ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Мотошкина О.В.
дело № 33а-1140
поступило 21 февраля 2020 года
УИД 04RS0007-01-2019-005605-30
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
8 июля 2020 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Булгытовой С.В.
судей Ихисеевой М.В., Назимовой П.С.
при секретаре Мархаевой С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия и Федеральному агентству водных ресурсов о понуждении к действиям
по апелляционной жалобе Федерального агентства водных ресурсов
на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 23 декабря 2019 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Кошелева А.Е., представителя Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Гармаевой Л.В., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
1. Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просил суд:
обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия и Федеральное агентство водных ресурсов в срок до 1 января 2021 года при разработке и согласовании целевых прогнозных показателей и мероприятий по осуществлению полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год включить в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субвенций из федерального бюджета, мероприятия по определению местоположения береговой линии озера Гусиное, расположенного в Селенгинском районе Республики Бурятия;
обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в срок до 1 декабря 2022 года обеспечить представление документов в Федеральное агентство водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового водного управления для внесения в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии водного объекта – озера Гусиное и последующего внесения указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Требования мотивированы тем, что Министерство природы Республики Бурятия является специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений. Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
На территории Республики Бурятия находится водный объект озеро Гусиное. До настоящего времени не приняты меры по определению местоположения береговой линии озера и внесению соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Министерство природных ресурсов Республики Бурятия не направляет заявку с приложением необходимых документов в Федеральное агентство водных ресурсов, финансовое обеспечение соответствующих мероприятий не осуществляется.
Министерство природных ресурсов Республики Бурятия не возражало против удовлетворения административного иска.
Федеральное агентство водных ресурсов требования прокурора не признало.
Суд первой инстанции удовлетворил административный иск.
Федеральное агентство водных ресурсов подало апелляционную жалобу на решение суда.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения жалобы, представитель Министерства природных ресурсов Республики Бурятия оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.
2. Рассмотрев дело, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из статьи 5 Водного кодекса РФ следует, что:
к поверхностным водным объектам относятся водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) (пункт 3 части 2);
поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (часть 3);
береговая линия (граница водного объекта) определяется для озера по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (пункт 2 части 4);
порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4.1).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 данной статьи средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 № 377 утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения.
В пункте 2 Правил указано, что под определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) в Правилах понимается установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) или уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации – при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 12 Правил органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные подпунктом «а» пункта 5 Правил, направляют в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) в месячный срок со дня завершения таких работ.
Пункт 13 Правил устанавливает, что Федеральное агентство водных ресурсов в течение 5 рабочих дней после внесения в установленном порядке в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), содержащихся в результатах работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), направляет в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы или подведомственное ему государственное бюджетное учреждение, наделенное соответствующими полномочиями по решению такого органа, документ, содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Из пункта 14 Правил следует, что местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.
Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 № 629 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее – Правила расходования и учета средств).
Согласно подпункту 2 пункта 2 Правил расходования и учета средств субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Из пункта 3 Правил расходования и учета средств следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 18.03.2008 № 61 утвержден примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из пункта 1 данного перечня следует, к осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации относятся:
1) установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками;
2) предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы;
3) мероприятия по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов).
Согласно пункту 1 части 8 статьи 26 Водного кодекса РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны водных объектов вправе издавать обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании указанной нормы Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.09.2010 № 425 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (далее – Методические указания).
Пунктом 5 Методических указаний предусмотрено, что для реализации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо решить следующие основные задачи:
выделить из общего числа водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, водные объекты или их части, подверженные наибольшему антропогенному воздействию хозяйственной или иной деятельности, вызывающему загрязнение, засорение и истощение вод ( Перечень водных объектов);
установить причины возникновения загрязнения, засорения и истощения водных объектов или их частей;
разработать перечень мероприятий, целью которых является охрана водных объектов или их частей от загрязнения, засорения и истощения, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования;
согласовать в Росводресурсах значения целевых прогнозных показателей осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и перечень мероприятий, направленных на их достижение, в сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 629;
обеспечить выполнение планируемых в рамках утвержденных мероприятий работ и достижение целевых прогнозных показателей;
подготовить отчетность о расходах бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий по охране водных объектов или их частей, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, и о достижении целевых прогнозных показателей.
Согласно пункту 7 Методических указаний в Перечень водных объектов включаются водные объекты или их части, расположенные в границах поселений, городских округов, для которых требуется установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Из пункта 8 Методических указаний следует, что при формировании Перечня водных объектов приоритет отдается водным объектам или их частям, которые: являются источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; используются в рекреационных целях; испытывают наибольшее антропогенное влияние объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства; отнесены к водным объектам высшей или первой рыбохозяйственной категории.
В соответствии с пунктом 13 Методических указаний для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос необходимо определить положение береговой линии, от которой откладывается определяемая ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы.
Пункт 13.1 Методических указаний предусматривает, что определение местоположения границы водного объекта определяется в соответствии Правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377.
Озеро Гусиное является вторым по площади водоемом на территории Республики Бурятия. На берегу озера Гусиное расположены г. Гусиноозерск, п. Бараты, с. Гусиное Озеро. Озеро является основным источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Гусиноозерск, также оно используется в рекреационных целях. На берегу озера находится Гусиноозерская ГРЭС. Для озера определена высшая рыбохозяйственная категория.
Таким образом, озеро Гусиное подлежит выделению из общего числа водных объектов, расположенных на территории Республики Бурятия, в приоритетном порядке для осуществления мер по охране водного объекта.
Мероприятия по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов) необходимы не только сами по себе, но и как обязательное условие для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Часть 2 данной статьи предусматривает, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Из пункта 3 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 № 377, следует, что установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также в случаях: а) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий; б) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта.
Местоположение береговой линии озера Гусиное с 2016 года по настоящее время не определено, хотя определение береговой линии необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос.
При рассмотрении дела доказательств, что органом исполнительной власти Республики Бурятия и Федеральным агентством водных ресурсов реализуются мероприятия, направленные на определение местоположения береговой линии озера Гусиное, в том числе предусмотренные Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 № 629, не представлено.
При таких обстоятельствах районный суд обоснованно удовлетворил административный иск.
3. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
То обстоятельство, что районный суд не привел в решении оценку возражений Федерального агентства водных ресурсов против административного иска, не свидетельствует о неправильности выводов суда по существу спора, поэтому не может служить основанием к отмене решения.
Возложение на административных ответчиков обязанности осуществить мероприятия, указанные в пункте 3 Правил расходования и учета средств, само по себе не ограничивает право Федерального агентства водных ресурсов на проведение проверки разработанных мероприятий и заявленного размера субвенций на их осуществление.
Озеро Гусиное подпадает под характеристики приоритетных водных объектов, указанных в пункте 8 Методических указаний, поэтому местоположение береговой линии озера подлежит определению в кратчайшие сроки. Отсутствие запланированных мероприятий, начиная с 2016 года по настоящее время, свидетельствует о несоблюдении требований закона по охране водных объектов.
На основании изложенного судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы и оставляет решение суда без изменения.
Руководствуясь статьями 303, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 23 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства водных ресурсов – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья
Судьи