Докладчик Евлогиева Т.Н. апелляционное дело № 33а-3465/2020
Судья: Николаев Г.А. адм.дело по первой инстанции 2а-Я-193/2020
УИД 21RS0014-02-2020-000191-19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2020 года гор. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,
судей Голубева А.В., Ленковского С.В.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению
Винникова Павла Васильевича к администрации Янтиковского района Чувашской Республики, администрации Шимкусского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия по предоставлению субсидии по программе «Молодая семья», обязании предоставить субсидию для строительства жилого дома по программе «Молодая семья», поступившее по апелляционной жалобе Винникова Павла Васильевича на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 22 июля 2020 года.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Винников П.В., действуя через представителя Михайлова И.Г., обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Янтиковского района Чувашской Республики, администрации Шимкусского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия по предоставлению социальной выплаты по программе «Молодая семья», возложении обязанности предоставить социальную выплату для строительства жилого дома по программе «Молодая семья».
Заявленные требования мотивировал тем, что в адрес администрации Янтиковского района Чувашской Республики им было написано заявление с просьбой предоставить социальную выплату на строительство жилого дома как молодой семье по программе «Жилище на 2015-2020 годы», однако по сегодняшний день социальная выплата не представлена. Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", административный истец полагает, что административные ответчики нарушают его право на получение указанной социальной выплаты, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Винников П.В. и его представитель Михайлов И.Г. административные исковые требования поддержали в полном объеме, по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика администрации Янтиковского района Чувашской Республики - Никитина И.П. просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель административного ответчика администрации Шимкусского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики Захаров П.И. административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Заинтересованные лица Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, будучи извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Решением Урмарского районного суда Чувашской Республики от 22 июля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Винникову П.В. отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, административный истец Винников П.В. подал апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований, придерживаясь доводов, изложенных в административном исковом заявлении.
Административным ответчиком администрацией Шимкусского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики на апелляционную жалобу Винникова П.В. представлены письменные возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Винников П.В., представитель истца Михайлов И.Г. апелляционную жалобу поддержали по доводам, в ней изложенным, и вновь привели их суду.
Административный ответчик администрация Янтиковского района, извещенный о дате и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, явку представителя на судебное заседание не обеспечил.
Остальные лица, участвующие в деле, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений следует, что судебные извещения, направленные в адрес административного ответчика и остальным лицам, участвующим в деле, заказной корреспонденцией вручены.
Кроме того, информация о дате и времени судебного заседания размещалась на официальном сайте Верховного Суда Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями части 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив решение в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения административного истца Винникова П.В., представителя административного истца Михайлова И.Г. поддержавших доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу п.п. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (п. 11).
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Рассматривая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии факта незаконного бездействия должностных лиц администрации Янтиковского района Чувашской Республики и администрации Шимкусского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики, выразившихся в непредоставлении Винникову П.В. социальной выплаты по программе «Молодая семья» для строительства жилого дома.
Судебная коллегия полагает указанные выводы районного суда соответствующими положениям материального права и основанными на обстоятельствах административного дела.
Действительно, оказание государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы предусмотрено в рамках мероприятий ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" вышеуказанной программы. В частности, предполагается предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения (в том числе по договору участия в долевом строительстве) или создание объекта индивидуального жилищного строительства (раздел III Особенностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"; п. п. 1,2 Приложения № 1 к Постановлению № 1050 (далее - Правила)).
Право на получение социальной выплаты в рамках целевой программы удостоверяется свидетельством, которое выдает орган местного самоуправления на основании решения о включении семьи в список участников мероприятий ведомственной целевой программы. Срок действия свидетельства - не более семи месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве (п.п.3-4 Правил).
Участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя - гражданина РФ и одного ребенка и более, соответствующая следующим требованиям (п. 6 Правил):
1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье (на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты) не превышает 35 лет;
2) у семьи есть доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
3) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку (далее - заявление о принятии на учет), поданных ими или их представителями по доверенности (далее - представитель) по месту своего жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным между многофункциональным центром и органом местного самоуправления в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (п. 4 Порядка ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров ЧР от 12.01.2006).
Формирование списков на получение социальной выплаты осуществляется из списков молодых семей - участников программы в той же хронологической последовательности, в которой каждая из нуждающихся в получении социальной выплаты молодая семья была поставлена на жилищный учет.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 и 19 настоящих Правил, и в 10- дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок (п. 21 Правил).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 28 Правил).
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, оповещает способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству (п. 29 Правил).
Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и предусмотренные Правилами документы (п. 31 Правил).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 19.01.2018 Винников П.В. обратился к главе Шимкусского сельского поселения с заявлением о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку (как молодая семья) и включении его семьи из 6 человек в состав участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (л.д.38, 39).
Постановлением администрации Шимкусского сельского поселения № 7 от 29.01.2018 Винников П.В. принят на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений (л.д.40).
Постановлением администрации Шимкусского сельского поселения № 8 от 30.01.2018 семья Винниковых включена в состав участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» как молодая семья из 6 человек (л.д.37).
Из представленного суду Списка молодых семей – участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Янтиковскому району на 2020 год следует, что семья Винниковых состоит под порядковым номером 11 (л.д.73-77).
Как было указано выше, согласно Правилам список молодых семей – участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления, и представляют эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.24 Программы).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы (п. 26 Правил).
Таким образом, в силу изложенных норм, право на получение социальной выплаты зависит не только от нуждаемости участника программы, соответствия его условиям программы, но и от количества участников, от объема финансирования, предусмотренного на эти цели.
Поскольку право молодой семьи Винниковых на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения не наступило, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что права административного истца не нарушены, администрацией Янтиковского района Чувашской Республики незаконного бездействия не допущено, правовые последствия, перечисленные в ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ для административного истца не наступили.
Таким образом, по доводам жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 22 июля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Винникова Павла Васильевича на указанное решение суда - без удовлетворения.
Настоящее определение, вступившее в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение шести месяцев со дня его принятия путем подачи кассационных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.Н. Евлогиева
Судьи: А.В. Голубев
С.В. Ленковский