Решение по делу № 2-1308/2022 (2-5421/2021;) от 30.11.2021

                                                                    Дело № 2-1308/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2022 года                                г.Смоленск

Ленинский районный суд города Смоленска

Под председательством судьи Куделиной И.А.

При секретаре Горячевой Е.Ю.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Василевского Владимира Владимировича к УФССП России по Смоленской области об оспаривании дисциплинарного взыскания,

УСТАНОВИЛ:

Василевский В.В. обратился в суд с иском к УФССП России по Смоленской области об оспаривании дисциплинарного взыскания, наложенного приказом от 01.10.2021, указав в обосновании исковых требований следующее.

ДД.ММ.ГГГГ руководителем Управления ФССП России по Смоленской области утверждено заключение по результатам служебной проверки в отношении лейтенанта внутренней службы Василевского В.В., на основании которого вынесен приказ от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ внесено изменение в приказ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно изменена формулировка «п.5 ч.1 ст.48» на «п.4 ч.1 ст.48»; исключен «п.4 ч.2 ст.47»

С привлечением к дисциплинарной ответственности не согласен, поскольку проверка проведена с нарушением установленного порядка; дисциплинарный проступок совершен не был.

Просит суд признать заключение по результатам служебной проверки незаконным, а приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Федеральная служба судебных приставов.

В судебном заседании Василевский В.В. поддержал исковые требования.

Представители УФССП по Смоленской области, ФССП России в судебное заседание не явились.

На основании ч.3. ч.4 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу без участия неявившихся лиц.

Заслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.

В судебном заседании установлено, что приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ Василевский В.В. назначен на должность инспектора отделения собственной безопасности Управления ФССП России по Смоленской области.

ДД.ММ.ГГГГ Василевский В.В. ознакомлен с Должностной инструкцией инспектора отделения собственной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ руководителем Управления ФССП России по Смоленской области утверждено заключение по результатам служебной проверки в отношении Василевского В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ издан приказ -КО о наложении на Василевского В.В. дисциплинарного взыскания за грубое нарушение служебной дисциплины, пунктов 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4 должностной инструкции в соответствии с ч.1, п.4 ч.2 ст.47, п.5 ч.1 ст.48 ФЗ № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения РФ».

Василевский В.В. ознакомлен с приказом ДД.ММ.ГГГГ.

Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ начальник Управления государственной службы и кадров ФССП России сообщил руководителю Управления о необходимости изменения Василевскому В.В. вида взыскания.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ -КО в приказ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения: изменена формулировка «пункт 5 части 1 статьи 48» на «пункт 4 части 1 статьи 48», исключен «пункт 4 части 2 статьи 47».

С приказом Василевский В.В. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства подтверждаются посменными доказательствами, представленными в материалы дела.

Как разъяснено в п.35 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).

В 53 Постановления также указано, что в силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

В соответствии с положениями ст.37 Конституции РФ, ст.2 ТК РФ на территории Российской Федерации признается и гарантируется свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещается дискриминации в сфере труда.

Согласно ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих формы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе, в связи с чем, положения Трудового кодекса Российской Федерации распространяются на лиц, проходящих службу в таможенных органах в части, не урегулированной специальным законодательством.

Так согласно ч.1 ст.6.4 ФЗ РФ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» к работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно ч.1, ч.2 ст.45 ФЗ РФ от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения РФ» служебная дисциплина - соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов принудительного исполнения, дисциплинарным уставом органов принудительного исполнения, правилами внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа принудительного исполнения, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа принудительного исполнения и уполномоченным руководителем к сотруднику могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 46 и 48 настоящего Федерального закона.

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника органов принудительного исполнения, дисциплинарного устава органов принудительного исполнения, правил внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах принудительного исполнения, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч.1 ст.47 Закона).

В силу п.4 ч.2 ст.47 Закона грубыми нарушениями служебной дисциплины сотрудником являются совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности органа принудительного исполнения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность.

Согласно ч.1 ст.48 Закона на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение со службы в органах принудительного исполнения.

В силу ч.3 ст.50 Закона дисциплинарные взыскания налагаются на сотрудника прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа принудительного исполнения, за исключением увольнения со службы в органах принудительного исполнения сотрудника, замещающего должность в органах принудительного исполнения, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке (ч.6 ст.50 Закона).

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка (ч.7 ст.50 Закона).

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя может быть проведена служебная проверка в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона (ч.8 ст.50 Закона).

В соответствии с нормами ст.52 Закона служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона (ч.1).

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах принудительного исполнения (ч.3).

Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (ч.4).

Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа принудительного исполнения или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения (ч.5).

В заключении по результатам служебной проверки указываются: установленные факты и обстоятельства; предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания (ч.7).

Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (ч.8).

Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов (ч.9).

О наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме (ч.9 ст.50 Закона).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.03.2020 № 65 утвержден Порядок проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, который определяет организацию работы по проведению служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации.

Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника территориального органа принудительного исполнения, за исключением заместителей руководителя территориального органа принудительного исполнения, начальников отделов (отделений) собственной безопасности территориальных органов принудительного исполнения, принимается руководителем территориального органа принудительного исполнения (п.2 Порядка).

Проведение служебной проверки поручается в территориальном органе принудительного исполнения - отделу или отделению собственной безопасности (далее - ОСБ) соответствующего территориального органа (п.3 Порядка).

В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. При наличии указанных оснований сотрудник обязан подать руководителю федерального органа принудительного исполнения (руководителю территориального органа) письменный рапорт (далее - рапорт) об освобождении его от участия в проведении служебной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки продлевается на 10 рабочих дней (п.12 Положения).

О проведении служебной проверки издается приказ федерального органа принудительного исполнения (территориального органа принудительного исполнения), который подписывает руководитель федерального органа принудительного исполнения (руководитель территориального органа) (п.14 Положения).

Приказ федерального органа принудительного исполнения (территориального органа принудительного исполнения) о проведении служебной проверки должен содержать: основания для ее проведения; сроки проведения служебной проверки; состав комиссии по проведению служебной проверки (п.15 Положения).

Комиссия формируется в составе трех и более сотрудников, обладающих необходимыми знаниями и опытом. Из членов комиссии назначаются: председатель комиссии (в территориальном органе принудительного исполнения - начальник ОСБ) и заместитель председателя Комиссии, который в отсутствие председателя Комиссии исполняет его обязанности (п.16 Положения).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в УФССП России по Смоленской области поступило обращение и.о. руководителя СУ СК России по Смоленской области о рассмотрении вопроса об организации служебной проверки по фактам нарушения законодательства сотрудниками Управления, связанным с получением сведений о частной жизни заместителя начальника Управления Богданова В.Р.

ДД.ММ.ГГГГ на данном обращении заместителем начальника Управления Богдановым В.Р. поставлена резолюция «ОСБ провести служебную проверку».

ДД.ММ.ГГГГ врио Руководителя Управления Богдановым В.Р. издан приказ № 143 о проведении служебной проверки в отношении инспектора отделения собственной безопасности младшего лейтенанта внутренней службы Василевского В.В. в связи с обнаружением признаков состава дисциплинарного проступка. Для проведения служебной проверки назначена комиссия в состава заместителя руководителя Управления Темираева Р.А., сотрудников Филимонковой Н.А., Шекиной Л.А.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Василевским В.В даны объяснения о проведении проверочных мероприятий во исполнение поручения ЦА ФССП России.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя СУ СК России по Смоленской области направлен запрос о предоставлении запросов Василевского В.В. и полученных ответов, который исполнен исходящим от ДД.ММ.ГГГГ

Василевскому В.В. по результатам проверки вменяется нарушением п.п.4.1.1, 4.1.2., 4.1.4 должностной инструкции.

Согласно перечисленным положениям должностной инструкции инспектор отделения собственной безопасности должен соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, иные нормативные правовые акты; исполнять служебные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать при исполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

Судом также установлено, что в Отделение собственной безопасности Управления ФССП России по Смоленской области поступил запрос от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника Управления собственной безопасности ФССП России Солянова Р.Г. о предоставлении информации и проведении проверки по перечисленным доводам (в том числе, - о покровительстве руководителем Управления Богдановым В.Р. младшему судебному приставу Управления Смоленцовой О.Н., о совместном проживании указанных лиц, о посещении заместителем руководителя Управления Богдановым В.Р. здания аппарата Управления при наличии заболевания, вызванного новой короновирусной инфекцией и пр.).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Василевским В.В. направлены запросы в УК «Нахимовский» о предоставлении записей с камеры видеонаблюдения подъезда <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ; в ОГБУЗ «Клиническая больница № 1» о госпитализации Богданова В.Р.; в ОГБУЗ «Консультативно-диагностическая поликлиника № 1» о временной нетрудоспособности Богданова В.Р.

Запросы направлены на основании Указа Президента РФ от 19.09.2017 № 431.

Исходящими от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Василевским В.В. в адрес заместителя начальника Управления собственной безопасности ФССП России Солянова Р.Г. направлена информация по результатам проведенной проверки по изложенным в запросе вопросам.

Постановлением следователя СУ СК России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по материалам проверки по заявлению заместителя руководителя Управления ФСПП России по Смоленской области Богданова В.Р. о незаконном сборе сведений о его частной жизни отказано в возбуждении у\головного дела в отношении Василевского В.В. по признаком преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

В ходе проверки установлено, что запрошенную информацию Василевский В.В. получил в связи с исполнением своих служебных обязанностей путем направления официальных запросов в целях исполнения поручения УСБ ФССП России. Последствия в виде нарушения прав и законных интересов граждан при этом не наступили.

Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит убеждению, что проверка в отношении Василевского В.В. назначена и проведена с нарушением утвержденного Порядка.

В частности, резолюция и приказ о проведении проверки подписаны Богдановым В.Р., который безусловно является заинтересованным лицом как физическое лицо, по инициативе которого следственным управлениям правилась проверка в порядке УПК РФ.

Председателем комиссии назначен не начальник ОСБ, а иное должностное лицо Управления.

Основания для проведения служебной проверки в отношении Василевского В.В. в приказе от ДД.ММ.ГГГГ не приведены.

Более того, ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств виновного неисполнения истцом возложенных на него должностных обязанностей.

При таком положении суд находит требования Василевского В.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Василевского Владимира Владимировича удовлетворить.

Признать незаконными заключение УФССП России по Смоленской области по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении лейтенанта внутренней службы Василевского Владимира Владимировича, а также приказ о наложении дисциплинарного взыскания на Василевского Владимира Владимировича от 02.08.2021 с изменениями, внесенными приказом от 01.10.2021

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья            И.А. Куделина

    <данные изъяты>

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2022.

2-1308/2022 (2-5421/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Василевский Владимир Владимирович
Ответчики
УФССП России по Смоленской области
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска Смоленской области
Судья
Куделина И.А.
Дело на странице суда
leninsky.sml.sudrf.ru
30.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2021Передача материалов судье
02.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.01.2022Предварительное судебное заседание
11.02.2022Предварительное судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
18.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2022Дело оформлено
03.06.2022Дело передано в архив
10.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее