Дело № 2-2063/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11июля 2018 года г.Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула в составе:
председательствующего: Малешевой Л.С.,
при секретаре: Ищенко М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Твердохлеб ФИО11, Поповой ФИО12, Федоровой ФИО13 к Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о признании права, уточнив требования, просят признать за Твердохлеб О.В., Поповой Е.В., Федоровой А.С. право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - паводка от сильных дождей в мае-июне 2014 года на территории ...., из расчета площади утраченного жилого помещения.
В обоснование исковых требований указывают, проживали в микрорайне Затон по .... в ..... Жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности Твердохлеб О.В. (1/5 доли), совместно с ней в указанном доме зарегистрированы и проживают члены ее семьи Попова Е.В., Федорова А.С. Жилой дом пострадал в результате паводка в мае – июне 2014 года на территории ...., поврежден. Решением Центрального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным заключение межведомственной комиссии о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки жилого дома. После вступления в силу судебного акта в конечном итоге дом был на основании Распоряжения администрации .... признан непригодным для проживания использования по целевому назначению. Истцы были внесены в списки на получение жилищного сертификата как граждане, жилье которых было разрушено в результате чрезвычайных обстоятельств или стихийных бедствий, имеющих право на получение нового жилья на основании ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». До настоящего времени государственный жилищный сертификат истцам выдан не был. В письме КЖКХ .... рекомендовано обратиться в судебные органы с целью защиты своих интересов о признании права на получение ГЖС с указанием обоснования размера его площади. Данный ответ послужил для истцов основанием для обращения с настоящим иском в суд. Просят признать за Твердохлеб О.В. и членами ее семьи Поповой Е.В. и Федоровой А.С. право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате паводка в мае-июне 1\2014 года на территории .... из расчета площади утраченного жилого помещения 41,6 кв.м.
В судебном заседании истец Твердохлеб О.В., Федорова А.С. на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в иске. Твердохлеб О.В. пояснила, что просят предоставить сертификат из расчета площади утраченного помещения 41.6 кв.м, поскольку это общая площадь утраченного помещения, другим сособственникам в предоставлении государственного жилищного сертификата решением суда было отказано.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В письменном отзыве представитель ответчика Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, просят в удовлетворении требований отказать.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В мае – июне 2014 года в отдельных районах г. Барнауле Алтайского края сложилась ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Постановлением администрации Алтайского края №245 от 29.05.2014 года на территории Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (в редакции Постановления Правительства РФ от 12.03.2015 №213) государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого, утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
В силу пункта 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 № 982, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.
Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденный во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 № 561 МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10.07.1995, предусматривает, что для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации должны быть представлены в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (п. 3 Порядка).
Из изложенного следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Признание права на получение государственного жилищного сертификата рассматривает межведомственная комиссия в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий». Данные межведомственные комиссии утверждены на уровне муниципальных образований.
Согласно гл. 4 "Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", утвержденных приказом МЧС России 03.10.2014 №2-4-87-24-7, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда. Комиссия на основании заявления собственника помещения или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение непригодным (пригодным) для проживания.
На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти, орган местного самоуправления составляет список (реестр) домов, признанных непригодными для проживания и издает распоряжение о признании домов непригодными для проживания.
После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 № 561.
Сформированный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов утверждается постановлением (распоряжением) главы местной администрации. Орган местного самоуправления направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации реестр домов, признанных непригодными для проживания, и список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в соответствии с принятыми муниципальными правовыми актами.
Вопрос о предоставлении государственного жилищного сертификата гражданам на основании судебных решений может быть впоследствии рассмотрен, если дом был первоначально созданной комиссией признан непригодным для проживания.
Согласно п. 6-8 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.101995 №982, выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ осуществляется Министерством Финансов РФ на основании решения Правительства РФ, подготовленного МЧС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация и направляется в МЧС России, которое после согласования списка направляет его в Минфин РФ для последующего погашения сертификатов.
На уровне Алтайского края уполномоченным органом исполнительной власти по работе с государственными сертификатами, выдаваемыми гражданам, лишившимся жилого помещения в результате стихийных бедствий, согласно постановлению администрации Алтайского края от 15.04.2009 №158 определено Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края (в настоящее время – Минстройтранс Алтайского края). В полномочия указанного органа входит составление сводного списка граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании установлено, что Твердохлеб О.В. является собственником 1/5 долей в праве собственности на жилой дом по ...., мкр. Затон в .... края. Кроме того по 1/5 доли в праве собственности на указанное жилое помещение принадлежит ФИО9, ФИО6, ФИО4, Тен ФИО7 собственности на жилой дом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
.... утраченного жилого дома составляет 41,60 кв.м.
В указанном жилом доме на момент паводка 2014 года были зарегистрированы все истцы, что подтверждается представленными в материалы дела копией домовой книги, фактически проживали в доме Твердохлеб О.В Попова Е.В., Федорова А.С. Иных жилых помещений на праве собственности или ином праве у истцов не имеется.
В качестве членов семьи сособственника, которые постоянно проживают и зарегистрированы в жилом помещении, в заявлении Твердохлеб О.В. указывает дочь – Попову Е.В., внучку – Федорову А.С. Родственные связи Твердохлеб с Поповой Е.В., как матери и дочери, а также Федоровой А.С. и Твердохлеб, как внучкой и бабушкой подтверждаются свидетельствами о рождении, документами Поповой Е.В. о смене фамилии- свидетельством о заключении брака.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 02.06.2016 признано незаконным заключение межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Барнаула при администрации г. Барнаула о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки жилого дома по ул. Затонская,4 в г. Барнауле с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.
Указанным решением Центрального районного суда г.Барнаула от 02.06.2016 в удовлетворении требований ФИО6, ФИО14 к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства ...., комитету жилищно-коммунального хозяйства .... о признании отказов незаконными, признании факта проживания и пользования, признании права на получение государственных жилищных сертификатов, возложении обязанности по включению в список на получение сертификатов, возложении обязанности по выдаче сертификатов, отказано в полном объеме.
Постановлением администрации .... № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, на получение государственного жилищного сертификата» подтверждается, что Твердохлеб О.В., Попова Е.В., Федорова А.С. включены в список на получение государственного жилищного сертификата.
Письмом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Твердохлеб О.В. сообщено о необходимости обращения в суд за защитой права, касающегося признания за ней права на получение государственного жилищного сертификата для получения государственного жилищного сертификата.
В связи с тем, что список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации сформирован без учета изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 12.03.2015 №213 в Постановление Правительства РФ от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» в части определения площади жилого помещения и круга указанных в нем лиц.
Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 12.03.2015 №213, вступили в силу 24.03.2015.
Поскольку список граждан, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, сформирован после указанной даты, суд приходит к выводу о том, что такие изменения распространяются и на истцов.
Право собственности Твердохлеб О.В. (в размере 1/5 доли) на утраченное жилое помещение имело место до возникновения чрезвычайной ситуации. Все истцы на момент чрезвычайной ситуации были зарегистрированы и проживали в спорном жилом помещении.
В связи с чем, в соответствии с новой редакцией Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» истцы Твердохлеб О.В., Попова Е.В., Федорова А.С. имеют право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку жилое помещение по .... в .... являлось для истцов единственным пригодным для проживания.
Истцам иные жилые помещения на каком-либо праве не принадлежат, что подтверждается представленными в материалы дела уведомлениями об отсутствии соответствующих сведений в ЕГРП.
С учетом изложенного, право на получение государственного жилищного сертификата имеют Твердохлеб О.В., Попова Е.В., Федорова А.С. из расчета площади утраченного жилого помещения 8,32 кв.м. (1/5 доли от общей площади утраченного помещения – пропорционально праву Твердохлеб О.В. на него) в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (в редакции Постановления Правительства РФ от 12.03.2015 №213). Такое право подлежит признанию за ними.
Доводы истцов о необходимости предоставления им жилого помещения, исходя из общей площади жилого помещения равного 41,6 кв.м., основаны на неверном толковании закона и удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.
В силу статьи 98 ГПК РФ суд взыскивает с Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в пользу Твердохлеб О.В. расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать за Твердохлеб ФИО11 и членами ее семьи Поповой ФИО12 и Федоровой ФИО13 право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, из расчета площади утраченного жилого помещения 8,32 кв.м.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в пользу Твердохлеб Ольги Васильевны расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Малешева Л.С.