Судья Кудина Т.Б. Дело № 2-1344/2023
Докладчик Быкова И.В. 33-10528/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Дроня Ю.И.,
судей Быковой И.В., Зуевой С.М.,
при секретаре Миловановой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «10» октября 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика мэрии города Новосибирска Захаровой А.В. на решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 10 апреля 2023 года по иску прокурора города Новосибирска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к мэрии города Новосибирска, департаменту образования мэрии города Новосибирска, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №» о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В., объяснения явившихся в судебное заседание представителей сторон,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Новосибирска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к мэрии города Новосибирска, департаменту образования мэрии города Новосибирска, МБОУ города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №», просил обязать МБОУ «СОШ №» установить систему противопожарной защиты, которая в случае пожара сможет обеспечить автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, либо обеспечить ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки; обязать мэрию города Новосибирска выделить денежные средства для организации выполнения указанных мероприятий; установить срок исполнения требований - до 01.09.2023.
В обоснование исковых требований, с учетом уточнений на л.д.67-68 указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования, в ходе которой выявлены нарушения. В частности, с 19.07.2021 по 30.07.2021 проведена выездная внеплановая проверка в МБОУ г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №», в ходе которой установлено, что в школе не выполнены требования об установке системы противопожарной защиты, которая в случае пожара сможет обеспечить автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также обеспечит их нахождение в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Нарушения допущены в связи с отсутствием собственных денежных средств и недостаточностью финансирования со стороны собственника имущества и учредителя - мэрии города Новосибирска. В условиях возросшей угрозы террористических актов подобное бездействие сотрудников МБОУ СОШ № и мэрии г. Новосибирска, являющейся учредителем образовательного учреждения, недопустимо.
Решением Заельцовского районного суда города Новосибирска от 10.04.2023 (с учетом определения об исправлении описки от 09.08.2023) постановлено:
«Исковые требования удовлетворить.
Обязать мэрию города Новосибирска в лице Департамента образования в течение 2-х месяцев с момента вступления решения в законную силу выделить в необходимом объеме бюджетные средства для Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №» для организации работ по установлению системы противопожарной защиты, которая в случае пожара сможет обеспечить автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, либо обеспечить ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №» в течение 2-х месяцев с момента выделения денежных средств установить систему противопожарной защиты, которая в случае пожара сможет обеспечить автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, либо обеспечить ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки.»
С постановленным решением не согласился представитель ответчика мэрии города Новосибирска Захарова А.В., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В доводах апелляционной жалобы указывает, что проверкой установлено невыполнение требований п. 71 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479.
Законом предусмотрено несколько способов устранения подобных нарушений. В частности, 24.10.2022 в абз. 4 п. 71 были внесены изменения, после слов «видео- и» дополнено словом «(или)». Таким образом, закон предусмотрел альтернативную возможность установки видео- и/или аудиосвязи. Решение суда от 10.04.2023 вынесено без учета данных изменений и ограничивает право ответчика на устранение нарушений.
Также апеллянт полагает, что понуждение мэрии к включению в проект бюджета определенных расходов является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законом полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
Отмечает наличие технических сложностей в исполнении указанных требований пожарной безопасности. Необходимо проектирование прокладки кабеля от здания школы к воротам, согласование его расположения и дополнительных мощностей электроэнергии с ресурсоснабжающими организациями, проведение земляных работ по прокладке силового кабеля. Учитывая, что проведение всех видов ремонтных работ в период обучения детей не допускается, работы следует проводить только в каникулярный период. Двухмесячного срока, установленного решением суда, явно недостаточно, более разумным представляется срок 6 мес.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 19.07.2021 по 30.07.2021 государственным инспектором города Новосибирска по пожарному надзору ОНД и IIP по г. Новосибирску УНД и ПР ГУ МЧС России по Новосибирской области в соответствии с решением заместителя главного государственного инспектора города Новосибирска по пожарному надзору ОНД проведена выездная внеплановая проверка в МБОУ СОШ №, в ходе которой выявлены следующие нарушения: в нарушение абз. 2 п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 при высоте лестницы в спортивный зал более 45 см не предусмотрены ограждения с поручнями, в нарушение п. 71 Правил руководителем МБОУ СОШ № не обеспечено надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям. Система противопожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки, также не обеспечено.
30.08.2021 государственным инспектором города Новосибирска по пожарному надзору ОНД и ПP по г. Новосибирску УНД и ПР ГУ МЧС России по Новосибирской области директору МБОУ СОШ № внесено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на безопасность несовершеннолетних в образовательных организациях.
17.09.2021 директором МБОУ СОШ № начальнику департамента образования мэрии как Учредителю было направлено письмо № о выделении финансовых средств для устройства автоматических въездных ворот.
До настоящего времени денежные средства не выделены.
В 2022 г. прокуратурой Заельцовского района г. Новосибирска во исполнение поручения прокуратуры г. Новосибирска была проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности и обеспечения пожарной безопасности образовательных организаций, в том числе, МБОУ СОШ №, расположенного по адресу: <адрес>.
По результатам прокурорской проверки установлено, что в нарушение абз. 2 п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 при высоте лестницы в спортивный зал более 45 см не предусмотрены ограждения с поручнями, в нарушение п. 71 Правил руководителем МБОУ СОШ № не обеспечено надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям. Система противопожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки, также не обеспечено.
21.09.2022 прокуратурой района директору МБОУ СОШ № внесено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на безопасность несовершеннолетних в образовательных организациях.
По результатам рассмотрения представления в надзорное ведомство поступил ответ директора образовательного учреждения от 13.12.2022, согласно которому, в настоящее время частично выполнены предописания выданные сотрудниками ОНД и ПР по г. Новосибирску УНД и ПР ГУ МЧАС России по Новосибирской области, а именно: произведен монтаж ограждений с поручнями на. лестнице в спортивный зал; обеспечено надлежащие техническое содержания (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям учреждения; установлена система оповещения и управления эвакуацией людей, обеспечивающая оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Между тем, несмотря на ходатайства руководства школы о выделении денежных средств, направленные руководству департамента образования мэрии г. Новосибирска, до настоящего времени необходимое финансирование на установку системы противопожарной защиты не предоставлено. Указано, что сложность исполнения указанного требования пожарной безопасности, в том числе обусловлена необходимостью проектирования прокладки кабеля от зданий образовательных организаций к воротам ограждения, согласования дополнительных мощностей электроэнергии с ресурсоснабжающими организациями и проведением земельных работ по прокладке силового кабеля для установки оборудования автоматического открывания ворот.
Согласно акту обследования и категорирования, паспорту безопасности мест массового пребывания людей МБОУ СОШ № присвоена третья категория опасности.
Постанавливая обжалуемое решение суд первой инстанции руководствовался ФЗ « Об образовании В Российской Федерации», ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходил из того, что содержание помещений и территории образовательных учреждений, в том числе приведение их в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности, является не только обязанностью самого образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления, пришел к выводу об удовлетворении заявленного уточненного требования по финансированию мероприятий по установлению системы противопожарной защиты должна быть возложена именно на мэрию г. Новосибирска в лице Департамента образования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и законностью принятого решения, не усматривая оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник, если иное не установлено законом или договором.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 21.12.1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», регулирующий в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В соответствии со ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ закреплено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьей 1 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 3 названного закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ст. 20 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения ( ч. 1 ст. 1 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены в «Правилах противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 ( далее- Правила № 1479).
Из абзаца 4 пункта 71 Правил N 1479, следует, что система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и ( или) аудиосвязи с местом их установки ( абзац 4 указанного пункта в редакции постановления Правительства РФ от 24.10.2022 года N 1885, вступившего в законную силу с 01.03.2023 года (пункт 2 постановления).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям именно органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, потому являются несостоятельными доводы апеллянта о том, что понуждение мэрии к включению в проект бюджета определенных расходов является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законом полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
Обжалуемое решение вопреки позиции апеллянта соответствует требованиям п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Доводы апеллянта о наличие технических сложностей в исполнении требований пожарной безопасности, а также необходимо проектирования прокладки кабеля от здания школы к воротам, согласование его расположения и дополнительных мощностей электроэнергии с ресурсоснабжающими организациями, проведение земляных работ по прокладке силового кабеля, не может являться основанием для отмены решения суда или изменения срока его исполнения, учитывая значимость спора в части обеспечения безопасности учащихся. Одновременно коллегия считает необходимым указать о праве ответчика инициировать вопрос об отсрочке исполнения решения суда, при наличии к тому доказательств уважительности причин неисполнения в срок судебного решения.
Доводы апеллянта об альтернативных способах устранения выявленных нарушений отклоняются судом апелляционной инстанции, так как описка в резолютивной части решения суда была исправлена.
Вопреки доводам жалобы, суд правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, исследовали их с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы жалобы основаны на его субъективном мнении о том, как должен был быть рассмотрен спор и на несогласии с принятыми судебными актами, что не может являться основанием для отмены правильного по существу судебного постановления.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 10 апреля 2023 года (учетом определения об исправлении описки от 09.08.2023) в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Мэрии города Новосибирска Захаровой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи