Судья <данные изъяты> №33-268/2020
Дело №2-4048/2019
(****)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 февраля 2020 года гор. Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
председательствующего: Сладковской Е.В.
судей: Спесивцевой С.Ю., Дмитриевой Ю.М.
при секретаре: Шевчук В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области на решение Псковского городского суда Псковской области от 26 ноября 2019 года, которым постановлено:
Иск Васильевой Ю.М. к Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области о взыскании задолженности денежного содержания за период нахождения в ежегодных отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области в пользу Васильевой Ю.М. денежное содержание на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в общем размере 42 437 рублей 90 копеек, компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, отказав во взыскании расходов на оформление доверенности.
Выслушав доклад судьи Дмитриевой Ю.М., объяснение представителя ответчика Демич М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильева Ю.М. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы№1 по Псковской области (далее Инспекция) о взыскании денежного содержания за период нахождения в ежегодных отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование иска указала, что в период с 14.12.1995 по 22.10.2019 состояла с ответчиком в трудовых отношениях, в последней занимаемой должности <данные изъяты>
В периоды с 10.12.2018 по 12.12.2018, с 13.12.2018 по 22.12.2018, с 01.07.2019 по 30.07.2019, с 16.09.2019 по 20.09.2019 предоставлялись оплачиваемые ежегодные отпуска.
При предоставлении отпусков за указанные периоды, а также при выплате компенсации за неиспользованный отпуск в связи с увольнением, в расчет среднего заработка для оплаты денежного содержания не включены выплаченные средства материального стимулирования, в связи с чем истец просит суд взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области денежное содержание на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за период с 10.12.2018 по 12.12.2018 в размере 2743,08 руб., с 13.12.2018 по 22.12.2018 - 9143,60 руб., с 01.07.2019 по 30.07.2019 - 25347,35 руб., с 16.09.2019 по 20.09.2019 - 4533,48 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 670,39 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб., на оплату оформления доверенности - 1400 руб.
Истец, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, воспользовался правом ведения дела через представителя в порядке ст. 48 ГПК РФ.
Представитель истца Канаева Э.Ф. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика иск не признал. Указав, что в состав денежного содержания истца, средства материального стимулирования не входили, поэтому оснований для включения этих сумм в расчет не имелось. Служебным контрактом, заключенным с истцом, указаны составляющие денежного содержания гражданского служащего, в которое не включены средства материального стимулирования. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № (****) касается распределения средств материального стимулирования только в 2014 г. Кроме того, не представлены доказательства, подтверждающие причинение работодателем нравственных страданий в связи с неполучением в период трудовых отношений денежных сумм, в связи с чем требование о взыскании компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению, требование о взыскании судебных расходов - чрезмерным, не соответствующим принципу разумности о допустимости, расходы на оформление нотариальной доверенности - не подлежащими удовлетворению, так как доверенность выдана представителю не на участие в конкретном деле.
Судом постановлено вышеназванное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене постановленного судом решения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 №562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Никакие иные премии, как средства материального стимулирования не предусмотрены указанными нормами и, соответственно, не могут учитываться при исчислении денежного содержания гражданского служащего. Средства материального стимулирования, выплачиваемые гражданским служащим за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не предусмотрены пунктом 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и не могут учитываться при расчете денежного содержания. Кроме того, полагает несостоятельной ссылку суда на постановление Правительства РФ от 27.03.2014 №238-7, действующего только в 2014г. Так же обращает внимание на то, что в письме Минфина от 15.07.2014 указано, что формирование оплаты труда гражданских служащих должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением №238-7, однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие формирование фонда оплаты труда Инспекцией с учетом дополнительных средств материального стимулирования. Апеллянт также считает завышенными взысканные судом суммы компенсации морального вреда в 4000 руб., размер которого не обоснован истцом, а также расходов на оплату услуг представителя.
В возражениях на апелляционную жалобу Васильева Ю.М. выражает согласие с постановленным решением суда.
В судебное заседание суда первой инстанции не явилась истец Васильева Ю.М., уведомленная о рассмотрении дела надлежащим образом.
С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает необходимым рассмотреть дело в отсутствие истца.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом представленных сторонами по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, руководствуясь статьями 14, 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Постановления Правительства РФ от 06 сентября 2007 года N 562, Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", положениями Постановления Правительства РФ от 27 марта 2014 года N 238-7, разъяснениями Письма Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, пришел к выводу о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда, входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем должно учитываться при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, денежной компенсации за неиспользованные отпуска.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованными.
Судом установлено, что Васильева Ю.М. в период с 14.12.1995 по 22.10.2019 осуществляла трудовую деятельность в Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области, в период с 12.08.2016 до фактического прекращения трудовых отношений - в должности <данные изъяты> (л.д. 22-28).
В соответствии с п.п. 9-13 служебного контракта от 12.08.2016 гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки за выслугу лет, ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных задач, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Гражданскому служащему предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день (л.д. 39-42).
Предоставление Васильевой Ю.М. в периоды с 10.12.2018 по 12.12.2018, с 13.12.2018 по 22.12.2018, с 01.07.2019 по 30.07.2019, с 16.09.2019 по 20.09.2019 ежегодных оплачиваемых отпусков подтверждено соответствующими приказами работодателя, при расчете которых не учитывались выплаченные истцу суммы материального стимулирования.
При увольнении Васильевой Ю.М. выплачена компенсация неиспользованного отпуска также без учета полученных ею сумм материального стимулирования.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
Из ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ следует, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила).
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ порядок, формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
В силу п. 8 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763, фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года N 601, в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято Постановление Правительства РФ от 27 марта 2014г. N 238-7, предусматривающее в 2014г. объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Аналогичные постановления принимались Правительством РФ за период 2015-2019 гг.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В связи с чем суд правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленного требования о взыскании денежного содержания за период нахождения в ежегодных отпусках, расчет которого проверен судом и не оспорен ответчиком.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что выплаты материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверхустановленного фонда оплаты труда не входят в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России, поскольку не являются гарантированными государством выплатами и осуществляются в зависимости от наличия средств федерального бюджета, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
Разрешая заявленные требования относительно взыскания компенсации морального вреда, с учетом требований статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции оценил сложившиеся правоотношения, фактические обстоятельства дела, нравственные страдания в связи бездействием представителя нанимателя по выплате полагавшейся истцу сумм, с учетом требований разумности и справедливости, снизил заявленный размер компенсации морального вреда с 10000 руб. до 4000 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что Васильевой Ю.М. не обоснован размер компенсации морального вреда, не является основанием, влекущим отмену судебного акта в указанной части, поскольку невыплата причитающихся истцу денежных средств связана с нравственными переживаниями. Определенный судом размер компенсации морального вреда - 4000 руб. отвечает требованиям разумности и справедливости, связи с чем оснований для его снижения, судебная коллегия не усматривает.
Разрешая заявленные требования о компенсации расходов на оплату услуг представителя, суд пришел к выводу, что с учетом конкретных обстоятельств дела, с ответчика подлежат взысканию указанные расходы в полном размере в сумме 15000 руб.
Судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда в указанной части, поскольку определенный судом размер судебных расходов связан с длительностью разрешения спора, объемом защищаемого права, временными затратами представителя на формирование позиции по делу и участию в судебном заседании, ценового характера предоставляемых аналогичных услуг в городе Пскове, с учетом критерием разумности и справедливости.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 26 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Сладковская
Судьи: С.Ю. Спесивцева
Ю.М. Дмитриева