88-8677/2020
УИД: 41RS0001-01-2019-002064-55
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 ноября 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К., Власенко И.Г.
с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневой С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Петропавловска-Камчатского в интересах Абрамова Алексея Семеновича к Краевому государственному казенному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», Министерству социального развития и труда Камчатского края о признании незаконными действий по удержанию выплаченных сумму ежемесячной денежной компенсации и недополученной части ежемесячной денежной компенсации
по кассационной жалобе представителя Министерства социального развития и труда Камчатского края
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 25 июня 2020 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., пояснения прокурора Плетневой С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора города Петропавловск-Камчатского в интересах Абрамова А.С. обратился в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее - КГКУ «Центр выплат»), Министерству социального развития и труда в Камчатском крае о признании незаконными действий по удержанию выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета, взыскании удержанной части аванса ежемесячной денежной компенсации и недополученной части ежемесячной денежной компенсации, указав, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Абрамова А.С. по вопросу соблюдения КГКУ «Центр Выплат» законодательства в сфере социальных прав граждан, в ходе которой установлено, что с 1 октября 2009 года Абрамов А.С. является получателем меры социальной поддержки по категории «инвалид», предоставляемой в виде ежемесячной денежной компенсации (далее - ЕДК) расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по месту его (Абрамова А.С.) жительства в <адрес>, составляющей 50 процентов указанных расходов. Вместе с тем, с ноября 2018 года выплата ежемесячной денежной компенсации производилась ответчиком Абрамову А.С. в размере 20 процентов регионального стандарта, - в пределах авансирования, а не в размере 50 процентов фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, как это предусмотрено нормами действующего федерального законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Более того, в 2018 году, получив сведения о фактическом объеме жилищно-коммунальных услуг, потребленных Абрамовым А.С. за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года, ответчик КГКУ «Центр выплат» выявил, что сумма ЕДК, выплаченная в этот период Абрамову А.С., значительно превышает фактические расходы истца по оплате жилищно-коммунальных услуг. Выявив несоответствие размера начисленных денежных компенсаций и размера мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, рассчитанных с учетом размера начисленной оплаты за жилищно-коммунальные услуги, ответчик в лице КГКУ «Центр выплат» произвел перерасчет размера денежных компенсаций за период с 1 января 2017 по 31 декабря 2018 года, по результатам которого установил факт переплаты Абрамову А.С. сумм ежемесячной денежной выплаты. В этой связи, из ежемесячной текущей компенсации, причитающейся Абрамову А.С., без получения на это его письменного согласия, ответчик КГКУ «Центр выплат» производил удержание излишне выплаченных денежных средств. Так, с октября 2018 года по февраль 2019 года КГКУ «Центр выплат» незаконно произведено удержание причитающегося Абрамову А.С. аванса ЕДК в сумме 2 870 рублей 47 копеек, а также с октября 2018 года по февраль 2019 года при поступлении сведений о фактических расходах Абрамова А.С. ответчик недоплатил ему ежемесячную денежную компенсацию в размере 2 870 рублей 47 копеек. Ссылаясь на добросовестную оплату Абрамовым А.С. жилищно-коммунальных услуг, наличия законного права последнего на компенсацию расходов на оплату таковых, отсутствие счетной ошибки при расчете ответчиком истцу ежемесячной денежной компенсации, прокурор полагал, что КГКУ «Центр выплат» неправомерно произведены перерасчет предоставленной Абрамову А.С. ежемесячной денежной компенсации за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года и удержание излишне выплаченных средств при последующих текущих выплатах компенсации.
Уточнив требования, просил суд:
- признать незаконными действия КГКУ «Центр выплат» по удержанию с Абрамова А.С. выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчёта за период с 1 января 2017 года по 31 октября 2018 года;
- взыскать с Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ «Центр выплат» в пользу Абрамова А.С. удержанную часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по август 2019 года в размере 5 359 рублей 75 копеек, а также недополученную ежемесячную денежную компенсацию за период с ноября 2018 года по март 2019 года в размере 4 042 рубля 72 копейки.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 05 ноября 2019 года исковые требования заместителя прокурора города Петропавловск-Камчатского в интересах Абрамова А.С. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 25 июня 2020 года, по апелляционному представлению прокурора г.Петропавловск-Камчатского, решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 05 ноября 2019 года отменено, принято новое решение об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Петропавловск-Камчатского в интересах Абрамова А.С.
Действия КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» по удержанию с Абрамова Алексея Семеновича выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за период с 1 января 2017 года по 31 октября 2018 года признаны незаконными.
С Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» в пользу Абрамова Алексея Семеновича взыскана удержанная часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по август 2019 года в размере 5 359 рублей 75 копеек, а также недополученная часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по март 2019 года в размере 4 042 рубля 72 копейки.
В кассационной жалобе представитель Министерства социального развития и труда Камчатского края просит отменить решение апелляционной инстанции, оставив в силе решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 05 ноября 2019 года.
Ссылается на то, что в связи с изданием Министерством социального развития и труда Камчатского края Приказа от 13 ноября 2017 года №1233-п, утвердившего Порядок №1233-п с учетом распространения его действия на правоотношения, возникающие с 1 января 2017 года, приказ Министерства от 24 ноября 2016 года №1283-п утратил силу и определен период его действия с 1 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года, в связи с чем к спорным правоотношениям нормы данного приказа не могут быть применены. Полагает, что суд первой инстанции правомерно применил положения Приказа от 13 ноября 2017 года №1233-п, которым предусмотрено удержание без согласия гражданина излишне выплаченных сумм денежной компенсации в размере, не превышающем 100 процентов от суммы денежной компенсации, причитающейся гражданину при каждой последующей выплате.
В письменном отзыве на кассационную жалобу представитель КГКУ «Центр выплат» поддержал доводы кассационной жалобы, не возражал против отмены апелляционного решения суда.
Первый заместитель прокурора г.Петропавловск-Камчатский, Абрамов А.С., представители КГКУ «Центр выплат», Министерства социального развития и труда Камчатского края в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Прокурор полагал апелляционное определение суда законным и обоснованным, кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых основании для удовлетворения иска заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах Абрамова А.С., поскольку в расчетном периоде ответчик в лице КГКУ «Центр выплат» действовал в соответствии с положениями регионального законодательства, предусматривающими выплату федеральным льготникам денежной компенсации расходов путем авансирования, последующий перерасчет компенсации до размера мер социальной поддержки, установленного законодательством Российской Федерации и возможность удержания без согласия гражданина излишне выплаченных ему сумм ежемесячной денежной компенсации вследствие несвоевременного представления сведений, подтверждающих фактические объемы потребленных и оплаченных расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг.
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, пришла к выводу об отмене решения суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
Отменяя решение судебная коллегия указала, что суд первой инстанции не принял во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Камчатского краевого суда от 29 марта 2019 года по административному делу № За-9/2019 по административному иску первого заместителя прокурора Камчатского края об оспаривании нормативного правового акта, которым пункты 2, 3, 4, 5, 6 части 2 Приложения 2, часть 2.8 Приложения 2, часть 2 Приложения 3, часть 2.11 и абзац 3 части 2.17 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденного приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года № 1233-п (в редакции от 8 октября 2018 года), признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. Признавая, действия КГКУ «Центр выплат» по удержанию причитающихся Абрамову А.С. выплат правомерными, суд первой инстанции не установил согласия гражданина-льготника на удержание из назначенной компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг излишне выплаченных сумм компенсации. В судебном порядке данный вопрос не разрешался. При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия пришла к выводу о том, что оспариваемые действия КГКУ «Центр выплат» надлежит расценивать как фактический отказ КГКУ «Центр выплат» в предоставлении Абрамову А.С. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации, размер и порядок выплаты которой установлен федеральным законодательством, что является неправомерным. Разрешая требования, судебная коллегия исходила из наличия у Абрамова А.С. гарантированного права на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг в размере 50 процентов от фактического объема потребленных и оплаченных расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, а также из недопустимости изменения установленных условий социального гарантирования, которое должно осуществляться с соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и недопустимости внесения произвольных изменений в существующую систему норм, в связи с чем пришла к выводу об удовлетворении иска.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
Федеральным законодательством, а именно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установлена льгота в виде скидки не ниже 50 процентов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Одновременно полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 13 статьи 17, части 1-2, 6 статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ).
Иных полномочий в отношении граждан указанной категории органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено.
Устанавливая в отношении лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, формы оказания такой поддержки, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут изменять порядок предоставления мер социальной поддержки.
В Камчатском крае отношения по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулировались ранее Порядком предоставления денежных компенсаций платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденным приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 24 ноября 2016 года № 1283-п.
Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года № 1233-п утвержден новый Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
В дальнейшем в Порядок № 1233-п вносились изменения приказами от 20 марта 2018 года, 8 октября 2018 года и 5 февраля 2019 года.
Частью 2 Приложения 2 к Порядку № 1233-п предусматривается, что ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг федеральным льготникам выплачивается путем авансирования, в месяце, предшествующем месяцу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В последующем предусмотрен перерасчет ежемесячной денежной компенсации расходов до размера мер социальной поддержки, установленного законодательством Российской Федерации, который осуществляется на основании информации, поступившей в КГКУ «Центр выплат» о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг, или по обращению граждан с предоставлением документов, подтверждающих фактическое потребление, за период, подлежащий перерасчету (часть 2.2 Приложения 2 к Порядку).
Приказом от 8 октября 2018 года № 1146-п Приложение № 2 Порядка дополнено частью 2.8, согласно которой излишне выплаченные федеральному льготнику суммы ежемесячной денежной компенсации вследствие непредставления или несвоевременного представления сведений, подтверждающих фактические объемы потребленных и оплаченных расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета, а также предъявления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влияющие на размер ежемесячной денежной компенсации, подлежат удержанию в размере 100% из ежемесячных денежных компенсаций и (или) ежегодных денежных компенсаций, причитающихся к выплате в последующих расчетных периодах.
В случае невозможности удержания излишне выплаченных сумм из последующих выплат ежемесячной денежной компенсации, излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации возмещаются федеральным льготником в добровольном порядке либо взыскиваются в судебном порядке.
Решением Камчатского краевого суда от 29 марта 2019 года по административному делу № 3а-9/2019 по административному иску первого заместителя прокурора Камчатского края об оспаривании нормативного правового акта, пункты 2, 3, 4, 5, 6 части 2 Приложения 2, часть 2.8 Приложения 2, часть 2 Приложения 3, часть 2.11 и абзац 3 части 2.17 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденного приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года № 1233-п (в редакции от 8 октября 2018 года), признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В данном решении дан анализ установленному региональным законодательством Камчатского края порядку авансирования, предполагаемых мер социальной поддержки инвалидов с последующим удержанием без согласия гражданина сумм переплаты в случае их превышения над фактическими расходами. Сделан вывод о том, что приведенные положения Порядка фактически наделяют административный орган правом удерживать излишне выплаченные суммы компенсации в одностороннем порядке без согласия гражданина (льготника), не предусматривая уведомление такого лица об удержании сумм в случае их возможного удержания из последующих компенсационных выплат. Тем самым региональным законодателем изменен порядок гарантированных государством льгот с компенсации фактических расходов, связанных с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг, на авансирование предполагаемых расходов, с правом самостоятельного удержания спорных сумм в отсутствие какого-либо обоснования своих действий получателю этой льготы.
Также в решении указано на нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту своих интересов, связанных с получением соответствующей компенсации, гарантированной федеральными законами, в частности, в связи с правовой неопределенностью данного вопроса.
Принимая новое решение по делу об удовлетворении исковых требований судебная коллегия Камчатского краевого суда, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришла к обоснованному выводу, что удержание выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина и правового обоснования не допускается.
Принимая решение по делу, с учетом вступившего в законную силу решения Камчатского краевого суда от 29 марта 2019 года, судебная коллегия апелляционной инстанции обоснованно исходила из разъяснений, изложенных в абзаце 7 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта.
Разрешая исковые требования, судебная коллегия верно указала на то, что до принятия Порядка, утвержденного приказом № 1233-п от 13 ноября 2017 года, а именно в 2017 году спорные правоотношения регулировались приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 24 ноября 2016 года № 1283-п, в котором также не содержалось норм, предусматривающих авансирование единовременной денежной компенсации и использование сведений о потребленных коммунальных услугах при её расчете, а перерасчет ЕДК в зависимости от начисленной платы допускался исключительно по заявлению граждан-льготников.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия Камчатского краевого суда обоснованно указала, что если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установив, что впериод с октября 2018 года по август 2019 года КГКУ «Центр выплат» в одностороннем порядке удержал из ежемесячной денежной компенсации, причитающиеся Абрамову А.С., сумму, составляющую 5 359 рублей 75 копеек, включая: октябрь 2018 года – 1 286 рублей 68 копеек; ноябрь 2018 года - 395 рублей 90 копеек, декабрь 2018 года - 395 рублей 90 копеек; январь 2019 года - 397 рублей 05 копеек; февраль 2019 года - 396 рублей; март 2019 года - 243 рубля 12 копеек; апрель 2019 года – 523 рубля 01 копейка; май 2019 года - 366 рублей 18 копеек, июнь 2019 года – 526 рублей 01 копейка, июль 2019 года – 501 рубль 99 копеек, август 2019 года - 327 рублей 91 копейка, а также Абрамов А.С. недополучил часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по март 2019 года в размере 4042 рубля 72 копейки, судебная коллегия пришла к правильному выводу, что оспариваемые действия КГКУ «Центр выплат» надлежит расценивать как фактический отказ КГКУ «Центр выплат» в предоставлении Абрамову А.С. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации, размер и порядок выплаты которой установлен федеральным законодательством, что является неправомерным, указанные суммы подлежат взысканию в пользу Абрамова А.С.
Доводы кассационной жалобы не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанцией не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащихся в апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены апелляционного определения.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 25 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства социального развития и труда Камчатского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи