Решение по делу № 2а-56/2020 от 02.12.2019

дело№ 2а-56/2020

32RS0031-01-2019-000957-71

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«28» января 2020 г.                                                                                          г.Трубчевск        

                                                                                                                                                                                                          Трубчевский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи                                                            Балыко А.Н.,

при секретаре                                                                                       Лупекиной О.М.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Трубчевского района                                                                            Рожкова С.А.,

представителя административного ответчика                                           Москалёвой О.А.,                        

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Трубчевского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Селецкой сельской администрации Трубчевского района Брянской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности,                                                     

                                                                УСТАНОВИЛ:

          Прокурор Трубчевского района обратился в суд с административным иском к административному ответчику Селецкой сельской администрации Трубчевского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с требованием о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в не разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия - «<данные изъяты> <адрес>, и о возложении обязанности разработать проект зоны охраны указанного объекта культурного наследия. В административном исковом заявлении, ссылаясь на ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия» и Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», указал, что на территории Селецкого сельского поселения расположен памятник воинской славы, включенный на основании решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в региональный реестр объектов культурного наследия, подлежащий государственной охране в качестве объекта культурного наследия регионального (областного) значения - «<данные изъяты>. Воинские захоронения подлежат государственному учету и государственной охране, которая включает, в том числе разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом проектов зон охраны объектов культурного наследия; установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления. В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия являются правовыми инструментами обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия и могут осуществляться по инициативе и за счет органов местного самоуправления, на территории юрисдикции которых они расположены. Между тем, прокурорской проверкой установлено, что Селецкой сельской администрацией проект зоны охраны указанного объекта культурного наследия, находящегося на территории Селецкого сельского поселения, не разработан. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой в адрес администрации внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства. Из ответа администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проект зоны охраны объекта культурного наследия на территории поселения не разработан в связи с отсутствием необходимых для этого денежных средств у администрации поселения. Отсутствие разработанного проекта зоны охраны объекта культурного наследия не позволяет в полной мере проводить мероприятия по обеспечению государственной охраны данного объекта культурного наследия, поскольку границы зоны охраны объекта культурного наследия не определены и не установлены, что создает угрозу сохранности объекта культурного наследия - Братской могилы, имеющей историко-культурную ценность для жителей Трубчевского района Брянской области, и повлечь нарушение конституционного права неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям.

           В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Трубчевского района Брянской области Рожков С.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске, просил их удовлетворить.

        Административный ответчик - представитель Селецкой сельской администрации Москалёва О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования признала, просила установить срок исполнения решения до 31 декабря 2020 года.

          Заинтересованное лицо - представитель Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому заявленные требования прокурора полагал обоснованными.

         Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

         В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.3 ст.44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (ст.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.п.1, 4 ст.34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 N 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии (п. 3 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (п.7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).

Проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения (п. 12 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).

К полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований (ст.9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

Данные полномочия как вопросы местного значения также закреплены за органами местного самоуправления городского поселения п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п.11 ст.47.6 настоящего Федерального закона (физические или юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности), лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (ст.47.3 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

Собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст.45 настоящего Федерального закона (подп.3 п.3 ст.47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

В соответствии с решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О взятии памятников истории и культуры области, имеющих историческую и художественную ценность, под государственную охрану» - «<данные изъяты> <адрес>, является объектом культурного наследия, принятым под государственную охрану.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р указанный объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия регионального значения (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером: , и изготовлен паспорт данного объекта культурного наследия.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Селецкого сельского поселения Трубчевского района Брянской области находится объект культурного наследия, подлежащий государственной охране как памятник истории и культуры: <данные изъяты> расположенный в <адрес>.

Данный объект культурного наследия был безвозмездно передан из муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» муниципальному образованию «Селецкого сельское поселение» в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -З «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными муниципальными образованиями» на основании акта приема - передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

Выпиской из реестра муниципальной собственности Селецкого сельского поселения подтверждается, что памятник воинской славы расположен в <адрес> и находится в собственности поселения.

Согласно сообщению главы администрации Селецкого сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного объекта культурного наследия проект зоны охраны объекта не разработан, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что обязанность по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований, возложена на органы местного самоуправления, однако ответчиком данная обязанность не исполняется, нарушение ответчиком законодательства об охране объектов культурного наследия затрагивает правоотношения в области сохранения, исполнения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ и нарушает интересы неопределенного круга лиц, суд считает, что заявленные требования прокурора Трубчевского района являются обоснованными.

Кроме этого, в соответствии с частями 3 и 5 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В судебном заседании представитель административного ответчика Москалёва О.А. исковые требования признала.

В силу ч.3 ст.157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

При таких обстоятельствах, суд принимает признание административным ответчиком административного иска, поскольку это не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, и пришел к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Принимая во внимание, что разработка проекта зоны охраны объекта культурного наследия требует длительного времени и значительных финансовых затрат, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает целесообразным установить срок исполнения решения суда до 1 сентября 2020 г., которого по мнению суда достаточно для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

             Административный иск прокурора Трубчевского района Брянской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Селецкой сельской администрации Трубчевского района Брянской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Селецкой сельской администрации Трубчевского района Брянской области по не разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия - «<данные изъяты> <адрес>.

         Обязать Селецкую сельскую администрацию Трубчевского района Брянской области разработать проект зоны охраны объекта культурного наследия - «<данные изъяты>», расположенный в <адрес>, до 1 сентября 2020 года.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                                    А.Н. Балыко

2а-56/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Трубчевского района
Ответчики
Селецкая сельская администрация
Другие
Управление по охране и сохранению историко - культурного наследия Брянской области
Суд
Трубчевский районный суд Брянской области
Судья
Балыко Анатолий Николаевич
Дело на странице суда
trubchevsky.brj.sudrf.ru
09.12.2019Регистрация административного искового заявления
09.12.2019Передача материалов судье
09.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
09.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2019Подготовка дела (собеседование)
24.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2019Судебное заседание
28.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее