Решение по делу № 21-232/2021 от 14.05.2021

                                           ВЕРХОВНЫЙ СУД

                                    РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    ул. Коммунистическая, д. 51,

    г. Улан-Удэ, 670000

    тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,

    E-mail: vs.bur@sudrf.ru

    Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/

04RS0011-01-2021-000544-95

Судья Максимов А.А., № 12-32/2021

Дело № 12-232 пост. ...

Р Е Ш Е Н И Е

10 июня 2021 года                                                       г. Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Васильевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «СтатусСиб» на решение судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 6 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «СтатусСиб»,

установил:

постановлением № Т-002(18104) государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории Зеленовского М.Г. от 17 февраля 2021 года ООО «СтатусСиб»» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Решением судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от      6 апреля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, представитель ООО «СтатусСиб» Веретнова А.С. просит постановление по делу об административном правонарушении и судебное решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание представитель ООО «СтатусСиб» не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории Зеленовский М.Г. доводам жалобы возражал, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее также - Закон об охране окружающей среды) предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 3 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления).

Пункт 1 статьи 13.4 названного Федерального закона допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «СтатусСиб» на основании заключенных с ФКУ Упрдор «Южный Байкал» государственных контрактов оказывает услуги по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения Р-258 «Байкал» Иркутск-Улан-Удэ-Чита км 100+000-239+ 851.

Во исполнение приказа МУ Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 11 декабря 2020 года, изданного в связи с обращением гражданина, должностными лицами административного органа проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование центральной экологической зоны Байкальской природной территории в Кабанском районе Республики Бурятия, г. Бабушкин (автодорога Р-258).

В ходе осмотра установлено, что для обработки проезжей части автодороги (<...>) общество применяет в качестве противогололедного материала химические реагенты (соль) и песок.

Часть химических реагентов в смеси с песком и снегом относится к отходам производства и смещается хозяйствующим субъектом с проезжей части на обочины и откосы дороги.

Таким образом, обществом осуществляется накапливание указанных отходов на необорудованных площадках накопления отходов.

Сотрудниками ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» (далее также – ЦЛАТИ) произведен отбор проб на обочинах (откосах) автодороги Р-258 в черте г. Бабушкин.

Согласно протоколам испытаний отходов зафиксировано превышение содержания опасных химических веществ – хлоридов в отходах производства (смесь снега, химического реагента и песка), указанные отходы оказывают острое токсическое действие на тест-объекты и относятся к отходам 4 класса опасности для окружающей среды.

Таким образом, ООО «СтатусСиб» допустило нарушение приведенных выше требований природоохранного законодательства, а также пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», согласно которому на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, в том числе, химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления.

Фактические обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 26 января 2021 года; письмом ФКУ Упрдор «Южный Байкал» от 19 января 2021 года с приложениями; материалами, представленными ЦЛАТИ (от 10 января 2021 года № 01-05/10, от 8 февраля 2021 года № 01-05/219, в том числе протоколами отбора проб снежного покрова, протоколами отбора проб отходов, протоколами испытаний вод, протоколами испытаний отходов); актом рейдового осмотра № Т-928 от 18 декабря 2020 года и иными имеющими в деле доказательствами.

Так, в соответствии с протоколами испытаний отходов № № БУР903ОТ от 9 января 2021 года (л.д. 151) и БУР12ОТ-21 от 8 февраля 2021 года на основании результатов биотестирования смесь снега, химического реагента и песка, размещенной на обочинах и откосах автодороги, относится к 4 классу опасности отходов для окружающей среды; отказывает острое токсическое действие на тест-объект.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к верному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.

Оснований подвергать сомнению указанный вывод не имеется.

Доводы жалобы о том, что в настоящее время смесь соли, песка и снега не являются отходами и класс опасности им не присвоен, подлежат отклонению, поскольку осуществленные сотрудниками ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» исследования проведены по хлоридам, образующимся при распаде соли.

Указание судьи районного суда в обжалуемом решении на пункт 12 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2399, не вступившего в силу на момент проведения планового (рейдового) осмотра территории, отмену судебного акта не влечет, поскольку обществу вменяется нарушение приведенных выше требований Закона об охране окружающей среды, Федерального закона «Об охране озера Байкал», Закона об отходах производства и потребления.

Доводы жалобы о том, что смесь ПГМ и снега не хранится, а смещается на обочины дороги, затем вывозится на основании заключенных с ООО «<...>» договоров на промежуточную базу г. Слюдянка, полигон г.Ангарск, не опровергают выводов о наличии на момент проверки отходов производства на необорудованных площадках накопления отходов.

Из Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 16 июня 2003 года № ОС-548-р (далее – Руководство), следует, что смесь снега, соли и песка должна быть полностью удалена с дорожного покрытия.

    Для улучшения состояния окружающей природной среды при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах обвалованные снежно-ледяные отложения в населенных пунктах, на мостах, путепроводах, эстакадах и других подобных объектах должны быть утилизированы и складированы на специально отведенных для этой цели площадках-снегосвалках (пункт 8.8 Руководства).

Согласно материалам дела на момент проведенного административным органом осмотра территории отходы производства находились на обочинах (откосах) автодороги в черте г. Бабушкин, то есть на необорудованных площадках. Указанное обстоятельство юридическим лицом не оспаривалось.

Наличие на момент проверки на обочинах и откосах дороги отходов производства (смеси снега, химического реагента и песка) свидетельствует о непринятии обществом мер к соблюдению природоохранных требований при сборе, накоплении отходов производства.

Отбор проб осуществлен в соответствии со статьей 26.5 КоАП РФ при участии ведущих инженеров филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Иркутск в разных точках отбора, в присутствии представителя юридического лица, который замечаний относительно порядка взятия проб в соответствующих протоколах не отразил.

Оснований не доверять объективности проведенных исследований не имеется, так как они проведены специалистами соответствующего уровня подготовки, обладающими правом на проведение подобного рода исследований.

Таким образом, действия ООО «СтатусСиб» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «СтатусСиб» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены. Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5     КоАП РФ могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

решение судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 6 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «СтатусСиб» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья                                                                     Назимова П.С.

21-232/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "СтатусСиб"
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Назимова Полина Савельевна
Статьи

8.2

Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
14.05.2021Материалы переданы в производство судье
10.06.2021Судебное заседание
10.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее