Решение по делу № 2-254/2023 от 08.06.2023

Дело № 2-254/2023

УИД 21RS0014-01-2023-000218-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2023 года п. Урмары

Урмарский районный суд Чувашской Республики

В составе:

председательствующего судьи Калининой Л.А.,

при секретаре судебного заседания КСГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики к ВНП о возврате денежных средств

УСТАНОВИЛ:

Казенное учреждение Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты населения Чувашской Республики (далее КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии) обратилось в суд с иском к ВНП о взыскании единовременной денежной выплаты перечисленной на основании социального контракта по мероприятию, направленному на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 250 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с (дата) по (дата) в размере 4109,59 руб., далее по день фактического погашения основного долга из расчета 51,37 руб. за каждый день просрочки начиная с (дата)

Исковые требования мотивированы тем, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от (дата) "Об утверждении Порядка оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта" (диапазон действия с (дата) по (дата)) утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается постоянно или преимущественно проживающим на территории Чувашской Республики малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Чувашской Республике, и зарегистрированы в качестве малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан.

ВНП, (дата) года рождения, зарегистрированный по адресу: Чувашская Республика, (адрес изъят), (дата) обратился в отдел социальной защиты населения (адрес изъят) КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Он заполнил лист собеседования от (дата), в который также вносится информация со слов заявителя о проблемах семьи, возможностях выхода ее из трудной жизненной ситуации, предоставил справку о регистрации семьи ВНП в качестве малоимущей от (дата) на период с (дата) по (дата), копию паспорта, бизнес план по осуществлению предпринимательской деятельности «Грузовые перевозки». (дата) была разработана программа социальной адаптации. (дата) документы ВНП при его участии были рассмотрены на межведомственной комиссии. На основании представленных документов на межведомственной комиссии (дата) с ВНП был заключен социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности № б/н с назначением государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 000 руб. на период с (дата) по (дата) Также ВНП оформил обязательство от (дата) о том, что он подтверждает намерение направить единовременную денежную выплату для потребностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест; обязуется осуществлять предпринимательскую деятельность (возглавлять крестьянское (фермерское) хозяйство) в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и/или Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в течение не менее 36 месяцев со дня заключения социального контракта в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2014 г. N 210 "Об утверждении Порядка оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта"; возвратить единовременную денежную выплату в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства) ранее 36 месяцев с даты заключения социального контракта в полном объеме; дает согласие в течение 36 месяцев со дня заключения социального контракта на осуществление Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики, органами государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики проверок соблюдения условий, целей и порядка использования единовременной денежной выплаты в рамках социального контракта.

(дата) Инспекция Федеральной налоговой службы по (адрес изъят) зарегистрировала ВНП в качестве индивидуального предпринимателя. Платежным поручением от (дата) согласно реестру от (дата) Учреждением на расчетный счет ВНП, открытый в ФИО1 отделении ПАО Сбербанк (адрес изъят) , была перечислена единовременная денежная выплата в размере 250 000 руб. Согласно бизнес плану ВНП планировал оказывать услуги по перевозке грузов. В период действия социального контракта он должен был приобрести автомобиль и представить в Отдел подтверждающие документы, а также ежемесячно представлять в Отдел сведения (документы), подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации.

В период действия социального контракта ВНП по договору купли-продажи от (дата) купил у ПАП транспортное средство ГАЗ 3302 2004 года выпуска за 290000 руб. Автомобиль был поставлен на учет в ГИБДД (дата)

В последующем в ходе осуществления контроля за исполнением социального контракта, который Отдел имеет право осуществлять в течении 36 месяцев (дата) Отделу стало известно из информации представленной из ГИБДД в рамках межведомственного взаимодействия о том, что ВНП произвел отчуждение вышеуказанного автомобиля и за ним более транспортных средств не зарегистрировано.

Отдел письмом от (дата) уведомил ВНП о необходимости приобретения иного транспортного средства для выполнения условий программы адаптации в течении не менее 36 месяцев то есть с (дата) по (дата) и предоставить сведения в течении 30 дней.

В рамках межведомственного взаимодействия (дата) из ГИБДД получен ответ об отсутствии зарегистрированных за ВНП транспортных средств, т.е ВНП проигнорировал требования отдела.

Не представив подтверждающие документы и отчеты о выполнении программы социальной адаптации, ВНП тем самым нарушил условия социального контракта и обязательства.

В судебном заседании представитель истца КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии ИОР исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям и вновь привела их суду просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что ВНП должен был начать осуществлять предпринимательскую деятельность непосредственно после получения мер социальной поддержки в сумме 250000 руб. и отчитываться о выполнении программы социальной адаптации перед Центром предоставления мер социальной поддержки ежемесячно согласно утвержденному Кабинетом Министров ЧР Порядку предоставления мер социальной поддержки, однако эту свою обязанность он в течении всего срока социального контракта и по его завершению в течении 36 месяцев не выполнял. Документы о выполнении программы социальной адаптации он в Центр не представлял, несмотря на неоднократные требования. Транспортное средство для осуществления грузоперевозок ВНП было приобретено только за несколько дней до окончания срока социального контракта (дата) Опять-таки это было сделано ВНП после неоднократных требований работников отдела социальной защиты населения (адрес изъят) ЧР. Соответственно в 2021 году ВНП фактически предпринимательскую деятельность по грузоперевозкам не осуществлял. Никаких отчетов об осуществлении предпринимательской деятельности в 2021 г. ВНП не представлял. Таким образом, ВНП не выполнял свои обязательства о предоставлении ежемесячно сведений о выполнении им программы социальной адаптации, что является самостоятельным основанием для возврата им денежных средств полученных им в качестве мер социальной поддержки. КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии после окончания срока социального контракта еще в течении 36 месяцев имеет право осуществлять контроль за выполнением ВНП условий предоставления мер социальной поддержки. В 2022 г. ВНП так же в Отдел социальной защиты населения (адрес изъят) не представлял ежемесячно отчеты об осуществлении предпринимательской деятельности, хотя и обязан был продолжать это делать. На неоднократные устные требования начальника Отдела соцобеспечения ВНП не реагировал. В письменном виде такие требования ВНП отделом соцзащиты не направлялись, поскольку у них такой обязанности нет. Напротив ежеквартально представлять отчеты о своей деятельности это обязанность ВНП Отчеты о своей деятельности ВНП представил в КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки только в ноябре 2022 г. При этом данные, которые представил ВНП в КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» о доходах, полученных от предпринимательской деятельности разнятся с теми данными, которые он представил суду. В суде В заявил, что эта разница вызвана сделанной им корректировкой в связи с переходом на иной режим налогообложения как самозанятый, однако о переходе на самозанятость и о корректировке ВНП КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» и Отдел социальной защиты населения Урмарского района ЧР снова не уведомил, хотя был обязан это сделать. Действительно в 2022 г. ВНП осуществлял предпринимательскую деятельность, однако основной статьей его доходов явились доходы от строительных работ, а не доходы от грузоперевозок, на осуществление которых ему были оказаны меры социальной поддержки. В 2022 г. от грузоперевозок им получен доход всего 28700 руб., что свидетельствует о неэффективности данного вида деятельности и соответственно необходимости возврата денежных средств полученных в качестве меры социальной поддержки. Далее в ходе осуществления контроля за деятельностью ВНП (дата) было установлено, что он произвел отчуждение приобретенного им в рамках социального контракта транспортного средства. Как было установлено при рассмотрении гражданского дела это произошло (дата) Однако ВНП опять же в нарушение Порядка оказания государственной социальной помощи (п. 20) и условий социального контракта информацию об этом в КУ Центр предоставления мер социальной поддержки не представил. Вызывает сомнения так же тот факт, что машина ВНП была продана ее прежнему владельцу ПАП После того как факт отчуждения транспортного средства ВНП был установлен КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки населения» в порядке межведомственного взаимодействия, ему было направлено письмо о необходимости приобретения нового автомобиля для исполнения условий программы и о необходимости уведомления об этом Центра. Однако это письмо ВНП снова было проигнорировано. Как утверждал ВНП в судебном заседании после реализации данного автомобиля он приобрел другой автомобиль, однако никакой информации об этом ВНП, будучи обязанным, ежеквартально отчитываться о своей деятельности не представил. Не представил он такую информацию и после получения письма КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» с требованием о приобретении другого автомобиля взамен проданного и предоставлении об этом документов в Центр. О том, что ВВН до приобретения автомобиля о котором он предоставил информацию в КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» приобрел еще одну машину (дата) и о том, что данная машина до настоящего времени принадлежит ему он не сообщал. Данная автомашина за ВВН, как и приобретенная им в 2022 г. в ГИБДД не зарегистрирована за ВВН Указанные обстоятельства так же свидетельствуют о невыполнении ВНП условий социального контракта и необходимости возврата им полученных денежных средств. Если обратиться к сведениям о доходах ВНП за 2023 г. то из них видно, что фактически им предпринимательская деятельность по грузоперевозкам не осуществляется, при этом установлено, что ВНП с 2023 г. официально трудоустроен директором ПОУ «Урмарская автомобильная школа общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ России».

Представитель истца КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии СТГ. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям и вновь привела их суду просила иск удовлетворить. Суду дополнительно пояснила, что ВНП в течении срока действия социального контракта и после его завершения до истечения 36 месяцев в отдел социальной защиты населения Урмарского района ЧР о своей деятельности ежеквартально не отчитывался, отчеты представил только два раза (дата) и (дата) и только после ее неоднократных требований, произвел отчуждение транспортного средства, о чем не уведомил, после направления письма о необходимости приобретения другого транспортного средства для осуществления предпринимательской деятельности проигнорировал это письмо транспортное средство не купил и сведения о приобретении другого транспортного средства не представил.

Ответчик ВНП в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что он условий предоставления мер социальной поддержки не нарушал. В рамках социального контракта он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, приобрел транспортное средство и до настоящего времени осуществляет предпринимательскую деятельность по грузоперевозкам. О том, что он должен ежемесячно отчитываться перед КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» о своей деятельности его никто не уведомлял. В рамках социального контракта он приобрел автомашину ГАЗ 3302 2004 года выпуска в июне 2021 г. у КАВ, однако на учет в ГИБДД поставить ее не смог по причине нечитаемости номеров кузова и двигателя. Им была произведена экспертиза по данным номерам, о чем имеется заключение, однако машину в ГИБДД у него все равно не регистрировали. В суд он не обращался по этому вопросу по причине отсутствия времени. Отсутствие регистрации автомашины в ГИБДД не лишает его права собственности на указанный автомобиль. Он до настоящего времени осуществляет деятельность по грузоперевозкам на указанной автомашине. О приобретении указанной автомашины он сообщил в отдел социальной защиты Урмарского района ЧР, однако начальник отдела ему сказала, что информацию о данной машине в рамках исполнения социального контракта она учесть не может, поскольку автомашина должна быть зарегистрирована по их правилам в ГИБДД, одного договора купли продажи не достаточно. По этой причине он (дата) приобрел еще одну автомашину ГАЗ 3302 2004 года выпуска у ПАП, которую поставил на учет в ГИБДД и сообщил о заключении договора купли продажи и регистрации машины в ГИБДД в Отдел социальной защиты населения Урмарского района ЧР. Данная информация у него была принята. В последующем данную автомашину он вернул обратно продавцу ПАП по причине ее многочисленных неисправностей. Возврат был оформлен договором купли-продажи. ПАП вернул ему деньги. В целях исполнения условий контракта он решил купить еще одну автомашину и (дата) заключил договор купли-продажи автомашины ГАЗ 33021, 1994 года выпуска с КНВ, однако данную автомашину он снова не смог зарегистрировать в ГИБДД по причине переваренной рамы. О приобретении данной автомашины он даже не сообщил в отдел соцзащиты, так как знал, что без регистрации в ГИБДД информацию о данной машине у него снова не примут. Таким образом в настоящее время у него на праве собственности имеется две грузовых Газели, которые в ГАИ не зарегистрированы, однако это не лишает его права собственности на данные автомобили в соответствие со ст. 218 ГК РФ. Таким образом, он никаких условий социального контракта не нарушал.

Третье лицо Министерство труда и социальной защиты ЧР, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, просило рассмотреть дело без участия их представителя, о чем представило суду заявление.

Выслушав пояснения представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2014 года N 210 "Об утверждении Порядка оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта" утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта (далее Порядок). Применяется редакция постановления от 16.01.2020 г. (диапазон действия с 27.01.2020 г. по 06.10.2020 г.)

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается постоянно или преимущественно проживающим на территории Чувашской Республики малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Чувашской Республике, и зарегистрированы в качестве малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан.

Под независящими от граждан (семей) причинами понимаются объективные причины, вследствие которых граждане (семьи) имеют среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в Чувашской Республике (признание гражданина в установленном порядке безработным; отсутствие доходов от трудовой деятельности у лица, занимающегося уходом за ребенком в возрасте до полутора лет; подтвержденная в установленном порядке инвалидность I или II группы; смерть кормильца; стихийные бедствия, техногенные катастрофы; вооруженные конфликты, террористические акты).

Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется гражданам в виде денежной выплаты (социальных пособий, субсидий и других выплат); натуральной помощи (топлива, продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов и других видов натуральной помощи) и направлена на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, являющейся приложением к социальному контракту, которые предусматривают мероприятия: по поиску работы; по прохождению профессионального обучения или получению дополнительного профессионального образования; по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Финансирование расходов, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующий год, предусматриваемых на указанные цели, а также за счет субсидий из федерального бюджета.

Денежная выплата гражданам, заключившим социальный контракт по мероприятию направленному на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности осуществляется единовременно в размере затрат на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с заключением межведомственной комиссии, но не более 250 000 рублей на одного предпринимателя (п. 3.4.3. Порядка, диапазон действия: с (дата) по (дата) ).

Согласно п. 4. Порядка для оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта заявитель обращается в отдел казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики по месту жительства или месту пребывания (далее соответственно Отдел) либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи. Заявление должно содержать письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи заявителя на заключение социального контракта и на проверку предоставленных заявителем сведений.

При подаче заявления заявитель предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.

При личном обращении в Отдел с заявителем заполняется лист собеседования. Заявителю выдается расписка-уведомление о приеме (регистрации) заявления. При проведении дополнительной проверки путем обследования материально-бытовых условий проживания заявителя составляется акт обследования материально-бытовых условий проживания.

Отдел на основании заявления, листа собеседования и акта обследования материально-бытовых условий проживания (при наличии) с участием заявителя разрабатывает проект программы социальной адаптации и готовит проект социального контракта.

Программой социальной адаптации предусматриваются обязательные для реализации заявителем мероприятия. К таким мероприятиям могут относиться активный поиск работы при посредничестве органов государственной службы занятости населения, получение государственных услуг в сфере занятости населения (профессиональная ориентация, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование), участие в общественных работах, временной занятости, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства и иные мероприятия, направленные на преодоление заявителем трудной жизненной ситуации.

Заявление, лист собеседования, акт обследования материально-бытовых условий проживания (при наличии), а также проекты программы социальной адаптации и социального контракта рассматриваются на заседании межведомственной комиссии, которая образуется с участием Отдела, органов государственной службы занятости населения, органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и иных заинтересованных органов и организаций.

Межведомственная комиссия не позднее чем через 10 дней со дня регистрации заявления дает заключение о возможности (невозможности) оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта. В заключении указываются вид, объем и срок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (п. 13 Порядка).

На основании заключения межведомственной комиссии Отдел принимает решение о назначении (отказе в назначении) государственной социальной помощи на основании социального контракта и не позднее чем через 15 дней со дня регистрации заявления в письменной форме направляет заявителю уведомление о принятом решении.

В случае принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта начальником Отдела и заявителем подписываются социальный контракт и прилагаемая к нему программа социальной адаптации, составленные с учетом заключения межведомственной комиссии. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации.

При наличии уважительных причин, независящих от заявителя и препятствующих выполнению мероприятий его программы социальной адаптации, срок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта продлевается решением Отдела на основании соответствующего заключения межведомственной комиссии.

Заявитель обязан известить Отдел об изменениях обстоятельств, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи на основании социального контракта, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений (п. 20 Порядка).

В соответствии с п. 22 Порядка заявитель ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Отдел отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий программы социальной адаптации.

Отдел осуществляет мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта путем сопровождения социального контракта и контроля выполнения программы социальной адаптации на всех этапах выполнения социального контракта, проведения оценки его эффективности.

Отдел не позднее чем за один месяц до даты завершения срока действия социального контракта готовит заключение о достаточности предпринятых мер по выводу заявителя (семьи заявителя) из трудной жизненной ситуации или необходимости продления срока действия социального контракта (в случае его заключения на период до 12 месяцев) либо заключения нового социального контракта по текущему или новому направлению; по итогам завершения срока действия социального контракта готовит оценку преодоления заявителем (семьей заявителя) трудной жизненной ситуации; проводит мониторинг условий жизни заявителя (семьи заявителя) в течение трех лет с даты завершения срока действия социального контракта.

Перечисление денежной выплаты на основании социального контракта гражданам осуществляются Учреждением на основании заявок на кассовый расход и списков (реестров) граждан с лицевого счета, открытого в Минфине Чувашии, на лицевые счета граждан, открытые ими в кредитных организациях не позднее пяти рабочих дней со дня представления следующих документов: на основании информации из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и обязательства заявителя заниматься предпринимательской деятельностью, возглавлять крестьянское (фермерское) хозяйство не менее 36 месяцев со дня заключения социального контракта.

В силу п. 25 Порядка Отдел в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случаях: отказа заявителя от заключения социального контракта; установления Отделом факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений; невыполнения заявителем условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; увольнения заявителя с рабочего места, на которое он трудоустроился в период действия социального контракта, за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации; выезда заявителя (его семьи) на новое место жительства за пределы Чувашской Республики.

Прекращение оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть обжаловано заявителем в Минтруд Чувашии и (или) в суде в установленном законодательством российской федерации порядке.

В соответствии с п. 3.2 Социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (приложение № 5 Порядка) получатель обязан: зарегистрироваться в установленном законодательством РФ порядке для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, приобрести в период действия социального контракта основные средства для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и представить в Отдел подтверждающие документы. Осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта с предоставлением соответствующих сведений в отдел центра предоставления мер социальной поддержки, предпринять действия, направленные на сохранение здоровья, уведомить отдел центра предоставления мер социальной поддержки о прекращении предпринимательской деятельности, возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, предоставлять по запросу Отдела центра предоставления мер социальной поддержки сведения об осуществлении предпринимательской деятельности в течении трех лет с даты завершения срока действия социального контракта.

Согласно п. 2.2 Социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (приложение № 5 Порядка) Отдел обязуется: осуществлять ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств получателем условий социального контракта, взыскать денежные средства, использованные Получателем не по целевому назначению, в случае неисполнения Получателем условий социального контракта.

Таким образом, для осуществления Отделом ежемесячного контроля выполнения гражданином условий социального контракта, гражданин обязан предоставлять в Отдел документы и сведения, подтверждающие выполнение условий контракта.

Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляют Минтруд Чувашии и органы государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Как следует из материалов дела, (дата) ВНП, (дата) года рождения, обратился в отдел социальной защиты населения Урмарского района КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предоставив необходимые документы.

(дата) была разработана программа социальной адаптации. (дата) документы ВНП при его участии были рассмотрены на межведомственной комиссии.

(дата) с ВНП был заключен социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности без номера с назначением государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 000 руб. на период с (дата) по (дата).

(дата) ВНП оформил обязательство о том, что он подтверждает намерение направить единовременную денежную выплату для потребностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест; обязуется осуществлять предпринимательскую деятельность (возглавлять крестьянское (фермерское) хозяйство) в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и/или Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в течение не менее 36 месяцев со дня заключения социального контракта в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от (дата) N 210 "Об утверждении Порядка оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта"; возвратить единовременную денежную выплату в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства) ранее 36 месяцев с даты заключения социального контракта в полном объеме; дает согласие в течение 36 месяцев со дня заключения социального контракта на осуществление Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики, органами государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики проверок соблюдения условий, целей и порядка использования единовременной денежной выплаты в рамках социального контракта.

(дата) Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары зарегистрировала ВНП в качестве индивидуального предпринимателя.

Платежным поручением от (дата) Учреждением на расчетный счет ВНП была перечислена единовременная денежная выплата в размере 250 000 руб.

Согласно ТЭО индивидуально-предпринимательской деятельности ВНП планировал приобрести б/у автомобиль «Газель». В период действия социального контракта он должен был приобрести автомобиль и представить в Отдел подтверждающие документы, а также ежеквартально представлять в Отдел сведения (документы), подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации.

В период действия социального контракта ВНП по договору купли-продажи от (дата) купил у ПАП транспортное средство ГАЗ 3302 2004 года выпуска за 290000 руб. Автомобиль был поставлен на учет в ГИБДД (дата) Отчет о приобретении транспортного средства ВНП представлен в отдел социальной защиты населения только (дата) т.е. уже по истечении срока действия социального контракта.

(дата) ВНП произвел отчуждение транспортного средства, приобретенного в рамках мероприятий программы социальной адаптации, а именно продал транспортное средство ГАЗ 3302 2004 года выпуска по договору купли-продажи от (дата) его прежнему владельцу ПАП При этом реализация автомобиля повлекла за собой нарушение условий социального контракта а именно невозможность продолжения осуществления предпринимательской деятельности в виде грузоперевозок ввиду отсутствия основного средства, а именно транспортного средства для осуществления грузоперевозок.

Более того в нарушение п. 20 Порядка оказания государственной социальной помощи и условий социального контракта ВНП не представил в Отдел социальной защиты населения Урмарского района ЧР сведения об отчуждении транспортного средства приобретенного в рамках реализации программы социальной адаптации в течении двух недель со дня наступления указанного изменения.

О факте отчуждения транспортного средства Отделу социальной защиты населения стало известно в ходе осуществления контроля за исполнением социального контракта, который Отдел имеет право осуществлять в течении 36 месяцев (дата) из информации представленной из ГИБДД в рамках межведомственного взаимодействия.

На требование Отдела изложенного в письме от (дата) о необходимости приобретения иного транспортного средства для выполнения условий программы адаптации в течении не менее 36 месяцев то есть с (дата) по (дата) и предоставить сведения в течении 30 дней ВНП не отреагировал.

Кроме того судом установлено, что ВНП в течении срока действия социального контракта и по его завершению в течении 36 месяцев не выполнял свои обязанности в рамках социального контракта в виде ежеквартального представления в Отдел отчетов о выполнении программы социальной адаптации и информации о ведении предпринимательской деятельности. Такая информация ВНП в течении срока действия социального контракта была представлена лишь единожды (дата) и по истечении срока действия социального контракта но в период 36 месяцев по его завершению, также только один раз (дата)

Не сообщив об изменении обстоятельств являющихся основанием для продолжения оказания ему социальной помощи т.е. об отчуждении транспортного средства, не представив подтверждающие документы на приобретение другого транспортного средства в целях продолжения осуществления предпринимательской деятельности и выполнения программы социальной адаптации и не представляя отчеты о выполнении программы социальной адаптации, и информацию об осуществлении предпринимательской деятельности ВНП тем самым нарушил Порядок предоставления государственной социальной помощи, условия социального контракта и принятые на себя в связи с заключением данного контракта и получением мер социальной поддержки обязательства.

При изложенных обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика денежных средств в размере 250 000 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика ВНП о том, что он условия социального контракта и программы социальной адаптации не нарушал, мотивированные тем, что он продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность по грузоперевозкам с использованием двух других имеющихся у него в собственности автомашин, не зарегистрированных в ГИБДД, информацию о наличии которых у него в собственности Отдел социальной защиты населения КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» к учету в качестве доказательств выполнения им условий социального контракта не принимает, по причине отсутствия регистрации машин в ГИБДД, суд считает необоснованными по следующим основаниям.

Действительно право собственности на транспортное средство, как движимую вещь, возникает не с момента регистрации транспортного средства в органах ГИБДД, а с момента его передачи, что предусмотрено ч. 1 ст. 223 ГК РФ.

Между тем регистрация транспортных средств в органах ГИБДД носит учетный характер и обуславливает допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.

Так согласно п. 1 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от (дата) механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке запрещено. За нарушение указанного запрета установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 12.1 КоАП РФ.

    Более того согласно п. 11 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от (дата) запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

Как установлено судом со слов ответчика ВНП транспортные средства, принадлежащие ему на праве собственности, автомашина ГАЗ 3302 2004 года выпуска WIN , приобретенная по договору купли-продажи от (дата) у КАВ и автомашина ГАЗ 33021 1994 года выпуска , приобретенная по договору купли-продажи от (дата) у КНВ не могут быть им зарегистрированы в ГИБДД по причине первая не читаемости номеров кузова и двигателя, вторая по причине иной рамы.

Указанные обстоятельства, а именно не читаемость иными словами скрытость номеров кузова и двигателя, наличие иной рамы, в силу п. 11 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от (дата) являются препятствием для эксплуатации названных транспортных средств и соответственно они в силу закона не могут быть использованы ВНП при осуществлении предпринимательской деятельности по грузоперевозкам. Соответственно принадлежность указанных автомобилей на праве собственности ответчику не свидетельствует о выполнении им условий социального контракта.

В соответствии со ст. 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения. На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

В силу п. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Из разъяснений, содержащихся в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", следует, что сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.

Размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с (дата) по (дата) составляет 4109,59 руб.

Расчет процентов по правилам статьи 395 ГК РФ

Задолженность,
руб.

Период просрочки

Процентная
ставка

Дней
в
году

Проценты,
руб.

c

по

дни

[1]

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[1]*[4]*[5]/[6]

250 000

13.03.2023

31.05.2023

80

7,50%

365

4 109,59


Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами за период с (дата) по (дата) в размере 4109,59 руб., далее проценты с (дата), начисленные на сумму долга, исходя из ключевой ставки Банка России, по день фактической уплаты суммы долга.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты государственной пошлины, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части иска.

В силу требований ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 5 741,10 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать ВНП, (паспорт ) в пользу Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (ИНН ) денежную выплату, перечисленную на основании социального контракта по мероприятию, направленному на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 250 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с (дата) по (дата) в размере 4109,59 руб., далее с (дата), начисленные на сумму долга, исходя из ключевой ставки Банка России, по день фактической уплаты суммы долга.

Взыскать ВНП (паспорт ) в доход местного бюджета госпошлину в размере 5 741 (Пять тысяч семьсот сорок один) руб. 10 коп.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 25 июля 2023 г. через Урмарский районный суд Чувашской Республики.

Судья Л.А. Калинина.

2-254/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Казенное учреждение Чувашской Республики " Центр предоставления мер социальной поддкржки" Министерства труда и социальной защиты
Ответчики
Васильев Николай Петрович
Другие
Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики
Суд
Урмарский районный суд Чувашии
Судья
Калинина Л.А.
Дело на сайте суда
urmarsky.chv.sudrf.ru
08.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2023Передача материалов судье
09.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее