Дело 2-574\14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи: Тарасова А.Н.,
при секретаре: --2,
с участием
истца- --5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--5
к
--,
Администрации Новокиевского сельсовета --
о признании действий администрации -- об отказе по включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи за счет средств областного бюджета незаконным, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и возложение обязанности включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском, в котором просит;
1\ признать отказ администрации -- о включение в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи за счет средств областного бюджета незаконными;
2\ признать пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и возложить на администрацию -- обязанность включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущество.
В обоснование предъявленных требований истец указал следующее.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч.1 ст.18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации - обильного выпадения осадков.
В августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера - обильного выпадения осадков, на территории Новокиевского сельсовета --, дом, расположенный по адресу: с. --, был подтоплен.
В результате подтопления подмыт фундамент дома, деформированы стены подполья, грибок.
Данное обстоятельство подтверждается актами осмотра жилого помещения от --, от --.
Принимая во внимание факт проживания в указанном доме с 2008 года, факт порчи принадлежащего истцу имущества, он обратились в администрацию Новокиевского сельсовета с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения за счет средств федерального бюджета финансовой помощи при частичной утрате имущества. Администрация Новокиевского сельсовета признала их пострадавшими и включила в список -- порядковый номер семьи 78.
Однако, по поручению Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты --, данный список вернули для организации повторной проверки предоставленного списка и обосновывающих документов, подтверждающие наличие безусловного и доказанного в судебном порядке права на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета. Вновь созданная межведомственная комиссия при администрации --, проведя повторное обследование и сделав заключение в акте, что наше имущество утрачено частично одновременно выдала нам отказ, где не установила факт утраты имущества, тем самым противореча заключению созданной при администрации -- межведомственной комиссии по обследованию поврежденного жилого помещения.
Поскольку, имущество по месту жительства истца было повреждено в результате обильного выпадения осадков, продолжавших длительное время, которые относятся к чрезвычайным ситуациям, полагает, что он имеет право на компенсацию причиненного ущерба.
В процессе подготовки материалов гражданского дела к судебному разбирательству истец исключил из списка стороны ответчиков администрацию Новокиевского сельсовета --.
В письменном отзыве представитель ответчика администрации -- по доверенности --3 по существу заявленных требований возражений не имел, полагая постановить решение на усмотрение суда, и рассмотреть материалы дела без его участия.
Третье лицо – Министерство финансов --, в отношении требований истцов возражало, полагая об отказе в их удовлетворении, и рассмотрение дела без его участия.
Письменные отзывы стороны ответчиков приобщены к материалам гражданского дела.
На основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено судом в отсутствие, представителя ответчика администрации --, представителя третьего лица- министерства финансов администрации --, не возражавших о рассмотрении материалов дела без их участия.
В судебном заседании истец --5 подтвердил обстоятельства указанные в исковом заявлении, он настаивал на удовлетворение исковых требований, пояснив суду, что после проведения в феврале 2014 года повторного обследования их домовладения были установлены обстоятельства, конструктивных повреждений его домовладения. Ему было отказано о включение в списки граждан для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущество, в виде поврежденного дома, глава района предложил обратится в суд. Истец полагает, что глава -- утвердив акт о фактической частичного утрате имущества в виде повреждений жилого дома в результате ЧС 2013 года в своем письменном уведомлении утверждает обратное, нарушая его законное право быть включенным в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущество, рекомендует ему обратится в суд.
Суд, проверил материалы дела, выслушав сторон, находит исковые требования Королёва С.Б. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Исходя из правил части 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, или совершили оспариваемые действия (бездействия).
При распределении обязанностей по доказыванию по делам возникших из публичных правоотношений, суд исходя из требований ст. 249 ГПК РФ, суд возложил обязанность по доказыванию обстоятельств на орган, принявший оспариваемое в суде постановленное решение об отказ включения истца в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущество.
В настоящем судебном заседании суд рассмотрел материалы дела по имеющимся в нём доказательствам представленным суду спорящими сторонами.
Статьей 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
Распоряжением губернатора -- от -- № 123-р в целях защиты населения и территорий -- в -- введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона).
Во исполнение требований ч. 2 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Постановлением -- от -- -- установлен Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда --.
В настоящее время также действует Указ Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --».
Для реализации пункта 6 названного Указа Президента РФ -- принято постановление от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», которым утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 г., помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями -- - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --» предусмотрено Правительству Российской Федерации до -- принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории --, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти -- и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории --, и содержат разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
Из требований приведенных правовых актов следует, что соответствующая единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 г., у которых пострадало личное имущество, находящееся в указанном жилом доме или на придомовом участке; а финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества выплачивается таким гражданам в случае повреждения их жилого помещения.
Согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03 97/ГОСТ -Р 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от -- № 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от -- -- различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление метеорологическое явление.
Метеорологическое явление в виде переувлажнении почвы относится к числу опасных.
Судом установлено, что в период августа-сентября 2013 года в связи с обильным выпадением осадков на территории Новокиевского сельсовета -- имело место опасное гидрологическое явление в виде переувлажнения почвы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением N2 316-р от -- на территории -- было объявлено чрезвычайное положение.
Из материалов дела следует и судом установлено, что --5 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу; --, что подтверждается свидетельством о регистрации права от --, кадастровый номер :--.
Из материалов технического паспорта следует, что деревянное домовладение 1989 года постройки, расположено по адресу; --. Согласно вышеназванным Методическим рекомендациям по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории -- (п. 3.3), с целью установления ущерба, созданная местной администрацией комиссия в течение трех календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения и имущества заявителя с составлением актов обследования рекомендованной формы.
Из первоначального акта обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, составленного --, в котором зафиксированы обстоятельства о том, что в результате ЧС 2013 года - наводнения, обильное выпадение осадков произошедших со 2.08. 2013 года на территории Новокиевского сельсовета --, в жилом доме по адресу; -- установлены обстоятельства наличие уровня 1метр воды в подполье, а также плесени грибка.
Вместе с тем, суду представлен повторный новый акт обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, произошедшего с -- в -- составленный уполномоченной комиссией от -- утвержденный главой --. Исходя, из данных акта комиссия установила обстоятельства подмыва фундамента дома, деформации стен подполья, наличие грибка. В связи, с чем комиссия пришла к выводу об установлении факта частичной утраты Королёвым С.Б. имущества вследствие чрезвычайной ситуации и наличие права на соответствующую финансовую помощь в сумме 50 тысяч рублей. Как следует из материалов дела стороны указанные акты не оспаривают.
При этом суд не усматривает взаимоисключающих противоречий между составленными актом обследования от -- и актом обследования от -- года, домовладения истца.
Первый акт, зафиксировал ссылки и подтверждает фактические обстоятельства подтопления жилого дома истца, а в составленном позднее вторичном актом о -- фиксируется уже фактические обстоятельства повреждение конструктивных элементов домовладения в результате ЧС 2013 года
Вместе с тем судом установлено, что истец и ранее числился в списках граждан пострадавших в результате ливневых дождей сопровождающих паводком на территории Новокиевского сельсовета --, для оказания ему финансовой помощи из резерва фонда Правительства.
Однако согласно Протоколу -- от -- заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности рекомендовано, с целью материальной и финансовой помощи, предложено проведение повторных адресных проверок с составлением повторных актов обследования жилых домов. Обстоятельства проведение повторной комиссионной проверки от 14. 02.2014 года жилого дома истца свидетельствуют о повреждение его домовладения в результате ЧС, и необходимости оказания ему финансовой помощи в сумме 50 тысяч рублей.
При таких обстоятельствах, и с учетом наличия в деле не оспариваемых доказательств, достоверно устанавливающих фактические обстоятельства о повреждениях конструктивных элементов домовладения Королёва С.Б. в результате ЧС 2013 года суд полагает о наличие у истца права быть включенными в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество, за счет бюджетных средств.
Доводы, изложенные в письменном отзыве представителя третьего лица- Министерства --, об отсутствие у истца права на получения финансовой помощи за частично утраченное имущество, за счет бюджетных средств в связи с тем, что право на выплату компенсаций за частично утраченное имущество, и за повреждение конструктивных элементов жилого помещения, а истцом не представлены доказательства наличий конструктивных элементов жилого помещения, по мнению представителя министерства финансов --, акт обследования утраченного имущества от -- следует признать ненадлежащим доказательством, по причине отсутствия причинно следственной связи между ЧС и наступившими последствиями, суд признает безосновательными по следующим основаниям.
Так, Статьей 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях, установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Президент Российской Федерации в своем Указе от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --», определяет их в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения и области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а обстоятельства введения на территории -- ЧС в целях защиты населения и территорий определены распоряжением губернатора -- от -- № 123-р.
Судом установлены фактические обстоятельства отсутствий взаимоисключающих противоречий между составленными актами обследования от --, и актом обследования от -- года, поскольку первичный акт, подтверждает фактические обстоятельства подтопления жилого дома истца то, в составленном позднее вторичном акте о 14.02. 2014 г. фиксируется уже фактические обстоятельства частичной утраты имущества истцом, вызванной таким подтоплением.
Вместе с тем судом установлено, что истец уже и ранее числился в списках граждан пострадавших, в результате ливневых дождей сопровождающих паводком на территории Новокиевского сельсовета --, для оказания ему финансовой помощи из резерва фонда Правительства.
Повторный акт от -- обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, произошедшего с -- в -- составлен уполномоченной на это комиссией, согласован с руководителем гражданской обороны на территории --, и утвержден главой --. Данный акт, как доказательство, суд признает достоверным допустимым и достаточным доказательством подтверждающим о наличии повреждения конструктивных элементов фундамента жилого помещения истца, и о наличии у него права на компенсацию за частично утраченное имущество.
С учетом установленных обстоятельств, и в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению постановленное решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Суд разъяснил сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
Оценив, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду спорящими сторонами доказательства, и учитывая, что стороной ответчика в соответствии правил ст. 249 ГПК РФ, не было представлен суду, достоверных, допустимых и достаточных доказательств подтверждающих обстоятельства отсутствия у истца права быть включенным в списки граждан пострадавших в результате ЧС 2013 года на компенсацию за частично утраченное имущество, находящееся по адресу; -- на территории Новокиевского сельсовета --. В судебном заседании установлены обстоятельства о вынужденном обращении истца в суд за защитой своих прав на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество в результате ЧС 2013 года и данное право, по мнению суда, истец не может реализовать уже длительное время., в связи с чем суд признает исковые требования --5 законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании выше изложенного, и руководствуясь ст. ст. 197-198, 258 ГПК РФ суд,
Решил:
Исковые требования --5 удовлетворить.
Признать отказ --о включении --5 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории -- для социальной выплаты за частично утраченное имущество незаконным.
--5 признать пострадавшим в период чрезвычайной ситуации 2013 года на территории --, и обязать администрацию --, включить в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Новокиевского сельсовета -- имеющих право на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество.
Постановленное решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в канцелярии Мазановского районного суда --.
Судья А.Н. Тарасов.