на суды.
Согласно ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Согласно ч.2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года, при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и благосостояния в демократическом обществе.
В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации, государственная зашита прав и свобод человека и гражданина в Российской федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 46 ч.1 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 352 Трудового кодекса РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из способов защиты трудовых прав является судебная защита.
В силу ст. 1 Трудового кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами Российской Федерации, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», п.53, в силу ст. 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
На территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 03.07.2016 №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
В ст. 44 Федеральный закон от 03.07.2016 №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», закреплено, распространить на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, положения частей 3-10 статьи 43 и части 6 статьи 46 Федерального закона от 07 февраля 2011 №3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 19 июля 2011 №247 –ФЗ « О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и Федерального закона от 30 ноября 2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13, статей 28, 76 указанного Федерального закона).
В соответствии с пунктами 1-6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими Федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства ( часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ).
В силу ч.1 ст. 49 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Служебная проверка – это деятельность в рамках дисциплинарного производства соответствующих должностных лиц по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору и исследованию материалов по факту дисциплинарного проступка сотрудников, либо невыполнения ими функциональных обязанностей.
Проведение служебной проверки в системе МВД России регламентировано положениями статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Порядок проведения служебной проверки утвержден приказом МВД России № 161 от 26.03.2013 года «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства Внутренних Дел Российской Федерации».
В соответствии с ч.1-3 ст. 52 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.
В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в её результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 настоящей статьи, продлевается на десять дней.
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Согласно ч.5 ст. 52 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
Согласно ч.6 ст. 52 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка: обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя. Имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований);
В соответствии с приказом МВД России № 161 от 26.03.2013 года «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства Внутренних Дел Российской Федерации», служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Дисциплинарным Уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377.
Согласно п.14-19 приказа, поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится. Срок проведения проверки один месяц.
Сотруднику не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии оснований, указанных в части второй статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При наличии оснований, указанных в ч.2 ст. 52 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, обязан подать соответствующему руководителю (начальнику) письменный рапорт об освобождении его от участия в проведении служебной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, проведение служебной проверки поручается другому сотруднику, а срок ее проведения продлевается на десять дней.
Вышеуказанным приказом установлено, что сотрудник, проводящий служебную проверку, обязан соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки; разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав, своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств и жалоб, сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления ответа по месту жительства заказной корреспонденцией, документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину, предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде по существу вопроса на имя соответствующего руководителя, опросить сотрудников, военнослужащих внутренних войск МВД России, государственных и гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по её результатам ( п.30.1, 30.3, 30.4, 30.5, 30.6, 30.7,30.8, 30.9,30.11, 30.15 приказа МВД России № 161 от 26.03.2013 года «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства Внутренних Дел Российской Федерации»).
Согласно ч.1, 3 ст. 50 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.
За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
В соответствии с п.1.1 ст. 51 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к сотруднику органов внутренних дел, имеющему дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, может быть применена мера поощрения только в виде досрочного снятия ранее наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.
Согласно п.7,8,9,14 ст. 51 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со ст. 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания.
В соответствии с ч.1-4 ст. 33 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности в органах внутренних дел.
Внеочередная аттестация сотрудника внутренних дел проводится:…при решении вопроса о прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел в связи с расторжением контракта в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в органах внутренних дел – на основании рекомендации аттестационной комиссии.
В соответствии с ч.1 ст. 74 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел, признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании.
В силу ч.6 ст. 74 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, выплачивается не полученное им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в органах внутренних дел, и (или) компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе.
С учетом установленных по делу обстоятельств и на основании вышеуказанных норм права суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в части признания несоответствующим закону приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и взыскании премиального вознаграждения, поскольку ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности при наличии правовых оснований и с соблюдением порядка, в ходе служебной проверки установлен факт ненадлежащего исполнения истцом служебных обязанностей, что повлекло возбуждение в отношении него уголовного дела, отстранение от службы, нарушение процедуры проведения служебной проверки не установлено, факт совершения дисциплинарного проступка подтвержден приведенными в заключении служебной проверки доказательствами. Поскольку имеет место факт привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности, суд не усматривает правовых оснований для выплаты ему премиального вознаграждения.
Вместе с тем, в рамках рассматриваемого спора установлено, что истец ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии и по тому же факту уволен. Доказательств факта иного совершения проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, ответчиком в рамках рассматриваемого гражданского дела не представлено. За одно и тоже нарушение служебной дисциплины на истца наложено два дисциплинарных взыскания, в основу увольнения положено заключение служебной проверки, которое явилось основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, что недопустимо в силу части 3 статьи 50 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При таких обстоятельствах, приказ № л\с от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан соответствующим Закону, ФИО1 подлежит восстановлению на службе с выплатой денежного довольствия за период вынужденного прогула в соответствии с расчетом, представленным ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю» в сумме 219 909 рублей 76 копеек (без учета НДФЛ) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Отмена приказов в компетенцию суда не входит, поскольку это является прерогативой лиц, их издавших.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю, ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю» о признании приказа №/ л/с от ДД.ММ.ГГГГ несоответствующим Закону, восстановлении на службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула – удовлетворить частично.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю, ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю» о признании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ несоответствующим Закону, взыскании премиального вознаграждения – отказать.
Признать приказ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении контракта, увольнении ФИО1 со службы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ по пункту 9 (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел), ДД.ММ.ГГГГ – несоответствующим Закону.
ФИО1 восстановить на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации в должности главного специалиста пункта централизованной охраны ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю».
Взыскать с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю» в пользу ФИО1 заработную плату за время вынужденного прогула в сумме 219 909 рублей 76 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме, через суд его вынесший.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.03.2022.
Судья Шишкина Н.Е.