Дело № 2а-550/2020
УИД 26RS0035-01-2020-000353-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2020 года г. Михайловск
Судья Шпаковского районного суда Ставропольского края Степанов Б.Б.,
при секретаре судебного заседания Полтарацкой Е. В.,
с участием:
административного истца Касторной К. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Касторной Кристины Юрьевны к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАП по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Назлуян А. В., отделу ОСП по ВАП по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам, УФССП России по СК об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Касторная К. Ю. обратилась в Шпаковский районный суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАП по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Назлуян А. В., отделу ОСП по ВАП по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам, УФССП России по СК об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя, в обоснование которого указано следующее.
На основании заочного решения мирового судьи судебного участка №5 Промышленного района г. Ставрополя о взыскании алиментов в Редькина Олега Евгеньевича в размере 1/4 части всех доходов ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, на содержание ребенка Р.Р.О., был выдан исполнительный лист ВС №. Постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство № в отношении Должника Редькина О.Е.. В дальнейшем, в связи с изменением адреса регистрации должника по месту жительства (новый адрес регистрации - город Михайловск) исполнительное производство было направлено Октябрьским районным отделом судебных приставов г. Ставрополя в Шпаковский районный отдел судебных приставов, и ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава исполнителя Шпаковского районного отдела судебных приставов было возбуждено исполнительное производство №. Затем, в связи с образованием отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю данное исполнительное производство передано из Шпаковского районного отдела для дальнейшего исполнения в указанный отдел. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о принятии исполнительного производства к исполнению, исполнительному производству присвоен №. В связи с неуплатой алиментов Касторная К. Ю. обращалась в ОСП по ВАП по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам в заявлением о привлечении должника к уголовной ответственности по ст. 157 Уголовного кодекса РФ, а затем в связи с бездействием дознавателя - в Прокуратуру Ставропольского края. Из Прокуратуры Ставропольского края в мой адрес был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого, в числе прочего, следовало, что должник Редькин О.Е. был объявлен в розыск постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, копия постановления об исполнительном розыске судебным приставом- исполнителем в адрес административного истца не направлялась. ДД.ММ.ГГГГ Касторная К. Ю. обратилась в Отдел судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам с письменным заявлением о предоставлении справки о розыске должника Редькина О.Е., а также о направлении в ее адрес копии постановления об исполнительном розыске должника от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, до настоящего момента уведомлений почтовой службы о поступлении в адрес административного истца заказной корреспонденции не поступало. ДД.ММ.ГГГГ Касторная К. Ю. пришла на прием к судебному приставу-исполнителю с целью получения информации по заявлению, но попасть на прием ей не удалось. Сумма задолженности должника по алиментам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с постановлением о расчете задолженности по алиментам составляет 444963,34 рубля. Согласно Справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ОСП по ВАП по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам, денежные средства в счет исполнения обязательств по уплате алиментов от должника в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не поступали. Таким образом, административный истец считает, что не предоставление судебным приставом-исполнителем копии постановления об исполнительном розыске нарушает ее права, предусмотренные ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, а не предоставление справки (информации) о результатах проведенных исполнительно-розыскных действий нарушает ее право на обращение в суд о признании должника безвестно отсутствующим с последующей возможностью применения предусмотренных законом последствий.
На основании изложенного, административный истец просит:
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Назлуян А.В. отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам, выразившееся в не предоставлении копии. постановления об исполнительном розыске от ДД.ММ.ГГГГ г’., а также информации о результатах проведенных исполнительно-розыскных действий.
Обязать судебного пристава-исполнителя Назлуян А.В. отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем предоставления административному истцу копии постановления об исполнительном розыске от ДД.ММ.ГГГГ, а также информации о результатах проведенных исполнительно-розыскных действий.
В судебное заседание административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Назлуян А. В., представитель административного ответчика ОСП по ВАП по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам, представитель административного ответчика УФССП России по Ставропольскому краю, заинтересованное лицо Редькин О. Е. не явились, сведений о причинах не явки суду не представили, были извещены надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания.
Административный истец Касторная К. Ю. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме, по основаниям изложенным в уточненном административном исковом заявлении.
Учитывая положения ст. 150 КАС РФ и сокращенный срок рассмотрения административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, предусмотренный ч. 3 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика, представителя административных ответчиков, заинтересованного лица по имеющимся материалам.
Суд, заслушав пояснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. В соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации они определяются федеральными законами, в том числе Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд учитывает, что правосудие по административным делам в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 14), а суд осуществляет руководство процессом, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность (ч. 2 ст.12).
Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Положениями ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ) установлено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Судом установлено и следует из пояснений административного истца что, на основании заочного решения мирового судьи судебного участка № 5 Промышленного района г. Ставрополя № от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Октябрьского районного отдела судебных приставов УФССП России по СК было возбуждено исполнительное производство в отношении Редькина О. Е. о алиментов на содержание детей в размере ? доли доходов ежемесячно в пользу Касторной К. Ю..
В связи с изменением адреса регистрации должника по месту жительства, исполнительное производство было направлено Октябрьским районным отделом судебных приставов г. Ставрополя в Шпаковский районный отдел судебных приставов, и 06.02.2015 г. постановлением судебного пристава исполнителя Шпаковского районного отдела судебных приставов было возбуждено исполнительное производство №.
После образования отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, данное исполнительное производство передано из Шпаковского районного отдела для дальнейшего исполнения в указанный отдел. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о принятии исполнительного производства к исполнению, исполнительному производству присвоен №.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ ОСП по ВАП по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежных средств по исполнительному производству не поступало.
Согласно постановлению о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ задолженность по алиментам на ДД.ММ.ГГГГ составила 256787,73 рубля. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должник не работал, алименты не выплачивал. Задолженность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 268175,67 рублей.
Как следует из ответа прокуратуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении должника Редькина О. Е. вследствие невозможности установления места проживания должника, в отношении которого ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Савицкой Е. В. вынесено постановление об исполнительном розыске.
В материалах дела также содержится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по признакам преступления предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ, в отношении Редькина О.Е. по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст. 4 ФЗ № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Касторной К. Ю. подано заявление начальнику ОСП по ВАП г. Ставрополя, Грачевского и Шпаковского районам о предоставлении заявителю копии постановления об исполнительном розыске от ДД.ММ.ГГГГ и справки о розыске должника Редькина О. Е..
В соответствии с ч. 16 ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ если после проведения исполнительно-розыскных действий по розыску должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов, в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных исполнительно-розыскных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.
Суд приходит к выводу, что до настоящего времени истребуемые административным истцом постановления судебного пристава-исполнителя ей не направлялись, чем нарушены права Касторной К. Ю. как взыскателя на получение алиментов на содержание детей.
Частью 5 той же статьи предусмотрено, что должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Статьей 360 КАС РФ предусмотрено, что постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Согласно ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Согласно ч.3 ст. 219 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 8 данной статьи, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица (пункт 24).
Суд приходит к выводу, что срок стороной административного истца не пропущен, по следующим основаниям:
Так, согласно части 2 «Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве" (утв. ФССП России 11.04.2014 N 15-9), заявления (ходатайства) лиц, участвующих в исполнительном производстве, не позднее дня, следующего за днем поступления в подразделение судебных приставов, регистрируются в системе электронного документооборота с добавлением к регистрационному номеру литеры "X".
ДД.ММ.ГГГГ административный истец Касторная К. Ю. обратилась с заявлением о направлении в ее адрес копии постановления об исполнительном розыске должника Редькина О.Е. от ДД.ММ.ГГГГ, а также предоставлении справки о розыске должника Редькина О. Е.. Сведений о предоставлении запрашиваемой информации суду не представлено.
Крайней датой регистрации будет является ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 64.1 Закона заявление (ходатайство) передается для рассмотрения должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления данного заявления (ходатайства) в подразделение судебных приставов.
Заявления (ходатайства) лица, должно быть передано для рассмотрения должностному лицу службы судебных приставов, не позднее ДД.ММ.ГГГГ (выходной день).
Исходя из п. 2.5. "Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве", при исчислении сроков, предусмотренных ст. 64.1 Закона, необходимо руководствоваться ч. 2 ст. 15 Закона, в связи, с чем в указанные сроки не включаются нерабочие дни.
Следующим рабочим днем является ДД.ММ.ГГГГ.
Должностное лицо службы судебных приставов в соответствии с ч. 5 ст. 64.1 Закона рассматривает заявление (ходатайство) в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления (ходатайства), в связи, с чем датой окончания рассмотрения ходатайства должна быть дата ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ выходной день).
Согласно п. 9 статьи 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ копии постановления судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, определяя дату направления ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.3 ст. 219 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Настоящее административное исковое заявление в суд подано ДД.ММ.ГГГГ, то есть без нарушения срока, поскольку срок обжалования на бездействие судебного пристава-исполнителя, без учета времени на пересылку истекает только после ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, право заявителя не восстановлено, а административным ответчиком не представлено доказательств в нарушение ст. 65 КАС РФ, суд приходит к выводу о признании бездействия судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАП по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Назлуян А. В. незаконным и обязании судебного пристава-исполнителя Назлуян А.В. отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем предоставления административному истцу копии постановления об исполнительном розыске от ДД.ММ.ГГГГ, а также информации о результатах проведенных исполнительно-разыскных действий.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Касторной Кристины Юрьевны к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАП по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Назлуян А. В., отделу ОСП по ВАП по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам, УФССП России по СК об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Назлуян А.В. отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам, выразившееся в не предоставлении копии постановления об исполнительном розыске от ДД.ММ.ГГГГ, а также информации о результатах проведенных исполнительно-розыскных действий.
Обязать судебного пристава-исполнителя Назлуян А.В. отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем предоставления административному истцу копии постановления об исполнительном розыске от ДД.ММ.ГГГГ, а также информации о результатах проведенных исполнительно-розыскных действий.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Б.Б. Степанов