Решение по делу № 2-2086/2022 от 27.09.2022

УИД 68RS0002-01-2022-002508-80 2-2086/2022 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2022 года г. Тамбов

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

судьи Карпухиной Ю.А.,

при секретаре Алексеевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нехорошева Алексея Михайловича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Тамбовской области о включении в страховой стаж периода прохождения военной службы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Нехорошев А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Тамбовской области (далее ГУ – ОПФР по Тамбовской области) о включении периода прохождения военной службы в страховой стаж в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с учетом того, что его страховой стаж превысил 42 года, назначении страховой пенсии по старости.

Решением ГУ – ОПФР по Тамбовской области от 17.05.2022 *** Нехорошеву А.М. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия необходимого страхового стажа - 42 года. При исчислении данного стажа не были засчитаны периоды его деятельности с 04.08.1979 по 19.04.1991 (11 лет 8 месяцев 16 дней) – период прохождения военной службы, с 01.04.2008 по 03.04.2008 (3 дня)- отпуск без сохранения заработной платы, так как согласно ч.9 ст. 13 при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, предусмотренные ч.1 ст. 11, и периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Данные периоды указанным требованиям законодательства не отвечают. К зачету истца был принят страховой стаж 30 лет 7 месяцев.

Не согласившись с решением ГУ – ОПФР по Тамбовской области от 17.05.2022 ***, 27.09.2022 Нехорошев А.М. обратился в суд с иском о включении в страховой стаж периода прохождения военной службы с 04.08.1979 по 19.04.1991 (11 лет 8 месяцев 16 дней). На момент прохождения военной службы действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета службы. Закон обратной силы не имеет. Изменение закона не должно ущемлять права истца. На отчисления страховых взносов во время прохождения военной службы истец повлиять не мог. С учетом изменений законодательства период службы в армии подлежит включению в его страховой стаж. С учетом спорного периода страховой стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составит более 42 лет, что в силу ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ дает ему право на назначение пенсии без увеличения возраста, то есть при достижении возраста 60 лет. В связи с изложенным, просит обязать ответчика назначить ему страховую пенсию с 08.06.2022.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ – ОПФР по Тамбовской области по доверенности Гунько А.И. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении ГУ – ОПФР по Тамбовской области от 17.05.2022 ***, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Обратила внимание суда на то, что истец претендует на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которой мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет, страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 указанной статьи, но не ранее достижения возраста 60 лет. То есть по данным основаниям для досрочного назначения пенсии определены жесткие условия в части того, какие периоды включаются именно в этот стаж, а именно в ч. 9 ст. 13 ФЗ № 400 указано, что в этот стаж 42 года включаются только периоды работы и (или) иной деятельности при условии уплаты страховых взносов и период временной нетрудоспособности. Также в законе имеется оговорка, предусмотренная ч. 8 ст. 13 ФЗ №400, о том, что при исчислении данного стажа 42 года не применяются положения ранее действующего законодательства, в том числе, действующего в период прохождения военной службы. Таким образом, именно для досрочного назначения пенсии необходимы периоды работы и страховые взносы, а для уплаты страховых взносов должно быть начисление заработной платы. Так, период службы в армии не подлежит включению в страховой стаж при обращении в порядке, установленном ч.1.2 ст.8 ФЗ №400. В связи с чем, Пенсионный фонд включил в стаж истца только те периоды работы, по которым подтверждались начисление заработной платы.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований на основании следующего.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Как установлено материалами дела и материалами пенсионного дела, истец Нехорошев Алексей Михайлович, *** года рождения, 11.05.2022 обратился в ГУ-ОПФР по Тамбовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г. (в редакции ФЗ №350 от 03.10.2018г.) (л.д.11-12).

Решением ГУ-ОПФР по Тамбовской области от 17.05.2022 *** истцу установлен страховой стаж для досрочного назначения пенсии – 30 лет 07 месяцев. В связи с чем, истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа – 42 года.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 (в ред. Федерального закона № 350-ФЗ от 03.10.2018), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраст 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Нехорошев А.М., *** года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в возрасте 59 лет 11 месяцев.

Согласно ч. 9 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положения части 8 настоящей статьи (часть 9 введена Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона, включение в стаж "нестраховых" периодов: службы в армии, периода обучения, периоды получения пособия по безработице, время ухода за детьми, период ухода трудоспособного лица за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д. не предусмотрено.

Таким образом, законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными вчасти 1 статьи 4Федерального закона N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

С 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина ИПК определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего закона.

Согласностатье 14Закона N 400-ФЗ периоды работы до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в соответствии сФедеральным закономот 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из представленных суду сведений индивидуального персонифицированного учета прослеживается начисление истцу заработной платы только за те периоды, которые были включены пенсионным органом (л.д.43-48). Аналогичные сведения следуют из трудовой книжки на имя истца (л.д.17-23).

При этом стороной ответчика указывается на факт того, что в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ в необходимый стаж 42 года включаются только периоды работы и (или) иной деятельности при условии уплаты страховых взносов и/или период временной нетрудоспособности.

Таким образом, в соответствии с представленными документами и сведениями персонифицированного учета, на день обращения истца за назначением страховой пенсии по старости (11.05.2022), страховой стаж Нехорошева А.М. для досрочного назначения пенсии составил 30 лет 07 месяцев, что не дает право заявителю в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа - 42 года.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В соответствии с частью 2 указанной статьи днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

Реализация лицом, имеющим право на назначение пенсии, своего права на получение пенсионного содержания носит заявительный характер, сам по себе факт наличия периодов работы, подлежащих включению в страховой стаж, без обращения лица в установленном порядке в пенсионный орган не влечет обязанности пенсионного органа включения указанного периода в страховой стаж.

Разрешая заявленные исковые требования, суд проверяет законность действий пенсионного органа на момент обращения гражданина за назначением пенсии и законность отказа в ее назначении. При этом суд не вправе подменять собой пенсионный орган при установлении наличия необходимого стажа в ходе рассмотрения дела в суде.

Поскольку назначение пенсии лицу, имеющему на нее право, в силу закона наступает только при его обращении в орган, осуществляющее пенсионное обеспечение, в заявлении лица должно быть указано по каким основаниям он просит назначить досрочную страховую пенсию. В данном случае суд рассматривает требования истца о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013г., а не по иным основаниям.

Таким образом, из анализа приведенных выше законоположений следует, что, устанавливая право на назначение страховой пенсии на основании ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ, законодатель определил порядок исчисления общей продолжительности страхового стажа, в который подлежат включению лишь периоды, предусмотренные ч.1 ст.11 и п.2 ч.1 ст.12 названного Федерального закона, к которым период прохождения военной службы, предусмотренный п.1 ч.1 ст.12 этого же Федерального закона, не относится.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Нехорошева А.М. о включении в страховой стаж вышеназванного периода не подлежат удовлетворению.

Учитывая, что на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии у Нехорошева А.М. отсутствовал страховой стаж 42 года, исковые требования истца о возложении обязанности на ответчика о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013г. с 08.06.2022 года также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нехорошева Алексея Михайловича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Тамбовской области о включении в страховой стаж периода прохождения военной службы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Карпухина Ю.А.

Решение принято в окончательной форме 29.11.2022.

Судья Карпухина Ю.А.

УИД 68RS0002-01-2022-002508-80 2-2086/2022 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2022 года г. Тамбов

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

судьи Карпухиной Ю.А.,

при секретаре Алексеевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нехорошева Алексея Михайловича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Тамбовской области о включении в страховой стаж периода прохождения военной службы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Нехорошев А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Тамбовской области (далее ГУ – ОПФР по Тамбовской области) о включении периода прохождения военной службы в страховой стаж в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с учетом того, что его страховой стаж превысил 42 года, назначении страховой пенсии по старости.

Решением ГУ – ОПФР по Тамбовской области от 17.05.2022 *** Нехорошеву А.М. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия необходимого страхового стажа - 42 года. При исчислении данного стажа не были засчитаны периоды его деятельности с 04.08.1979 по 19.04.1991 (11 лет 8 месяцев 16 дней) – период прохождения военной службы, с 01.04.2008 по 03.04.2008 (3 дня)- отпуск без сохранения заработной платы, так как согласно ч.9 ст. 13 при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, предусмотренные ч.1 ст. 11, и периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Данные периоды указанным требованиям законодательства не отвечают. К зачету истца был принят страховой стаж 30 лет 7 месяцев.

Не согласившись с решением ГУ – ОПФР по Тамбовской области от 17.05.2022 ***, 27.09.2022 Нехорошев А.М. обратился в суд с иском о включении в страховой стаж периода прохождения военной службы с 04.08.1979 по 19.04.1991 (11 лет 8 месяцев 16 дней). На момент прохождения военной службы действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета службы. Закон обратной силы не имеет. Изменение закона не должно ущемлять права истца. На отчисления страховых взносов во время прохождения военной службы истец повлиять не мог. С учетом изменений законодательства период службы в армии подлежит включению в его страховой стаж. С учетом спорного периода страховой стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составит более 42 лет, что в силу ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ дает ему право на назначение пенсии без увеличения возраста, то есть при достижении возраста 60 лет. В связи с изложенным, просит обязать ответчика назначить ему страховую пенсию с 08.06.2022.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ – ОПФР по Тамбовской области по доверенности Гунько А.И. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении ГУ – ОПФР по Тамбовской области от 17.05.2022 ***, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Обратила внимание суда на то, что истец претендует на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которой мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет, страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 указанной статьи, но не ранее достижения возраста 60 лет. То есть по данным основаниям для досрочного назначения пенсии определены жесткие условия в части того, какие периоды включаются именно в этот стаж, а именно в ч. 9 ст. 13 ФЗ № 400 указано, что в этот стаж 42 года включаются только периоды работы и (или) иной деятельности при условии уплаты страховых взносов и период временной нетрудоспособности. Также в законе имеется оговорка, предусмотренная ч. 8 ст. 13 ФЗ №400, о том, что при исчислении данного стажа 42 года не применяются положения ранее действующего законодательства, в том числе, действующего в период прохождения военной службы. Таким образом, именно для досрочного назначения пенсии необходимы периоды работы и страховые взносы, а для уплаты страховых взносов должно быть начисление заработной платы. Так, период службы в армии не подлежит включению в страховой стаж при обращении в порядке, установленном ч.1.2 ст.8 ФЗ №400. В связи с чем, Пенсионный фонд включил в стаж истца только те периоды работы, по которым подтверждались начисление заработной платы.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований на основании следующего.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Как установлено материалами дела и материалами пенсионного дела, истец Нехорошев Алексей Михайлович, *** года рождения, 11.05.2022 обратился в ГУ-ОПФР по Тамбовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г. (в редакции ФЗ №350 от 03.10.2018г.) (л.д.11-12).

Решением ГУ-ОПФР по Тамбовской области от 17.05.2022 *** истцу установлен страховой стаж для досрочного назначения пенсии – 30 лет 07 месяцев. В связи с чем, истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа – 42 года.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 (в ред. Федерального закона № 350-ФЗ от 03.10.2018), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраст 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Нехорошев А.М., *** года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в возрасте 59 лет 11 месяцев.

Согласно ч. 9 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положения части 8 настоящей статьи (часть 9 введена Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона, включение в стаж "нестраховых" периодов: службы в армии, периода обучения, периоды получения пособия по безработице, время ухода за детьми, период ухода трудоспособного лица за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д. не предусмотрено.

Таким образом, законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными вчасти 1 статьи 4Федерального закона N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

С 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина ИПК определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего закона.

Согласностатье 14Закона N 400-ФЗ периоды работы до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в соответствии сФедеральным закономот 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из представленных суду сведений индивидуального персонифицированного учета прослеживается начисление истцу заработной платы только за те периоды, которые были включены пенсионным органом (л.д.43-48). Аналогичные сведения следуют из трудовой книжки на имя истца (л.д.17-23).

При этом стороной ответчика указывается на факт того, что в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ в необходимый стаж 42 года включаются только периоды работы и (или) иной деятельности при условии уплаты страховых взносов и/или период временной нетрудоспособности.

Таким образом, в соответствии с представленными документами и сведениями персонифицированного учета, на день обращения истца за назначением страховой пенсии по старости (11.05.2022), страховой стаж Нехорошева А.М. для досрочного назначения пенсии составил 30 лет 07 месяцев, что не дает право заявителю в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа - 42 года.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В соответствии с частью 2 указанной статьи днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

Реализация лицом, имеющим право на назначение пенсии, своего права на получение пенсионного содержания носит заявительный характер, сам по себе факт наличия периодов работы, подлежащих включению в страховой стаж, без обращения лица в установленном порядке в пенсионный орган не влечет обязанности пенсионного органа включения указанного периода в страховой стаж.

Разрешая заявленные исковые требования, суд проверяет законность действий пенсионного органа на момент обращения гражданина за назначением пенсии и законность отказа в ее назначении. При этом суд не вправе подменять собой пенсионный орган при установлении наличия необходимого стажа в ходе рассмотрения дела в суде.

Поскольку назначение пенсии лицу, имеющему на нее право, в силу закона наступает только при его обращении в орган, осуществляющее пенсионное обеспечение, в заявлении лица должно быть указано по каким основаниям он просит назначить досрочную страховую пенсию. В данном случае суд рассматривает требования истца о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013г., а не по иным основаниям.

Таким образом, из анализа приведенных выше законоположений следует, что, устанавливая право на назначение страховой пенсии на основании ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ, законодатель определил порядок исчисления общей продолжительности страхового стажа, в который подлежат включению лишь периоды, предусмотренные ч.1 ст.11 и п.2 ч.1 ст.12 названного Федерального закона, к которым период прохождения военной службы, предусмотренный п.1 ч.1 ст.12 этого же Федерального закона, не относится.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Нехорошева А.М. о включении в страховой стаж вышеназванного периода не подлежат удовлетворению.

Учитывая, что на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии у Нехорошева А.М. отсутствовал страховой стаж 42 года, исковые требования истца о возложении обязанности на ответчика о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013г. с 08.06.2022 года также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нехорошева Алексея Михайловича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Тамбовской области о включении в страховой стаж периода прохождения военной службы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Карпухина Ю.А.

Решение принято в окончательной форме 29.11.2022.

Судья Карпухина Ю.А.

2-2086/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Нехорошев Алексей Михайлович
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по Тамбовской области
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбов
Судья
Карпухина Юлия Александровна
Дело на странице суда
sud24.tmb.sudrf.ru
27.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2022Передача материалов судье
03.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.10.2022Предварительное судебное заседание
02.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Судебное заседание
22.11.2022Судебное заседание
29.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее