Гр. дело № 2-24/2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2018 года с. Батырево
Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе судьи Чукмаевой Т.Г. единолично, при секретаре Шикировой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самариной Надежды Елизаровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Батыревском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о включении периодов работы в связи с осуществлением лечебной деятельности в специальный стаж в льготном исчислении,
УСТАНОВИЛ:
Самарина Н.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Батыревском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) - (далее - УПФ РФ в Батыревском районе ЧР, Ответчик) о включении периодов работы в связи с осуществлением лечебной деятельности в специальный стаж в льготном исчислении, по тем мотивам, что решением УПФ РФ в Батыревском районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за недостаточности специального стажа работы, дающего право на досрочную трудовую пенсию. УПФ РФ в Батыревском районе ЧР не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, донорские дни, период работы в должности медицинской сестры в ясли-сад «Сеспель», а также не применены льготное исчисления специального стажа к периодам работы в должности медицинской сестры родильного отделения, периоду нахождения в отпуске по беременности и родам, периодам работы в должности дежурной медсестры стационара Батыревской центральной районной больницы, медицинской сестры физиотерапевтического кабинета Батыревский центральной районной больницы, палатной медицинской сестры Тарханского ПНИ, палатной медицинской сестры терапевтического отделения ЦГБ г. Чебоксары, палатной медицинской сестры в медико-реабилитационном отделении Чувашской РПБ.
Не согласившись с решением УПФ РФ в Батыревском районе истица обратилась в суд с иском и просила признать решение УПФ РФ в Батыревском районе от 2 августа 2016 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении один год как один год и три месяца период работы в должности медсестры ясли-сада «Сеспель» Батыревского района с 05.04.1991г. по 31.12.1993г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 05.10.1998 г. по 05.11.1998 г., с 09.02.2004г. по 08.03.2004г., донорские дни с 27.11.2005г. по 27.11.2015г. в календарном исчислении; периоды работы в должности медсестры родильного отделения Батыревской центральной районной больницы с 01.08.1988г. по 10.01.1990, с 11.01.1990г. по 11.05.1990г.; с 12.05.1990г. по 04.04.1991г. в льготном исчислении 1 год и 9 месяцев; периоды работы в должности дежурной медсестры стационара Батыревской центральной районной больницы: с 01.01.1994г. по 20.03.1994г.; с 03.10.1994г. по 04.10.1998г., с 06.11.1998г. по 31.10.1999г., с 01.11.1999г. по 30.04.2000г., с 01.06.2000г. по 03.10.2000г., 02.11.2000г. по 31.12.2001, с 01.01.2002г. по 08.02.2004г., с 09.03.2004г. по 26.11.2005г., с 28.11.2005г. по 06.05.2006г., период работы в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета Батыревской районной больницы с 18.07.2006г. по 10.08.2006г.; в должности палатной медицинской сестры Тарханского ПНИ с 05.08.2008г. по 13.01.2010г.: в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения ЦГБ г. Чебоксары с 14.12.2012г. по 31.12.2012г., с 01.01.2013г. по 10.05.2013г.; в должности палатной медсестры в медико-реабилитационном отделении Чувашской РПБ с 01.10. 2013г. по 31.03.2016г. в льготном исчислении 1 год и 3 месяца.
В судебное заседание истица Самарина Н.Е., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик - УПФ РФ в Батыревском районе ЧР, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, представитель по доверенности Симендеева С.А., действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело без участия представителя ответчика, указав, что иск не признают и, просив отказать в удовлетворении иска.
Третье лицо - представитель МБДОУ «Тарханский детский сад «Сеспель» Богданова Н.И., действующая на основании Устава, в судебном заседании пояснила, что в архивных документах по Тарханскому ясли-саду «Сеспель» имеется лишь один приказ, подтверждающий работу Самариной Н.Е. в качестве медицинской сестры.
Третье лицо - БУ «Батыревская ЦРБ» будучи надлежащим образом извещенное о дате и времени рассмотрения дела в суд своего представителя не направило, об уважительности причины не явки суду не сообщило.
Выслушав пояснения представителя третьего лица Богдановой Н.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 19, Конституции РФ все равны перед законом и судом.
Согласно ч.1, 2 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 30 частью 1 пункта 20 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочную трудовую пенсию предоставляется лицам, независимо от их возраста, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет, если имеет место работа в городе или «смешанный» стаж, т.е. указанная работа складывается из периодов, протекавших как в городе, так и в сельской местности и поселках городского типа.
Ранее данное право на досрочную трудовую пенсию предоставлялось в соответствии с п. 1, 7 ст. 18 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», назначение, перерасчёт размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержании из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Самарина Н.Е. обратилась в УПФ РФ в Батыревском районе ЧР с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 частью 1 пункта 20 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФ РФ в Батыревском районе ЧР № от 02.08.2016г. в назначении Самариной Н.Е. страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.
Как следует из решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не включены период работы в должности медсестры ясли-сада «Сеспель» Батыревского района с 05.04.1991г. по 31.12.1993г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 05.10.1998 г. по 05.11.1998 г., с 09.02.2004г. по 08.03.2004г., донорские дни с 27.11.2005г. по 27.11.2015г.; а также к периодам нахождения на курсах повышения квалификации с 05.10.1998 г. по 05.11.1998 г., с 09.02.2004г. по 08.03.2004г., периоду работы в должности медсестры ясли-сада «Сеспель» Батыревского района с 05.04.1991г. по 31.12.1993г.; периодам работы в должности медсестры родильного отделения Батыревской центральной районной больницы с 01.08.1988г. по 10.01.1990, с 11.01.1990г. по 11.05.1990г.; с 12.05.1990г. по 04.04.1991г., периодам работы в должности дежурной медсестры стационара Батыревской центральной районной больницы: с 01.01.1994г. по 20.03.1994г.; с 03.10.1994г. по 04.10.1998г., с 06.11.1998г. по 31.10.1999г., с 01.11.1999г. по 30.04.2000г., с 01.06.2000г. по 03.10.2000г., 02.11.2000г. по 31.12.2001, с 01.01.2002г. по 08.02.2004г., с 09.03.2004г. по 26.11.2005г., с 28.11.2005г. по 06.05.2006г., периодам работы в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета Батыревской районной больницы с 18.07.2006г. по 10.08.2006г.; в должности палатной медицинской сестры Тарханского ПНИ с 05.08.2008г. по 13.01.2010г.: в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения ЦГБ г. Чебоксары с 14.12.2012г. по 31.12.2012г., с 01.01.2013г. по 10.05.2013г.; в должности палатной медсестры в медико-реабилитационном отделении Чувашской РПБ с 01.10. 2013г. по 31.03.2016г. не применено льготное исчисление.
Решением УПФ РФ в Батыревском районе отражено, что на дату обращения, т.е. на 28.07.2016г. льготный стаж составил у Самариной Н.Е. 20 лет 06 месяцев 16 дней.
Из трудовой книжки следует, что истица в оспариваемые периоды и по настоящее время работала и работает в должности медицинская сестра (л.д. 11-12).
Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. С учетом этого, основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости не может расцениваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации.
Из содержания п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливать их пенсионные права, вводить какие-либо не предусмотренные Законом ограничения права на пенсионное обеспечение за работу в тяжелых условиях. При осуществлении названных полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе регламентирующими порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения, но и обязано учитывать предписания ст. 15 ч. 1 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Абзацем 3 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Разрешая требование истицы о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы истицы в должности медицинской сестры ясли-сад «Сеспель» суд приходит к следующему.
Из трудовой книжки истицы следует, что ДД.ММ.ГГГГ Самарина Н.Е. принята в детский сад «Сеспель» колхоза «Россия» Батыревского района Чувашской ССР в качестве медицинской сестры, с 12.04.1991г. детский сад «Сеспель» колхоза «Россия» передан на баланс Тарханского сельского Совета народных депутатов, 30.12.1993г. уволена с работы с переводом в Тарханскую участковую больницу в качестве медсестры.
Согласно справке, выданной администрацией Тарханского сельского поселения Батыревского района, Самарина Н.Е. работала медсестрой ясли-сада «Сеспель» и получала заработную плату, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд.
Из справки, выданной СХПК «Хастар», следует, что СХПК «Хастар» Батыревского района Чувашской Республики является правопреемником колхоза «Россия» Батыревского района Чувашской Республики.
Справкой МБУ «Батыревский районный архив» № от 22.07.2016г. сообщается, что в протоколах общих собраний и заседания правления колхоза «Россия» за 1991г. сведения о приеме в детский сад «Сеспель» Самариной Надежды Елизаровны не имеются.
Ранее, право медицинских работников на пенсию за выслугу лет было предусмотрено действующим до 1991 года законодательством, в частности постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
В соответствии с разделом 2 Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным указанным выше постановлением, правом на пенсию за выслугу лет обладали медицинские сестры, независимо от наименования должности, работавшие, в том числе, и в детских садах, объединенных ясли-садах.
Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».
В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 6 сентября 1991 года, действовавший с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавший и применявшийся до 29 октября 2002 года, детские сады, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, дошкольные детские учреждения и школы также включены не были.
Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы, тем самым, период работы Самариной Н.Е. в должности медицинской сестры в детском саду Солнышко» после 1 октября 1993 года включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не подлежит.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что период работы истицы в должности медсестра ясли-сада «Сеспель» с 05.04.1991г. по 30.09.1993г. включается в ее стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Вместе с тем, период работы Самариной Н.Е. с 01.10.1993г. по 31.12.1993г. в должности «медсестра» детского сада не может быть включен в специальный стаж, дающий право для назначения пенсии по выслуге лет.
Ссылка истицы на то, что, работая в указанной должности в вышеуказанном детском дошкольном учреждении (в период после 1993 года), она осуществляла именно лечебную и связанную с ней деятельность по охране здоровья детей, что имеет основополагающее значение для возникновения права на досрочную пенсию по этому основанию, несостоятельна, поскольку для зачета периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по вышеуказанному основанию, необходимо, чтобы работа в должности медицинской сестры выполнялась в учреждениях, указанных в соответствующих Списках.
Из справки, уточняющей работу в должностях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, представленной работодателем следует, что истица с 01.08.1988г. по 04.04.1991г. работала в должности медсестры палаты новорожденных родильного отделения БУ ЧР «Батыревская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики на 1,0 ставку, с 01.01.1994г. по 20.03.1994г. в должности медсестры стационара, с 03.10.1994г. по 06.05.2006г. в должности дежурной медсестры на 1,0 ставку, с 18.07.2006г. по 09.08.2006г. в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета поликлиники на 1,0 ставку. За период работы в БУ ЧР «Батыревская центральная районная больница» находилась в административном отпуске по уходу за ребенком до 1,5 года с 12.05.1990г. по 03.03.1991г., с 04.03.1991г. по 04.04.1991г., на курсах повышения квалификации с 05.10.1998г. по 05.11.1998г., с 09.02.2004г. по 08.03.2004г., 27.11.2005г. – донорский день; в отпуске по беременности и родам находилась с 11.01.1990г. по 07.03.1990г., с 08.03.1990г. по 11.05.1990г.
По обстоятельству требования истицы о применении в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев к периодам работы медицинской сестрой родильного отделения Батыревской центральной районной больницы с 01.08.1988г. по 10.01.1990г., с 11.01.1990г. по 11.05.1990г.; с 12.05.1990г. по 04.04.1991г. суд приходит к следующему.
Из представленной трудовой книжки следует, что истица с 01.08.1988г. по 10.01.1990г. работала медицинской сестрой родильного отделения.
Указанное свидетельствует, что в спорный период истица работала медицинской сестрой в родильном отделении хирургического профиля, в котором имелась палата новорожденных.
В письме Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1997 г. № 2510/8568-97-32 «О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров» указано, что структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля. Родильные отделения являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений.
Исходя из смысла и содержания вышеприведенных нормативных актов, факт работы истицы медицинской сестрой родильного отделения является в данном случае достаточным для отнесения периода ее работы в данном отделении до 01.11.1999 года к специальному стажу с применением льготного порядка его исчисления. Такой порядок исчисления был установлен всему среднему медицинскому персоналу, независимо от наименования занимаемой должности, отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Отделение, в котором работала истица, имеет требуемый статус - отделения хирургического профиля. Иных требований для применения указанного порядка подсчета стажа, в частности, к наименованиям отдельных палат внутри самих отделений хирургического профиля, действовавшим в рассматриваемый период законодательством, установлено не было.
Кроме того, согласно представленному Перечню манипуляций, проводимых медсестрой палаты новорожденных родильного отделения, медсестра принимает участие при родовспоможении, проводит вторичную обработку пуповинного остатка, участвует при проведении реанимационных мероприятий новорожденным, родившимся в тяжелом состоянии, с синдромом дыхательных расстройств, ассистирует при проведении трахей, катетеризации пупочной вены и т.д.
Указанные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о выполнении истицей работы медицинской сестры отделения хирургического профиля стационара.
В силу п.5 Правил 2002 года периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в льготном порядке:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Таким образом, Правила 2002 года предусматривают возможность применения двух льготных порядков исчисления стажа одновременно, сложение которых влечет исчисление года работы за год и 9 месяцев при определении смешанного стажа, то есть при работе, как в городах, так и в сельской местности и поселках городского типа.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет медицинских работников, может производиться по условиям и нормам, установленным в нормативных актах, действовавших до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Аналогичный смысл имеет статья 30 Федерального закона № 173-ФЗ, предполагающая возможность при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применять порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, действовавший до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что спорные периоды работы подлежат исчислению в льготном порядке из расчета один год работы за один год и девять месяцев.
Материалами дела установлено, что истица в период работы в должности медицинской сестры родильного отделения Батыревской ЦРБ находилась в отпуске по беременности и родам с 11.01.1990 г. по 11.05.1990 г., и в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет с 12.05.1990 г. по 04.04.1991 г. Поскольку в период до предоставления отпуска по уходу за ребёнком истица занимала должность медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения БУ «Батыревская ЦРБ», то есть осуществляла лечебную деятельность в должности и в учреждении, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении 1 год за 1 год и 9 месяцев, соответственно нормы закона, предоставляющие право на льготное исчисление страхового стажа должны быть применены и на периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, и в отпуске по уходу за ребёнком.Согласно свидетельству о рождении С.М. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями указаны С.А. и Самарина Надежда Елизаровна.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Лишь с принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были вынесены изменения в Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии с п.5 Правил начисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ», утвержденного Постановлением РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж включается период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
При выше установленных обстоятельствах к периодам нахождения в отпуске по беременности и родам с 11.01.1990 года по 11.05.1990 г., нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет с 12.05.1990 г. по 04.04.1991 г. должно быть применено льготное исчисление страхового стажа один год работы за 1 год и 9 месяцев.
По обстоятельству требования истицы о льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца к периодам работы в должности дежурной медсестры стационара Батыревской центральной районной больницы: с 01.01.1994г. по 20.03.1994г.; с 03.10.1994г. по 04.10.1998г., с 06.11.1998г. по 31.10.1999г., с 01.11.1999г. по 30.04.2000г., с 01.06.2000г. по 03.10.2000г., 02.11.2000г. по 31.12.2001, с 01.01.2002г. по 08.02.2004г., с 09.03.2004г. по 26.11.2005г., с 28.11.2005г. по 06.05.2006г.; в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета Батыревской центральной районной больницы с 18.07.2006г. по 10.08.2006г.; в должности палатной медицинской сестры Тарханского ПНИ с 05.08.2008г. по 13.01.2010г.: в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения ЦГБ г. Чебоксары с 14.12.2012г. по 31.12.2012г., с 01.01.2013г. по 10.05.2013г.; в должности палатной медсестры в медико-реабилитационном отделении Чувашской РПБ с 01.10. 2013г. по 31.03.2016г. суд приходит к следующему.
Из справки, уточняющей работу в должностях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения №97 от 26.01.2018г., представленной БУ ЧР «Батыревская центральная районная больница» следует, что истица с 01.08.1988г. по 04.04.1991г. работала в должности медсестры палаты новорожденных родильного отделения БУ ЧР «Батыревская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики на 1,0 ставку, с 01.01.1994г. по 20.03.1994г. в должности медсестры стационара на 1,0 ставку, с 03.10.1994г. по 06.05.2006г. в должности дежурной медсестры на 1,0 ставку, с 18.07.2006г. по 09.08.2006г. в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета поликлиники на 1,0 ставку.
Выпиской из приказа №160 от 09.08.2006г. подтверждается, что Самарина Н.Е. – медицинская сестра физиотерапевтического кабинета поликлиники уволена с работы по собственному желанию 09.08.2006г.
Согласно трудовой книжке и справке уточняющей работу в должностях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, Самарина Н.Е. работала в Бюджетном учреждении Чувашской Республики «Тарханский психоневрологический интернат» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики с 5 августа 2008 года по 15 января 2010 года.
Трудовой книжкой и справкой уточняющей работу подтверждается факт работы истицы в должности медицинской сестры палатной терапевтического отделения БУ ЧР «Центральная городская больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики с 14.12.2012г. по 10.05.2013г. постоянно на 1,0 ставку.
С 01.10.2013г. по настоящее время Самарина Н.Е. работает в должности медицинской сестры палатной медико-реабилитационного отделения БУ ЧР «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения, что подтверждается записями в трудовой книжке и справкой №72/25 от 7 ноября 2017 года уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 (далее Постановление №781), в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.
В силу пункта 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 №464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (далее - Список №464), установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке (Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности), 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.
Согласно пункту 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца ). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. (абзац седьмой пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Таким образом, после 1 ноября 1999 г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). (Позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 06.06.2016 г. № 13-КГ16-1).
Периоды работы истицы с 01.01.1994г. по 20.03.1994г.; с 03.10.1994г. по 04.10.1998г., с 06.11.1998г. по 31.10.1999г., с 01.11.1999г. по 30.04.2000г., с 01.06.2000г. по 03.10.2000г., 02.11.2000г. по 31.12.2001, с 01.01.2002г. по 08.02.2004г., с 09.03.2004г. по 26.11.2005г., с 28.11.2005г. по 06.05.2006г., с 18.07.2006г. по 10.08.2006г.; с 05.08.2008г. по 13.01.2010г.; с 14.12.2012г. по 31.12.2012г., с 01.01.2013г. по 31.03.2013г., с 01.04.2013г. по 10.05.2013г.; с 01.10.2013г. по 31.03.2016г. ответчиком включены в специальный стаж в календарном порядке.
Поскольку трудовая деятельность Самариной Н.Е. по охране здоровья населения осуществлялась не только в сельской местности, но и в городе, то есть имеет место смешанный стаж, данные периоды работы подлежат включению в специальный трудовой стаж истца в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Далее истица просила включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.10.1998г. по 05.11.1998г., с 09.02.2004г. по 08.03.2004г.
Из записей в трудовой книжке следует, что Самарина Н.Е. с 03.10.1994г. по 06.05.2006г. работала в должности дежурной медицинской сестры стационара Батыревской районной больницы. В периоды работы в должности дежурной медицинской сестры стационара МУЗ «Батыревская ЦРБ» проходила курсы повышения квалификации.
Факт нахождения Самариной Н.Е. на курсах повышения квалификации с 05.10.1998г. по 05.11.1998г., с 09.02.2004г. по 08.03.2004г. в должности дежурной медицинской сестры стационара Батыревской районной больницы подтверждается вышеназванной справкой, уточняющей работу в должностях, а также выписками из приказа №22 от 30.09.1998г. и №2 от 09.02.2004г.
Согласно статье 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии ст.196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку повышения квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего, профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Аналогичные положения содержались в ст.112 КЗоТ РСФСР, действовавшего до 1 февраля 2002 года.
Учитывая, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.10.1998г. по 05.11.1998г., с 09.02.2004г. по 08.03.2004г. за истицей сохранялись рабочее место и заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, они подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Как указано выше, работа истицы в указанных должностях подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, в связи с чем периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации должны исчисляться в таком же порядке, то есть как 1 год работы за 1 год 3 месяца.
По обстоятельству требования истца о включении в специальный стаж донорского дня суд приходит к следующему.
Согласно ст.6 Закона РФ от 09.06.1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» руководители предприятий, учреждений, организаций, командиры (начальники) воинских частей обязаны предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.
На основании правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в определении от 26.01.2010 г. № 59-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г.А.К. на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 186 Трудового кодекса Российской Федерации», донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья; донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы; в случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха; в случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха; после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов; при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Пенсионного фонда РФ от 07.12.1998 г. № 06-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж «донорских» дней», работникам, являющимся донорами (ст.114 КЗоТ РФ), день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку N 1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
День сдачи крови истицей подтверждается вышеуказанной справкой, уточняющей периоды работы
Таким образом, с учетом системного толкования приведенных выше положений трудового и пенсионного законодательства, правовой позиции Конституционного Суда РФ, разъяснений в письме Пенсионного фонда РФ, суд приходит к убеждению, что дни сдачи крови, а также последующие дни отдыха подлежат включению в специальный трудовой стаж истца, поскольку в указанный день за Самариной Н.Е. сохранялось ее рабочее место по лечебному профилю и средний заработок.
Установив, что у истицы с учетом включенных пенсионным органом периодов её работы и оспариваемых периодов работы, зачтенных судом, суд приходит к выводу, что у истицы на момент обращения с заявлением в УПФ РФ в Батыревском районе специальный стаж составляет менее 30 лет.
В соответствии с пунктом 20 ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях», предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Самариной Надежды Елизаровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Батыревском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о включении периодов работы в связи с осуществлением лечебной деятельности в специальный стаж в льготном исчислении, удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Батыревском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от 2 августа 2016 года об отказе в назначении Самариной Надежде Елизаровне досрочной страховой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным в части не включения в специальный стаж: периода работы в должности медсестры ясли-сада «Сеспель» Батыревского района с 05.04.1991г. по 30.09.1993г., периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 05.10.1998 г. по 05.11.1998 г., с 09.02.2004г. по 08.03.2004г., донорский день 27.11.2015г.; а также не применения к периодам нахождения на курсах повышения квалификации с 05.10.1998 г. по 05.11.1998 г., с 09.02.2004г. по 08.03.2004г., периоду работы в должности медсестры ясли-сада «Сеспель» Батыревского района с 05.04.1991г. по 30.09.1993г.; периодам работы в должности медсестры родильного отделения Батыревской центральной районной больницы с 01.08.1988г. по 10.01.1990г., периодам нахождения в отпуске по беременности и родам с 11.01.1990г. по 11.05.1990г.; периодам нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 12.05.1990г. по 04.04.1991г., периодам работы в должности дежурной медсестры стационара Батыревской центральной районной больницы: с 01.01.1994г. по 20.03.1994г.; с 03.10.1994г. по 04.10.1998г., с 06.11.1998г. по 31.10.1999г., с 01.11.1999г. по 30.04.2000г., с 01.06.2000г. по 03.10.2000г., 02.11.2000г. по 31.12.2001, с 01.01.2002г. по 08.02.2004г., с 09.03.2004г. по 26.11.2005г., с 28.11.2005г. по 06.05.2006г., периодам работы в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета Батыревской центральной районной больницы с 18.07.2006г. по 09.08.2006г.; периодам работы в должности палатной медицинской сестры Тарханского ПНИ с 05.08.2008г. по 13.01.2010г.; периодам работы в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения ЦГБ г. Чебоксары с 14.12.2012г. по 31.12.2012г., с 01.01.2013г. по 10.05.2013г.; периодам работы в должности палатной медсестры в медико-реабилитационном отделении Чувашской РПБ с 01.10. 2013г. по 31.03.2016г. льготного исчисления и отменить его.
Включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации Самариной Надежды Елизаровны с 05.10.1998 г. по 05.11.1998 г., с 09.02.2004г. по 08.03.2004г. в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца; донорский день 27.11.2005г. в календарном исчислении; период работы в должности медсестры ясли-сада «Сеспель» Батыревского района с 05.04.1991г. по 30.09.1993г. в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца; период работы в должности медсестры родильного отделения Батыревской центральной районной больницы с 01.08.1988г. по 10.01.1990г., период нахождения в отпуске по беременности и родам с 11.01.1990г. по 11.05.1990г., период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет с 12.05.1990г. по 04.04.1991г. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев; период работы в должности дежурной медсестры стационара Батыревской центральной районной больницы: с 01.01.1994г. по 20.03.1994г.; с 03.10.1994г. по 04.10.1998г., с 06.11.1998г. по 31.10.1999г., с 01.11.1999г. по 30.04.2000г., с 01.06.2000г. по 03.10.2000г., 02.11.2000г. по 31.12.2001, с 01.01.2002г. по 08.02.2004г., с 09.03.2004г. по 26.11.2005г., с 28.11.2005г. по 06.05.2006г., период работы в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета Батыревской центральной районной больницы с 18.07.2006г. по 09.08.2006г.; период работы в должности палатной медицинской сестры Тарханского ПНИ с 05.08.2008г. по 13.01.2010г.; период работы в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения ЦГБ г. Чебоксары с 14.12.2012г. по 31.12.2012г., с 01.01.2013г. по 10.05.2013г.; период работы в должности палатной медсестры в медико-реабилитационном отделении Чувашской РПБ с 01.10.2013г. по 31.03.2016г. как 1 год работы за 1 год и 3 месяца в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В части включения в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода работы Самариной Н.Е. в должности медсестры ясли-сада «Сеспель» Батыревского района с 01.10.1993г. по 31.12.1993г. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Верховный Суд Чувашской Республики через Батыревский районный суд.
Председательствующий: Т.Г. Чукмаева
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2018 года.