Решение по делу № 2а-6100/2022 от 15.04.2022

11RS0001-01-2022-006398-73

Дело № 2а-6100/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2022 года

город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Колосовой Н.Е,

при секретаре судебного заседания Онок М.С.,

с участием административного истца Брунера Д.А.,

представителя административных ответчиков Жолудя С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Брунера Дениса Андреевича к УМВД России по г. Сыктывкару, МВД по Республике Коми, МВД Российской Федерации, ФСИН России, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания,

УСТАНОВИЛ:

Брунер Д.А. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к УМВД России по г. Сыктывкару о присуждении в его пользу денежной компенсации в размере 300 000 рублей. В обоснование указал, что со ** ** ** содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми. Для участия в судебных заседаниях неоднократно конвоировался из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, перевозка осуществлялась спецавтомобиле, в камере «стакан» где отсутствовал доступ к свежему воздуху, на него приходилось не менее 0,16 и не более 0,6 кв.м. личного пространства, то есть в стесненных условиях, колени ужимались, бился головой о стену. ** ** ** его перевозили в камере №..., в камере находилось 8 человек. Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчика ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: Российская Федерация в лице ФСИН России, ФКУ Управление конвоирования УФСИН России по Республике Коми, МВД России, в качестве заинтересованных лиц – УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по Республике Коми.

Административный истец Брунер Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель административных ответчиков МВД России, МВД по Республике Коми, УМВД России по г. Сыктывкару Жолудь С.С. требования не признал.

Представитель ФСИН России, ФКУ Управление конвоирования УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, участия своих представителей в нем не обеспечили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Установлено, Брунер Д.А., ... г.р. конвоировался сотрудниками отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Сыктывкару из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в Сыктывкарский городской суд и обратно:

** ** ** на специальном автомобиле ..., обратно на специальном автомобиле ...

** ** ** на специальном автомобиле ..., обратно на специальном автомобиле ...

** ** ** на специальном автомобиле ..., обратно на специальном автомобиле ...;

** ** ** на специальном автомобиле ..., обратно на специальном автомобиле ...

** ** ** на специальном автомобиле ..., обратно на специальном автомобиле ...

** ** ** на специальном автомобиле ... ..., обратно на специальном автомобиле ...;

** ** ** на специальном автомобиле ..., обратно на специальном автомобиле ....

** ** ** Брунер Д.А. силами и средствами ОРОиКПиО УМВД Россиг по г. Сыктывкару не конвоировался.

Видеозапись в камерах спецавтомобилей циклическая, срок хранения не более 30 дней.

Продолжительность перевозки в одну сторону составляет 15-20 минут.

ГАЗ 3302 АЗ, предназначен для перевозки 7 человек, ГАЗ 3309 АЗ - 19 человек, УАЗ - 4 человек. Превышения лимита наполняемости спецавтомобилей в указанный период не допущено.

Во время конвоирования жалоб на условия при перевозке в спецавтомобилях, от спецконтингента, в том числе от Брунер Д.А. не поступало.

В системе МВД используются транспортные средства, предназначенные для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, специально оборудованные в соответствии с Наставлением по оборудованию инженерно- техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 № 279 (далее - Наставление).

Специальные автомобили, на которых перевозился (конвоировался) Брунер Д.А. изготовлены на предприятиях, имеющих соответствующие лицензии и одобрения типа ТС, выданные органом по сертификации продукции. В соответствии с полученными одобрениями транспортные средства соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям к механическим транспортным средствам.

В период эксплуатации данных автомобилей внесений изменений в конструкцию не производилось, автомобили находятся в технически исправном состоянии.

Приведенные обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами, как то справкой врио командира ОРОиКПиО УМВД России по г. Сыктывкару, копией путевых журналов с отметками ежедневных предрейсовых осмотров, а также актами ежегодных комиссионных обследований спецавтомобилей.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается в том числе обязанность по конвоированию содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.

Пунктами 22.3, 22.8 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, предусмотрено, что число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также в салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организационной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сиденья мест; запрещено перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

В соответствии с правилами по сертификации, помимо общих требований предъявляемых к механическим транспортным средствам, к автомобилям осуществляющим перевозку лиц заключенных под стражу предъявляются специальные технические требования - Правила стандартизации ПР 78.01.0024-2010 «Автомобили оперативно - служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Стандарт 2010) и правила стандартизации ПР 78 01.0024-2016 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Стандарт 2016).

Конструктивные особенности спецавтомашин в соответствии с требованиями, предъявляемыми Стандартами 2010, 2016, предполагают наличие общих и одиночных камер с установленными для них нормами площади, их вентиляцию, которая производится за счет вентиляционных отверстий в двери, отопление рабочего салона и его освещение, в том числе камер.

Пунктами 4.5, 5.5.2 Стандарта 2010 установлено, что в спецкузове, грузовом отсеке автофургона, салоне автобуса и легкового автомобиля оборудуются помещение конвоя, камеры для спецконтингента и туалетная кабина (в спецавтомобилях вместимостью более 7 человек спецконтингента). Спецавтомобиль предназначен для перевозки только сидящих людей. Сиденья спецконтингента должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20x20x1,5 мм. Сиденья и спинки должны быть выполнены из доски деревьев хвойных пород толщиной от 25 до 40 мм, с бесцветным лаковым покрытием. Сиденья должны иметь следующие размеры: а) длина сидений (лавок) в общих камерах должна определяться из расчета 450 мм на одно посадочное место; б) ширина сиденья в одиночной камере - не менее 420 мм; в) высота сидений - от 340 до 500мм, глубина сидений - не менее 350 мм.

Пунктом 5.1.3. Стандарта 2010 установлено, что внутренняя высота спецкузова должна составлять от 1600 до 1700 мм.

В соответствии с п. 5.4.4. Стандарта минимальные размеры камер для спецконтингента указаны в таблице.

Вид помещения

Минимальные размеры, мм

ширина

глубина

Одиночная камера

500

650

Общая камера для спецконтингента

Размер определяется длиной сидений (450 мм на одно посадочное место)

650 или 1150*

Туалетная кабина

500

700

* Размер камеры для спецконтингента с двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга, максимальная глубина такой камеры - 1300 мм.

Пунктами 5.8.1, 5.8.2 Стандарта 2010 установлено, что отопление рабочего салона должно осуществляться дополнительным отопителем, работающим на принципе отбора тепла от жидкости системы охлаждения двигателя, и (или) автономным отопителем (несколькими отопителями), работающим на дизельном топливе.

В спецавтомобилях на базе автофургонов, автобусов и легковых автомобилей могут использоваться штатные отопители базового автомобиля. Система отопления и тепловые условия (микроклимат) рабочего салона должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50993.

Пунктом 5.9 Стандарта 2010 установлено, что система вентиляции должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50993.

Вентиляционные лючки должны быть установлены в каждой камере для спецконтингента вместимостью не более 3 человек и туалетной кабине: в одиночных камерах и туалетной кабине - по одному, в общих камерах - по два лючка. Применение принудительной приточно-вытяжной вентиляции с использованием электрических вентиляторов обязательно при общей вместимости рабочего салона более 7 человек. В каждой общей камере для спецконтингента вместимостью более 3 человек должен быть установлен вытяжной вентилятор, в помещении конвоя - приточный вентилятор. Должна быть обеспечена возможность работы вентиляторов при неработающем двигателе спецавтомобиля, при любом положении ключа зажигания и при вынутом ключе зажигания.

Пунктом 4.6 Стандарта 2016 установлено, что спецавтомобиль предназначен для перевозки только сидящих людей.

Пунктом 5.1.3 Стандарта 2016 установлено, что внутренняя высота спецкузова должна составлять от 1600 до 1700 мм.

Пунктом 5.2.5 Стандарта 2016 установлено, что высота свободного пространства рабочего салона по продольной оси спецавтомобиля должна быть не менее 1500 мм, при общей вместимости рабочего салона не более 7 человек - не менее 1300 мм. Высота свободного пространства над каждым сидячим местом должна быть не менее 900 мм, при общей вместимости рабочего салона не более 7 человек - не менее 850 мм.

Пунктом 5.5.2 Стандарта 2016 установлено, что сиденья должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее (20,0 х 20,0 х 1,5) мм. Сиденья и спинки должны быть выполнены из доски деревьев хвойных пород толщиной от 25 до 40 мм или (допускается только для сидений в одиночных камерах) из фанеры повышенной водостойкости (марки не ниже СФ по ГОСТ 3916.1 или ГОСТ 3916.2) толщиной не менее 8 мм, с бесцветным лаковым покрытием.

Пунктом 5.8 Стандарта 2016 установлено, что отопление рабочего салона должно осуществляться отопителем, работающим на принципе отбора тепла от жидкости системы охлаждения двигателя, и (или) автономным отеплителем (несколькими отопителями). Система отопления и тепловые условия (микроклимат) рабочего салона должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50993.

Пунктом 5.9 Стандарта 2016 установлено, что вентиляция рабочего салона должна осуществляться через окно во входной двери, аварийно-вентиляционный люк в крыше помещения конвоя, вентиляционные лючки в камерах для спецконтингента и туалетной кабине и системой принудительной приточновытяжной вентиляции.

Таким образом, доводы Брунера Д.А. о том, что камеры спецавтомобилей не содержали индивидуального посадочного места, было холодно, тесно, темно, не имелось туалета, ремней безопасности, конструкция камеры, в которой перевозился истец, является потенциально травмоопасной, не соответствуют действительности.

Спецавтомобили, на которых перевозился Брунер Д.А., соответствуют требованиям Стандартов 2010, 2016, что подтверждается сертификатами одобрения типа транспортного средства. Перемещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецавтомобиле при соблюдении установленных правил, разработанных и утвержденных в установленном законом порядке, не может свидетельствовать о применении пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения.

Оборудование спецавтомобилей поручнями, ремнями безопасности, подлокотниками, подставками для ног, подушками безопасности, а также багажным отделением, Наставлением не предусмотрено, переоборудование спецтранспорта запрещено.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

К числу ограничений следует отнести правила, установленные Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон № 103-ФЗ), в соответствии с частью 1 статьи 32 которого подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона. Основные требования обеспечения изоляции должны соблюдаться при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест их содержания под стражей.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Исходя из требований положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Нарушение действиями административных ответчиков конкретных требований правовых норм и прав административного истца в период его перевозки и содержания не нашло какого-либо подтверждения в ходе разбирательства по делу.

Те неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания в связи с его перевозкой и содержанием не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с заключением под стражу.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не представлено доказательств того, что он перевозился и содержался в заявленный период в бесчеловечных условиях, нарушающих его права и унижающих достоинство человека. Доказательств нарушений ст.3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, а также вины государственных органов и их должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага, по делу не установлено.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку условия содержания при этапировании Брунера Д.А. соответствовали требованиям действующего законодательства, нарушения прав административного истца не установлено, конвоирование истца в указанные периоды было выполнено с соблюдением всех обязательных условий этапирования и конвоирования заключенных, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных им требований о признании ненадлежащими условий транспортировки и взыскания денежной компенсации за нарушение условий содержания при осуществлении перевозки.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Брунера Дениса Андреевича к УМВД России по г. Сыктывкару, МВД по Республике Коми, МВД Российской Федерации, ФСИН России, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

...

Судья                  Н.Е. Колосова

2а-6100/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Брунер Денис Андреевич
Ответчики
МВД по РК
ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по РК
ФСИН России
Другие
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Колосова Надежда Егоровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
15.04.2022Регистрация административного искового заявления
18.04.2022Передача материалов судье
21.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.05.2022Предварительное судебное заседание
22.06.2022Судебное заседание
31.08.2022Судебное заседание
31.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее