Дело № 2-2325/2021
УИД 22RS0013-01-2021-003050-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2021 года г. Бийск, Алтайский край
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Постоевой Е.А.,
при секретаре Кузнецовой И.А.,
с участием помощника прокурора Миллер Н.В.,
законного представителя несовершеннолетнего истца Альгина А.А. – Альгиной (Дробышевой) Н.В., третьих лиц Носовой Н.И., Кармышковой Т.М., Домышевой Н.А., Шипуновой Г.И., Беловой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бийска в интересах Альгина А.А, в лице законного представителя Альгиной (ФИО14) Н.В. к Администрации города Бийска Алтайского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Бийска в интересах Альгина А.А. в лице законного представителя Альгиной (Дробышевой) Н.В. обратился в суд с иском к Администрации города Бийска Алтайского края о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка по жалобе Альгиной (Дробышевой) Н.В. на нарушение органами местного самоуправления жилищного законодательства при переселении из аварийного жилого дома.
Установлено, что жилой дом по <адрес> в <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения, памятником архитектуры.
Межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, назначенной постановлением администрации города Бийска Алтайского края от 29.08.2014 № №, 16.08.2018 дано заключение о выявлении оснований признания дома по <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением главы города Бийска от 28.08.2018 № многоквартирный дом по <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, собственникам помещений установлен срок отселения физических и юридических лиц из помещений многоквартирного дома до 01.01.2021, на собственников жилых помещений возложена обязанность по обеспечению разработки проекта реконструкции многоквартирного жилого дома в срок до 01.01.2021, на основании которого должен быть определен срок проведения работ по реконструкции многоквартирного жилого дома.
В силу абз. 2 п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в ответе на вопрос № 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, определение срока реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим реконструкции, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. При этом, установленные Администрацией города Бийска сроки разработки проекта реконструкции многоквартирного жилого дома по ул. Кузнецкой, 70 в г. Бийске и переселения граждан в настоящее время истекли.
Вместе с тем, до настоящего времени Администрацией города Бийска не установлен срок его реконструкции, собственникам многоквартирного дома не направлено требование о его реконструкции в разумный срок, что препятствует реализации их жилищных прав, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Жилой <адрес> в <адрес> включен в муниципальную адресную программу «Сокращение аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Бийск на 2020-2030 годы», запланированным сроком его расселения согласно указанной программе является 2029 год, что составляет более 10 лет с момента признания дома аварийным.
Указанные сроки являются чрезмерно длительными, не отвечают требованиям разумности справедливости и свидетельствует о длительном бездействии ответчиков по защите жилищных прав жильцов аварийного дома. При этом состояние жилого дома не позволяет проживать в нем до указанного срока, дом подлежит расселению во избежание угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Так, согласно выводам заключения специалиста ООО «Алтайское Бюро Технических Экспертиз» № 77-18-07-246 «По определению технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного в Алтайском крае, <адрес> установлению возможности возникновения угрозы жизни и здоровья граждан, пригодности для проживания» наличия деформации фундамента, стен, несущих конструкций свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, что свидетельствует о том, что дом по адресу: <адрес> является непригодным для проживания, его техническое состояние создает угрозу жизни и здоровью гражданам.
Техническое состояние <адрес> в <адрес> со временем ухудшается. Его эксплуатация в настоящее время небезопасна для находящихся в нем людей и их имущества, что установлено осуществленным прокуратурой города совместно со специалистом муниципального жилищного контроля осмотром.
Установлено, что несовершеннолетнему Альгину А.А. на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доли <адрес> общей площадью 53,3 кв.м, по адресу: <адрес>.
Бездействие Администрации города Бийска влечет нарушение жилищных прав истца, в частности, при таких обстоятельствах не представляется возможным обеспечение его безопасными условиями проживания.
Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор города Бийска просит возложить на администрацию города Бийска Алтайского края обязанность установить собственникам жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> требование о его реконструкции в срок в течение двух месяцев с момента установления; возложить на администрацию города Бийска Алтайского края обязанность направить требование об установлении собственникам жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> о его реконструкции в срок в течении двух месяцев с момента установления Альгину А.А., являющемуся собственником <данные изъяты> доли <адрес> общей площадью 53,3 кв.м. по адресу: <адрес>; в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить администрации города Бийска срок совершения указанных действий.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Миллер Н.В. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Законный представитель несовершеннолетнего материального истца Альгина А.А. – Альгина (Дробышева) Н.В. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации города Бийска после перерыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика Администрации города Бийска Сагадеева Д.С. с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях (1 том, л.д. 165-167).
Третьи лица Носова Н.И., Кармышкова Т.М., Домышева Н.А., Шипунова Г.И., Белова Л.Н. в судебном заседании поддержали исковые требования.
Третьи лица Баранов М.В., Трошичев В.Д., Трошичева А.Ю., Колыванов С.А., Черняева С.В., Роди О.И., Кармышков О.Г., Чудекова Г.Н., Бибиков В.В. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания; от третьих лиц Чудековой Г.Н., Бибикова В.В., Трошичевой А.Ю. поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, что суд находит возможным.
Представители третьих лиц МКУ «Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Бийска, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, сведений об уважительности причин неявки в суд не представлено; представителем третьего лица Министерства Культуры Алтайского края (Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края) представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому Управление не возражает против удовлетворения исковых требований; просит рассмотреть дело в его отсутствие, что суд находит возможным.
С учетом мнения участников процесса, которые не возражают против рассмотрения дела в отсутствии неявившихся лиц, суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Статьей 32 ЖК РФ предусмотрены правила изъятия жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны аварийными и подлежащими реконструкции. По смыслу ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции является основаниям для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. После чего в действие вступает процедура принудительного выкупа жилых помещений, предусмотренная частями 1-3, 5-9 указанной статьи.
Из положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в п. п. 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим реконструкции, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при соблюдении предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственником жилых помещений требования о реконструкции аварийного дома, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники не выполнили требования о его реконструкции.
Как следует из материалов дела 15.03.2021 в прокуратуру города Бийска поступило обращение Альгиной (Дробышевой) Н.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Альгина А.А., в котором просила возложить обязанность на администрацию города Бийска выкупить жилое помещение, поскольку жилой <адрес> в <адрес> включен в муниципальную адресную программу «Сокращение аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Бийск на 2020-2030 годы», запланированным сроком его расселения согласно указанной программе является 2029 год, что составляет более 10 лет с момента признания дома аварийным. В связи с состоянием здоровья несовершеннолетнего Альгина А.А., проживать в аварийном доме до 2029 года не представляется возможным.
Согласно копии актовой записи о рождении № Альгина А.А. от ДД.ММ.ГГГГ матерью несовершеннолетнего является Дробышева Н.В. (1 том, л.д. 153); в связи с регистрацией брака ДД.ММ.ГГГГ фамилия Дробышевой изменена на Альгину (копия свидетельства о заключении брака, 1 том, л.д. 208-209).
Обращаясь в суд с иском, прокурор города Бийска указал, что бездействие Администрации города Бийска влечет нарушение жилищных прав несовершеннолетнего истца Альгина А.А. на безопасные условия проживания в доме.
При рассмотрении дела установлено, что несовершеннолетнему Альгину А.А. на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доля <адрес> общей площадью 53,3 кв.м, по адресу: <адрес>. Собственником второй <данные изъяты> доли данного жилого помещения является законный представитель несовершеннолетнего Альгина А.А. - Альгина (Дробышева) Н.В. (2 том, л.д. 35-39).
Согласно, представленной информации из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, сведения о зарегистрированных правах, установлено, что собственниками <адрес> по <данные изъяты> доли за каждым является Носова Н.И., Баранов М.В.; собственниками <адрес> по <данные изъяты> доли за каждым является Трошичев В.Д. и Трошичева А.Ю.; собственником <адрес> является Колыванов С.А.; собственниками <адрес> по <данные изъяты> доли за каждым является Черняева С.В. и Роди О.И.; собственниками <адрес> по <данные изъяты> доли за каждым является Кармышова Т.М. и Кармышов О.Г.; собственником <адрес> является Чудекова Г.Н.; собственником <адрес> является Бибиков В.В.; собственниками <адрес> по <данные изъяты> доли за каждым является Дробышева Н.В. и Альгин А.А.; собственником <адрес> является Белова Л.Н. В указанных выписках в п.5.1 значится ограничения прав и обременение объекта недвижимости в виде: Объект культурного наследия. Согласно, представленному в материалы дела договора о передаче в совместную собственность или долевую собственность от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками <адрес> по <данные изъяты> доли за каждым является Домышева Н.А. и Домышев В.А.
16.08.2018 заключением межведомственной комиссии об оценке технического состояния многоквартирного дома №688 выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции (1 том, л.д. 11-12). Указанное заключение принято на основании заключения специалиста негосударственного экспертного учреждения ООО «Алтайское Бюро технических Экспертиз» №, г. Барнаул, 2018 год (1 том, л.д. 16-55) и акта обследования многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> (1 том, л.д. 13-15).
Согласно заключению специалиста негосударственного экспертного учреждения ООО «Алтайское Бюро технических Экспертиз» № «по определению технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлению возможного возникновения угрозы жизни и здоровья граждан, пригодности проживания» от 16.07.2018 установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, №, имеет аварийное техническое состояние; создает угрозу жизни и здоровья гражданам; многоквартирный жилой дом не отвечает требованиям пункта 10,11,12,15,23,25 главы II постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47; п. 13 главы II постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, в части отсутствия системы вентиляции и отвечает п. 13 главы II постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 в части устройства отопления; многоквартирный жилой дом непригоден для проживания, имеется наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения параметров микроклимата жилого помещения (отсутствия вентиляции, наличие грибка, плесени), не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части держания потенциально опасных для человека биологических веществ, качества атмосферного воздуха; наличия деформации фундамента, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. На основании проведенного исследования специалистами установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, №, непригоден для проживания, что соответствует п. п. 33,34 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Как следует из акта обследования №688 от 16.08.2018 жилой <адрес> в <адрес> 1908 года постройки, двухэтажный, 11-квартирный, деревянный, бревенчатой конструкции, отопление печное; здание является памятником архитектуры регионального значения и в соответствии с постановлением АКЗС от 28.12.1994 №169 «Об историко-культурном наследии Алтайского края» состоит на государственной охране. Фундаменты под стены кирпичные, ленточные; наблюдается искривление горизонтальных линий фасадов, неравномерная осадка фундаментов, значительная деформация цоколя, сквозные трещины, разрушение кирпичной кладки фундамента; нижние венцы сруба заглублены в грунт, разрушены гнилью, смяты, отмостка разрушена. Наружные стены здания выполнены из бревен; фасады обшиты тесом, стены имеют отклонение от вертикали; в венцах сруба наблюдается глубокое и сквозное растрескивание и расслоение древесины, поражение гнилью; наблюдается перекос оконных и дверных проемов, оседание стен; пространственная жесткость дома разрушена в связи с деформациями фундаментов и стен, разрушением нижних венцов сруба. С внутренней стороны стены оштукатурены по драни, штукатурный слой стен местами отслоился, имеются трещины в штукатурном слое. Перекрытия деревянные щиты наката по балкам; обнаружены прогибы перекрытий, волосяные трещины поверхности штукатурки. Крыша дома вальмовая чердачная, четырехскатная; кровля из металлических листов по обрешетке; кровля имеет сплошную коррозию и многочисленное количество протечек, особенно в карнизной части, разрушение свесов кровли, имеются места раскрытия кровли; на деревянных элементах крыши наблюдаются следы протечек, гнили, трещины. По результатам обследования установлено, что жилой дом по <адрес> в <адрес> в результате эксплуатации получил повреждения, приведшие к снижению несущей способности конструкций, которые не обеспечивают безопасное пребывание граждан; жилой дом непригоден для проживания; техническое состояние жилого дома оценивается как аварийное.
28.08.2018 постановлением главы города Бийска № многоквартирный дом по <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции; собственникам помещений установлен срок отселения физических и юридических лиц из помещений многоквартирного дома до 01.01.2021; на собственников жилых помещений возложена обязанность по обеспечению разработки проекта реконструкции многоквартирного жилого дома в срок до 01.01.2021, на основании которого должен быть определен срок проведения работ по реконструкции многоквартирного жилого дома (1 том, л.д. 10).
21.11.2019 постановлением Администрации города Бийска № сформирована муниципальная адресная программа «Сокращение аварийного жилищного фонда территории муниципального образования город Бийск на 2020-2030 годы», в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными, подлежащими сносу или реконструкции в период с 01.01.2017 по 01.01.2021, включен многоквартирный жилой <адрес> в <адрес>; расселение многоквартирного дома по <адрес> указанной муниципальной программой предусмотрено на 2029 год. Очередность расселения граждан установлена в соответствии с датой признания дома аварийным (1 том, л.д. 168-170).
Администрацией г. Бийска в адрес прокуратуры г. Бийска направлена информация № от 05.11.2020 следующего содержания: жилой дом по <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения, памятником архитектуры. Данный объект состоит на государственной охране на основании постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28.12.1994 № «Об историко-культурном наследии Алтайского края». Наличие статуса объекта культурного наследия налагает на собственника определенные обязательства по его содержанию и сохранению, в том числе по проведению ремонта в установленном законодательством порядке.
Согласно информации, представленной МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» № от 21.05.2021 многоквартирный дом по <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения, памятником архитектуры и в соответствии с постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28.12.1994 № состоит на государственной охране. В доме 11 квартир, все жилые помещения находятся в собственности граждан. Многоквартирный дом находился на обслуживании в МУП г. Бийска Жилтрест № 1». Данным предприятием выполнялись работы по содержанию, текущему и капитальному ремонтам жилого дома на средства, поступающие от жителей дома (квартплату) и местного бюджета города. Обращений от жителей дома по вопросу неудовлетворительного технического состояния дома в Администрацию города не поступало. До настоящего времени проект реконструкции дома в соответствии с постановлением Администрации города Бийска от 28.08.2018 № собственниками не предоставлен. До принятия мер по расселению дома с целью исключения угрозы жизни, и имуществу, сопряженной с проживанием в аварийном жилье, собственникам помещений дома рекомендовано обратиться за предоставлением им муниципальных жилых помещений маневренного фонда в Администрацию города в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной Предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда», утвержденным постановлением Администрации города Бийска от 16.10.2018 №.
Специальным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №73-ФЗ).
В соответствии с законом Алтайского края от 12.05.2005 №-ЗС «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае» работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в порядке, установленном Федеральным законом № 73-ФЗ.
В преамбуле данного федерального закона закреплено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 47.3 Федерального закона №73-ФЗ предусмотрены обязанности по содержанию и использованию объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия.
Требования к содержанию и порядку оформления охранного обязательства регламентированы статьей 47.6 Федерального закона №73-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 47.2 Федерального закона №73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (п. 2 ст. 47.2 Федерального закона №73-ФЗ).
В соответствии с абзацем 7 пункта 2.1.7 Указа Губернатора Алтайского края от 27.12.2016 № «Об утверждении Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края» Управление определяет состав (перечень) видов работ по сохранению объектов культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ, устанавливает требования к обеспечению сохранности объектов археологического наследия, требования по организации и финансированию спасательных археологических полевых работ в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
В силу абз. 2 п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.012006 №, на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в ответе на вопрос № Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, определение срока реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим реконструкции, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Доводы ответчика Администрации города Бийска о том, что содержание постановления Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что требования п. 7, 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Администрацией города Бийска исполнены; незаконного бездействия в указанной части не допущено, опровергаются материалами дела, так как до настоящего времени Администрацией города Бийска не установлен срок реконструкции дома, собственникам многоквартирного дома не направлено требование о его реконструкции в разумный срок, что препятствует реализации их жилищных прав, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ. При этом, установленные постановлением Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ № сроки разработки проекта реконструкции многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес> и переселения граждан в настоящее время истекли, и, кроме того, собственники данного многоквартирного дома (законный представитель несовершеннолетнего Альгина А.А. – Альгина (Дробышева) Н.В., третьи лица) в судебном заседании пояснили, что у них отсутствует финансовая возможность для разработки проекта реконструкции многоквартирного дома.
Как установлено материалами дела, жилой <адрес> в <адрес> включен в муниципальную адресную программу «Сокращение аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Бийск на 2020-2030 годы», запланированным сроком его расселения согласно указанной программе является 2029 год, что составляет более 10 лет с момента признания дома аварийным. Указанные сроки являются чрезмерно длительными, не отвечают требованиям разумности справедливости и свидетельствует о длительном бездействии ответчика по защите жилищных прав жильцов аварийного дома. Кроме того, согласно акту проверки от 22.03.2021 технического состояния жилого <адрес> в <адрес>, составленного помощником прокурора города Бийска Миллер Н.В. совместно с начальником отдела ЖКХ МКУ «Управление ЖКХ,Б и ДХ Администрации <адрес>», установлено ухудшение эксплуатационных характеристик жилого дома по адресу: <адрес>, что привело к снижению до недопустимого уровня надежность здания, его прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований. Изменения параметров микроклимата жилых помещений указанного дома (отсутствие вентиляции, наличие грибка, плесени) не позволяют обеспечить соблюдение необходимых санитарно- эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека биологических веществ, качества атмосферного воздуха. Наличие деформации фундамента, стен, несущих конструкций свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности разрушения, что свидетельствует о том, что дом по адресу: <адрес> является непригодным для проживания, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья.
Поскольку материалами дела установлено аварийное состояние многоквартирного <адрес> в <адрес>, его техническое состояние с каждым годом ухудшается, что небезопасно для находящихся в нем людей, при этом органом местного самоуправления срок проведения работ по реконструкции дома не установлен, суд считает требования прокурора г. Бийска Алтайского края в интересах Альгина А.А. в лице законного представителя Альгиной (Дробышевой) Н.В. о возложении обязанности на администрацию города Бийска Алтайского края установить собственникам жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> требование о его реконструкции в срок в течение двух месяцев с момента установления подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом суд, руководствуясь ст. 206 ГПК РФ возлагает на ответчика обязанность направить данные требования в адрес собственников жилых помещений вышеуказанного многоквартирного дома в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным и достаточным для исполнения ответчиком своей обязанности. Приходя к данному выводу, суд исходит из того, что требование о реконструкции многоквартирного дома не может быть направлено только в адрес одного собственника многоквартирного дома без учета иных лиц, в том числе являющихся собственниками указанного многоквартирного дома.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Бийска удовлетворить.
Обязать администрацию города Бийска Алтайского края установить собственникам жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> требование о его реконструкции в срок в течение двух месяцев с момента установления.
Обязать администрацию города Бийска Алтайского края направить собственникам жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> требования о реконструкции многоквартирного <адрес> в <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Постоева
Мотивированное решение составлено 31.08.2021.