Решение по делу № 2-721/2019 от 11.01.2019

Дело № 2-721/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 августа 2019 года г.Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., при секретаре Беженар Д.Д., с участием помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Лазаревой Т.В., представителей ответчиков Апряткина А.В., Зоряковой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «Нижегородский Водоканал», Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об обязании организовать водоотведение, прекратить сброс сточных вод на почву,

У С Т А Н О В И Л:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в связи с поступившим обращением Депутата Государственной Думы Российской Федерации Курдюмова А.Б., проведена проверка исполнения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства при организации водоотведения в деятельности ОАО «Нижегородский водоканал».

По результатам проверки прокуратурой установлено, что деятельность по водоотведению в указанном населенном пункте осуществляет ОАО «Нижегородский водоканал». Согласно Устава, зарегистрированного в установленном порядке, к основным видам деятельности данного Общества относится, в том числе, оказание услуг по водоотведению сточных вод от населения.

В целях организации деятельности по водоотведению Общество эксплуатирует очистные сооружения, посредством которых осуществляется сброс сточных (канализационных) вод. Данные очистные сооружения находятся в пользовании указанного юридического лица на основании договора аренды имущества № 23-18-947, заключенного 07.09.2018 г. с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области.

В настоящее время ОАО «Нижегородский водоканал» для обеспечения нужд населения по водоотведению коммунальных стоков в рамках уставной деятельности осуществляет эксплуатацию вышеуказанных очистных сооружений. При этом, проектная документация на указанные очистные сооружения у Общества отсутствует.

Природоохранной прокуратурой установлено, что в нарушение требований закона проект строительства либо эксплуатации указанных очистных сооружений, обоснование экологической безопасности данной деятельности у эксплуатирующей организации ОАО «Нижегородский водоканал» отсутствуют, администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области Обществу не передавались, в связи с чем, на сегодняшний день не установлены какие-либо критерии экологической безопасности данного объекта, к которому применяются конкретные нормы и стандарты, предусмотренные СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», вошедшими в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2010 г. № 1047-р «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Кроме того, прокуратурой, в ходе проверки установлено, что Обществом при эксплуатации указанных очистных сооружений сброс сточных (канализационных) вод фактически осуществляется на рельеф местности, что является следствием нарушений требований вышеуказанного законодательства.

Департаментом Росприроднадзора по ПФО и Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области по постановлениям Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора 03.10.2018 г. ответственное должностное лицо ОАО «Нижегородский водоканал» привлечен к административной ответственности в виде штрафов в размере 1000 руб. (ст. 6.3) и соответственно 2000 руб. (ст. 8.1).

Представления природоохранного прокурора от 11.09.2018 г. в адрес Руководителя ОАО «Нижегородский водоканал», а также главы администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области также рассмотрены, вместе с тем, реальные меры по устранению нарушений до настоящего времени не приняты, сброс сточных вод на почву продолжается.

Одной из причин выявленных нарушений закона явилась ненадлежащая организация администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области деятельности по водоотведению канализационных вод от населения с. Работки Кстовского района Нижегородской области.

Таким образом, администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области наравне с ОАО «Нижегородский водоканал» допущена ненадлежащая организации водоотведения, не соответствующая требованиям статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», согласно которой водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области в отсутствие комплекса очистных сооружений, оборудования и технических возможностей для обеспечения в процессе водоотведения очистки и обеззараживания принимаемых от абонентов сточных вод, не приняты меры, направленные на решение вопроса строительства, реконструкции очистных сооружений канализации; приобретения соответствующего оборудования, предназначенного для очистки сточных вод либо их временного накопления с целью предотвращения несанкционированного сброса сточных вод на почву.

Таким образом, ответчиками нарушаются требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные ст. ст. 34, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которых юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Действиями ответчиков нарушаются интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственной деятельности ответчиков (в связи с чем, невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации), поскольку окружающая среда (земля, подземные воды), которая обеспечивает благоприятные условия жизни на Земле, и как неотъемлемая частью среды обитания человека является объектом охраны от загрязнения, а гражданам гарантировано государством право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 1 и 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать Администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области организовать водоотведение на территории (адрес обезличен)

Обязать ОАО «Нижегородский водоканал» прекратить сброс сточных вод на почву на территории (адрес обезличен).

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просит обязать Администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области орагнизовать мероприятия по ремонту и модернизации канализационных очистных сооружений в (адрес обезличен) с целью исключения сброса сточных вод на почву территории (адрес обезличен).

Помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Лазарева Т.В. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО «Нижегородский водоканал» Апряткин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что договор аренды имущества истек, ОАО «Нижегородский водоканал» должно вернуть имущество и обслуживать его не могут.

Представитель ответчика Администрации Кстовского муниципального района и третьего лица КУМИ Кстовского района Зорякова Т.И. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснив, что Администрация Кстовского района является ненадлежащим ответчиком. На территории (адрес обезличен) водоотведение фактически организовано путем транспортировки канализационных стоков от потребителей посредством использования соответствующих сетей с последующим поступлением для очистки в биологические очистные сооружения (адрес обезличен).

Услуги по централизованному водоотведению (адрес обезличен) оказывает служба по эксплуатации сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения в Кстовском районе, входящая в структуру ОАО «Нижегородский водоканал». При этом, сети водоотведения, а также очистные сооружения (адрес обезличен) в соответствии с решением УФАС по Нижегородской области от 07.08.2018 N МВ-10/8853, в целях охраны здоровья граждан, переданы в аренду указанной организации в соответствии с постановлением администрации Кстовского муниципального района от 14.08.2018 №1702 на основании договора аренды имущества от 07.09.2018 N23-18-947.

В части отсутствия проектной документации на вышеуказанные очистные сооружения пояснила, что указанный объект, в числе прочих, был передан с баланса РЭБ р/флота им.Калинина на баланс МУП ЖКХ (адрес обезличен) в соответствии с распоряжением администрации Кстовского района от 22.04.1997 № 2579-р. Позднее объект был включен в муниципальную имущественную казну Кстовского муниципального района. При этом, техническая и разрешительная документация на очистные сооружения (адрес обезличен) в администрацию Кстовского муниципального района не передавалась.

На основании распоряжения администрации Кстовского муниципального от 30.03.2009 N 820-р «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал», договора № 3 от 04.05.2009, очистные сооружения были переданы в хозяйственное ведение МУП «Водоканал» Кстовского района, где они числились до момента их передачи в ОАО «Нижегородский водоканал».

МУП «Водоканал» Кстовского района с января 2014 года находится в процедуре банкротства по признакам ликвидируемого должника, сети водоснабжения и водоотведения включены в конкурсную массу предприятия-банкрота с целью обеспечения требований кредиторов.

Объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся на территории сельских поселений Кстовского района, в том числе, сооружения (адрес обезличен) были возвращены конкурсным управляющим МУП «Водоканал» Кстовского района в муниципальную казну, а в последующем переданы в аренду ОАО «Нижегородский водоканал».

В настоящее время служба по эксплуатации сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения в Кстовском районе ОАО «Нижегородский водоканал», являясь надлежащим поставщиком услуг по водоснабжению и водоотведению, свои обязательства по организации водоотведения осуществляет в полном объеме, также, постановлением администрации муниципального «Работкинский сельсовет» от 16.07.2018 №13 ОАО «Нижегородский водоканал» наделен статусом гарантирующей организации в области водоснабжения и водоотведения, в том числе, на территории (адрес обезличен).

Также в настоящее время осуществляются мероприятия по передаче арендуемого ОАО «Нижегородский водоканал» имущества, в том числе очистных сооружений в (адрес обезличен) по концессионному соглашению, в соответствии с которым после ремонта и реконструкции сети перейдут в собственность ОАО «Нижегородский водоканал».

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с требованиями ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2015г. полномочия по организации водоотведения переданы администрациям муниципальных районов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ч.1 ст.34 Закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ч.1 ст.39 Закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктами 3,9, части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии с п. 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с января 2015 г. вопросы организации водоснабжения на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с положениями ст. 43.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при эксплуатации системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Статьями 14, 32, 38 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценкой соответствия здания или сооружения в процессе эксплуатации должно определяться соответствие здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации; здания и сооружения должны быть спроектированы таким образом, чтобы в процессе их строительства и эксплуатации не возникало угрозы оказания негативного воздействия на окружающую среду; мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные в проектной документации здания или сооружения в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны обеспечивать предотвращение или минимизацию оказания негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с п. 3.1.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 г. № 168, основными задачами служб эксплуатации систем водоотведения являются, в том числе, обеспечение проектных параметров очистки сточных вод; аналогичные нормы предусмотрены п. 3.3.1 Правил, в соответствии с которыми основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок являются, в том числе, обеспечение проектных параметров очистки сточных вод, а также организация надежной, экологически безопасной работы очистных сооружений.

В силу предусмотренных ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» принципов охраны окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. ст. 3,4 Федерального закона «Об oxpaне окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Статьями 34, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлены экологические требования, в соответствии с которыми юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Пунктами 1.2, 2.1 ГОСТ 17.4.3.04-85 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнений» предусмотрено, что охрана почв от загрязнения должна осуществляться с учетом следующих требований: утилизация и захоронение сбросов, отходов, стоков и осадков сточных вод должны осуществляться с соблюдением мер по предотвращению загрязнения почв.

В соответствии со ст. ст. 4,5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, подземные воды и др.

Статьей 1 Земельного кодекса также установлены государственные принципы о приоритете охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды, об учете значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.1 ст.612 ГК РФ арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

Судом установлено, что Постановлением № 13 от 16.07.2018 года Администрации муниципального образования «Работкинский сельсовет» Кстовского района Нижегородской области присвоен статус гарантирующей организации в области водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Работкинский сельсовет» Кстовского муниципального района Нижегородской области предприятию водопроводно-канализационного хозяйства ОАО «Нижегородский водоканал» (л.д.27).

Постановлением Администрации Кстовского муниципального района № 1702 от 14.08.2018 года предоставлена муниципальная преференция ОАО «Нижегородский водоканал» путем передачи без проведения торгов в аренду сроком на 11,5 месяцев муниципального имущества муниципального образования «Кстовский муниципальный район Нижегородской области».

07.09.2018 года между КУМИ Кстовского муниципального района и ОАО «Нижегородский водоканал» заключен договор аренды имущества Муниципальной имущественной казны Кстовского муниципального района № 23-18-947, согласно которому арендатор передает, а арендодатель принимает по акту приема-передачи во временное владение и пользование на условиях аренды имущество, указанное в Приложении 1 к настоящему договору. Имущество является муниципальной собственностью муниципального образования Кстовский муниципальный район Нижегородской области.

Согласно Приложению № 1 к вышеуказанному договору переданы: очистные сооружения с.Работки; сеть водопровода с.Работки 20000 м; водопровод п.Работки, 7500 м; кантаж и др.(л.д.21).

Срок действия данного договора установлен до 30 июля 2019 года.

15.11.2018 года КУМИ Кстовского муниципального района и ОАО «Нижегородский водоканал» заключили дополнительное соглашение к указанному выше договору, из которого следует, что, принимая во внимание особое назначение муниципального имущества, являющегося объектом договора №23-18-947/9 от 07.09.2018 аренды имущества Муниципальной имущественной казны Кстовского муниципального района, и в целях бесперебойного оказания населению Кстовского муниципального района Нижегородской области услуг водоснабжения и водоотведения, учитывая большой объем Имущества, сроки передачи по каждому населенному пункту, обширную территорию, на которой располагается Имущество, и удаленность населенных пунктов, Стороны устанавливают, что возврат Имущества и подписание акта приема-сдачи Имущества должны быть осуществлены Арендатором и Арендодателем в срок не позднее 31.12.2019г.(п.1.5 Дополнительного соглашения).

В целях непрерывного оказания населению Кстовского муниципального района Нижегородской области услуг водоснабжения и водоотведения, исключения возможности наступления чрезвычайных ситуаций на территории Кстовского муниципального района Нижегородской области, безаварийной эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Кстовского муниципального района Нижегородской области, на период осмотра, осуществляемого в соответствии с пунктом 1.3. настоящего дополнительного соглашения. Имущество находится в фактическом пользовании Арендатора, с учетом положений п.3.4.7 Договора аренды (п.1.7 Дополнительного соглашения).

В случае, если в период срока действия Договора аренды Арендодателем будет получено согласие антимонопольного органа на предоставление Арендатору новой муниципальной преференции путем передачи в аренду Имущества, Договор аренды продлевается на срок, указанный в согласии антимонопольного органа на предоставление новой преференции.

При этом Имущество Арендатором Арендодателю не возвращается.

Арендатором и Арендодателем будет заключено концессионное соглашение, основанием права владения и пользования Имуществом будет концессионное соглашение. С момента подписания концессионного соглашения Договор аренды №23-18-947/9 от 07.09.2018 считается прекращенным. При этом, срок для возврата Имущества Арендатором Арендодателю не устанавливается, поскольку Имущество находится во владении и пользовании на основании Договора аренды (п.2 Дополнительного соглашения).

Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в связи с поступившим обращением Депутата Государственной Думы Российской Федерации Курдюмова А.Б., проведена проверка исполнения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства при организации водоотведения в деятельности ОАО «Нижегородский водоканал» на территории с.Работки.

По результатам проверки прокуратурой установлено, что деятельность по водоотведению в указанном населенном пункте осуществляет ОАО «Нижегородский водоканал». Согласно Уставу к основным видам деятельности данного Общества относится, в том числе, оказание услуг по водоотведению сточных вод от населения.

В целях организации деятельности по водоотведению Общество эксплуатирует очистные сооружения, посредством которых осуществляется сброс сточных (канализационных) вод.

ОАО «Нижегородский водоканал» для обеспечения нужд населения по водоотведению коммунальных стоков в рамках уставной деятельности осуществляет эксплуатацию вышеуказанных очистных сооружений. При этом, проектная документация на указанные очистные сооружения у Общества отсутствует. Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались в ходе рассмотрения дела.

Природоохранной прокуратурой установлено, что в нарушение требований закона проект строительства либо эксплуатации указанных очистных сооружений, обоснование экологической безопасности данной деятельности у эксплуатирующей организации ОАО «Нижегородский водоканал» отсутствуют, администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области Обществу не передавались, в связи с чем, на сегодняшний день не установлены какие-либо критерии экологической безопасности данного объекта.

Обществом при эксплуатации указанных очистных сооружений сброс сточных (канализационных) вод фактически осуществляется на рельеф местности, что также не оспаривалось ответчиками в ходе рассмотрения дела.

11.09.2018 года в адрес ОАО «Нижегородский водоканал» и Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области были направлены Представления об устранении нарушений федерального законодательства (л.д.43-47).

Согласно ответу Администрации Кстовского муниципального района в адрес Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры от 19.10.2019 года сообщено, что ОАО «Нижегородский водоканал» в настоящее время завершает техническую инвентаризацию переданных в аренду объектов водоотведения, после чего приступит к выполнению мероприятий, направленных на приведение объектов в нормативное состояние. В частности, в рамках проведенного совместного совещания администрации Кстовского муниципального района и ОАО «Нижегородский водоканал» по вопросу устранения нарушений природоохранного законодательства на объектах водоотведения с.Работки, ресурсоснабжающей организации рекомендовано принять меры, направленные на устранение изложенных в представлении нарушений. Выполнение указанных мероприятий взято на контроль администрацией Кстовского муниципального района. Кроме того, в рамках реализации приоритетного проекта «Оздоровление р.Волга», в предварительный план указанного проекта включены мероприятия по строительству новых очистных сооружений в с.Работки Кстовского района со сроком исполнения до 2023 года (л.д.61-62).

Истец ссылается в своем исковом заявлении на то, что Представления природоохранного прокурора от 11.09.2018 г. в адрес Руководителя ОАО «Нижегородский водоканал», а также главы администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области также рассмотрены, вместе с тем, реальные меры по устранению нарушений до настоящего времени не приняты, сброс сточных вод на почву продолжается. Доказательств обратного, ответчиками не представлено.

Согласно сообщению Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу Департаментом проведено административное расследование по факту сброса сточных (хозяйственно-бытовых) вод на рельеф местности в районе многоквартирных домов (номер обезличен) по (адрес обезличен).

В ходе проведения административного расследования установлено, что ОАО «Нижегородский водоканал» эксплуатирует очистные сооружения (адрес обезличен). Сброс сточных (хозяйственно-бытовых) вод после очистных сооружений в районе многоквартирных домов (номер обезличен) по (адрес обезличен) осуществляется на рельеф местности, что является нарушением ст.12,42 Земельного кодекса РФ.

На момент выезда специалистов ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» из-за постоянного поступления сточной воды отбор проб почвы был невозможен. Техническая и разрешительная документация на очистные сооружения в (адрес обезличен) отсутствует, производственный экологический контроль за работой очистных сооружений не ведется, что является нарушением ст.34, ч.1 ст.39, ст.67 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Таким образом Администрацией Кстовского муниципального района до настоящего времени не организованы мероприятия по ремонту и модернизации канализационных очистных сооружений в (адрес обезличен) с целью исключения сброса сточных вод на почву на территории (адрес обезличен).

09.07.2019 года КУМИ Кстовского муниципального района направил в адрес ОАО «Нижегородский водоканал» уведомление о сдаче-приемке имущества, переданного по договору аренды от 07.09.2018 года (том 2, л.д.11-12).

Судом принимается во внимание, что в настоящее время срок аренды имущества по договору от 07.09.2018 года истек. Вместе с тем имущество, в том числе и очистные сооружения (адрес обезличен) не переданы ОАО «Нижегородский водоканал» Арендодателю, находится в его фактическом пользовании. ОАО «Нижегородский водоканал» в настоящее время до передачи имущества оказывает услуги водоснабжения и водоотведения на территории (адрес обезличен), осуществляя сброс сточных вод на рельеф местности. При этом техническая и разрешительная документация на указанные очистные сооружения отсутствует, доказательств устранения выявленных в ходе проверки нарушений природоохранного законодательства ответчиками не представлено. Судом также принимается во внимание, что представители Администрации Кстовского муниципального района в своих письменных отзывах, а также в ответе на представление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора сами указывали на необходимость ремонта и модернизации очистных сооружений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в настоящее время Администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области на территории (адрес обезличен) водоотведение фактически организовано, однако оно не обеспечивает соблюдение природоохранного законодательства, в связи с чем исковые требования подлежат частичному удовлетворению, а именно выявленные нарушения могут быть устранены путем обязания ОАО «Нижегородский Водоканал» прекратить сброс сточных вод на почву на территории (адрес обезличен) и обязания Администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области организовать мероприятия по ремонту и модернизации канализационных очистных сооружений в (адрес обезличен) с целью исключения сброса сточных вод на почву на территории (адрес обезличен).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Обязать ОАО «Нижегородский Водоканал» прекратить сброс сточных вод на почву на территории (адрес обезличен).

Обязать Администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области организовать мероприятия по ремонту и модернизации канализационных очистных сооружений в (адрес обезличен) с целью исключения сброса сточных вод на почву на территории (адрес обезличен).

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд.

Судья (подпись) А.Х.Водяницкая

Копия верна:

Судья:

Секретарь:

2-721/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
администрация Кстовского муниципального района
ОАО "Нижегородский водоканал"
Другие
Администрация Работкинского сельсовета
МУП "ВОдоканал" Кстовского района
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области
Конкурсный управляющий МУП "Водоканал" Кстовского района Игнатьев Евгений Геннадьевич
КУМИ Кстовского муниципального района
Департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу
Суд
Кстовский городской суд Нижегородской области
Дело на сайте суда
kstovsky.nnov.sudrf.ru
11.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2019Передача материалов судье
15.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2019Подготовка дела (собеседование)
07.02.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.03.2019Предварительное судебное заседание
12.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2019Судебное заседание
20.05.2019Судебное заседание
16.07.2019Судебное заседание
19.08.2019Судебное заседание
18.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2020Передача материалов судье
05.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2020Подготовка дела (собеседование)
05.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.04.2020Предварительное судебное заседание
05.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее