Дело № 3а-245/2017 07 сентября 2017 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.
при секретаре Ткаченко С.В.
с участием прокурора областной прокуратуры Подчередниченко О.С.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в городе Архангельске 07 сентября 2017 года административное дело по административному исковому заявлению ПАО «Архангельская сбытовая компания» о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 декабря 2016 года № 71-э/6 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области» (в редакции постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12 января 2017 года № 1-э/2),
у с т а н о в и л:
ПАО «Архангельская сбытовая компания» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 декабря 2016 года № 71-э/6 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области» (в редакции постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12 января 2017 года № 1-э/2).
В обоснование исковых требований указано, что оспариваемое постановление отменено приказом ФАС России с 01 апреля 2017 года, но в период с 01 января 2017 года по 31 марта 2017 года продолжало действовать. Данным постановлением на 1 полугодие 2017 года ставка за содержание электрических сетей по всем уровням напряжения установлена выше предельного максимального уровня, утвержденного приказом ФАС России от 27 декабря 2016 года № 1893/16, во 2 полугодии 2017 года ставка за содержание сетей по низкому уровню напряжения и одноставочный тариф по среднему второму и низкому уровням напряжения установлены ниже предельного минимального уровня, утвержденного названным приказом ФАС России, что противоречит п. 81 Основ ценообразования, а также п. 5.3.1 Методических указаний. Таким образом, оспариваемое постановление не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушает гражданские права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Базовый уровень подконтрольных расходов для ПАО «МРСК Северо-Запада» утвержден постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13.12.2013 № 79-э/1 на 2014 год и положен в основу расчета НВВ как на 2015, так и на 2017 годы. Решением Архангельского областного суда от 04 декабря 2015 года по делу № 3а-139/2015 признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия данное постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области в редакции постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 декабря 2014 года № 77-э/1 «О внесении изменений в постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13 декабря 2013 года № 79-э/1 и от 11 ноября 2014 года № 51-э/1» в части установления необходимой валовой выручки сетевой организации на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) согласно приложению № 2 – ОАО «МРСК Северо-Запада» (филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго») в размере 3 491 967,7 млн. руб. Таким образом, расчет НВВ ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2017 год произведен с нарушением норм действующего законодательства, установленным решением Архангельского областного суда по делу № 3а-139/2015. НВВ территориальной сетевой организации является экономически необоснованной, следовательно, и единый котловой тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области является экономически необоснованным и завышенным. ПАО «Архангельская сбытовая компания» как гарантирующий поставщик электрической энергии, действуя в интересах обслуживаемых им потребителей, заключило с ПАО «МРСК Северо-Запада» договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01 января 2008 года № 52-Э и вынуждено оплачивать услуги по установленному оспариваемым постановлением экономически необоснованному тарифу, расчет которого произведен с превышением предельного максимального уровня, установленного ФАС России.
В судебном заседании представители ПАО «Архангельская сбытовая компания» Павлова С.В. и Садков А.В. исковые требования поддержали.
Представитель агентства по тарифам и ценам Архангельской области Главацкая А.Н. в судебном заседании просила прекратить производство по делу в связи с отменой оспариваемого нормативного правового акта.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» Кононов А.Н. поддержал ходатайство агентства о прекращении производства по делу.
Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора Подчередниченко О.С., полагавшего производство по делу прекратить, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2004 № 123 утверждены Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно п. 2 которого органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения, является Федеральная антимонопольная служба.
Приказом ФАС России от 21.03.2017 № 372/17 постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.12.2016 № 71-э/6 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области» и от 12.01.2017 № 1-э/2 «О внесении изменений в некоторые постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области» отменены с 01 апреля 2017 года.
С настоящим административным иском ПАО «Архангельская сбытовая компания» обратилось в суд 08 августа 2017 года, т.е. после отмены указанных постановлений агентства по тарифам и ценам Архангельской области Федеральной антимонопольной службой России.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт отменен и на момент обращения в суд перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, производство по делу должно быть прекращено.
Доводы административного истца о наличии в арбитражном суде Архангельской области споров с ПАО «МРСК Северо-Запада» по взысканию задолженности за услуги по передаче электрической энергии за период с 01 января по 31 марта 2017 года не являются основанием для рассмотрения дела по существу, поскольку вопросы применения надлежащего тарифа при рассмотрении данных споров будут решаться арбитражным судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 214, 194-195 КАС РФ, суд
о п р е д е л и л:
Производство по административному делу по административному исковому заявлению ПАО «Архангельская сбытовая компания» о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 декабря 2016 года № 71-э/6 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области» (в редакции постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12 января 2017 года № 1-э/2) прекратить.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по административному спору о том же предмете не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения путем подачи частной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко