ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2020 года г. Королев
Королёвский городской суд Московской области в составе:
судьи Касьянова В.Н.
при секретаре Калентьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-689/2020 по иску ФИО2 к ФИО3 о восстановлении электроснабжения, компенсации морального вреда отказать,
УСТАНОВИЛ:
Французов Н.А. обратился в суд с иском к Адамковскому Д.И., в котором просит обязать ответчика не чинить препятствий в пользовании электроэнергией, обязать ответчика произвести за свой счет монтаж электрооборудования к части дома истца, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 300000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что является собственником части жилого дома-квартиры по адресу: <адрес>, мкр-н.Болшево, <адрес>, общей площадью 50,2 кв.м. В данной квартире зарегистрирован он, а так же члены его семьи: ФИО5, ФИО6, а так же его малолетние внуки ФИО7, ФИО8 Ответчик проживает в другой части данного дома. 09 сентября 2017 года без разрешения сетевой организации и его согласования ответчик отсоединил электрокабель на мачте опоре, стоявшей на крыше дома 21 кор. 4, оторвал мачту опору для крепления электрокабеля, тем самым оставил половину дома истца без электричества. Ответчик это мотивировала тем, что данный кабель проходит над его участком земли, и ему мешает. Данный электрокабель и мачту опору ставила электросеть г. Королева. Все документы на подключение электричества им были согласованы и оплачены в 2013-2014гг., задолженности за электроэнергию нет. В связи с данными действиями Ответчика, я обратился в полицию. Так же он неоднократно обращался в АО «МСК Энерго» с заявлением о случившемся и просил поставить столб с восстановлением электроснабжения, однако этого сделано не было, а самостоятельно он не может производить данные работы в следствие тяжелого состояния здоровья, инвалидности II Группы. В связи с действиями ответчика он вынужден проживать 2 года без электричества в своей части дома. Иного места для проживания он не имеет.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные исковые требования просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Адамковский Д.И. просил в удовлетворении иска отказать, подтвердил, что действительно осуществил отключение части дома истца от электросети, и указал, что приобрел часть жилого дома в 2016 году, на момент возникновения у него права собственности, вводно-распределительное устройство располагалось на его земельном участке, а от ВРУ через его территорию был проложен кабель к части дома истца. Он (ответчик) обращался в АО «МСК Энерго» с письмом, в котором просил убрать данный электрокабель с его земельного участка, поскольку он мешает проведению ремонта и спилу сухих деревьев. 02.07.2016 г. он (ответчик) в присутствии трех свидетелей пытался вручить истцу уведомление с требованием убрать кабель и мачту с его земельного участка. Истец не выполнил законные требования ответчика, и продолжал пользоваться электрокабелем и мачтой. По мнению ответчика, проведение кабеля и установка ВРУ на строении ответчика является незаконной, так как осуществлена без согласования с собственником помещения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Французова Н.А. подлежат удовлетворению в части, учитывая следующее.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статья 539 ГК РФ предусматривает, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу положений ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору электроснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
На основании ст. 541 ГК РФ (пункты 1, 3) энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
В соответствии со ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от электроснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.
В силу ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
По смыслу приведенных норм прекращение и ограничение подачи электроэнергии может осуществляться поставщиком энергии либо по соглашению сторон, либо при отсутствии такого соглашения - в одностороннем порядке - при необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления об этом абонента.
Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, мкр-н.Болшево, <адрес>, состоит из двух частей – квартир.
Собственником квартиры №2 является Французов Н.А., право собственности зарегистрировано 09.12.2010 г. на основании решения Королёвского городского суда от 30.12.2009 г.
Собственником квартиры №1 является Адамковский Д.И., право собственности зарегистрировано 14.06.2016 г. на основании договора купли-продажи.
Как установлено судом, на основании полученных истцом Технических условий ОАО «Королевская электрическая сеть» от 14.08.2013 г. № ТУ-286/13, типового договора №257/13 от 20.08.2013 г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, Акта допуска прибора учета в эксплуатацию от 20.02.2014 г., Акта о выполнении ТУ от 24.02.2014 г., осуществилось технологическое присоединение части жилдого дома – <адрес> по адресу: <адрес>, мкр-н.Болшево, <адрес>, к электрической сети, а именно осуществлена установка вводного распределительного устройства части жилого дома; точка присоединения – ближайшая к границам участка ЗАО «МЩК» магистральная опора ВЛ – 0,4 кВ от КТП-169; заявитель осуществил от ВРУ квартиры до опоры с ответвлением на ввод монтаж силовой линии расчетного сечения.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ОАО «Королёвская электросеть СК» был заключен договор электроснабжения №505234.
Таким образом, истец осуществил законное подключение своей квартиры к электросети, оснований считать что собственником <адрес> оспаривалось осуществление данного подключения не имеется.
Также судом установлено, что 09 сентября 2017 года новый собственник квартиры №1 Адамковский Д.И. осуществил отсоединение электрокабеля на мачте опоре, стоявшей на крыше <адрес> кор. 4, отсоединение мачты опоры для крепления электрокабеля, то есть осуществил фактическое отключение части жилого дома истца от электросети.
Как указывает Адамковский Д.И., данные действия были осуществлены им в связи с тем, что электрокабель истца незаконно проходил через его (ответчика) земельный участок, установлен без согласования, мешал проведению ремонта и спилу сухих деревьев.
Между тем, в соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.
Из пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861, следует, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Абзацем 1 пункта 2 статьи 546 ГК РФ предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Согласно пункту 3 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Подпунктом "б" пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее Правила), предусмотрено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся, в числе прочего: при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии; при выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии.
При этом согласно пункту 4 названных Правил ограничение режима потребления в названных случаях вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрический энергии (мощности) на розничном рынке).
При выявлении подключения и пользования электроэнергией истцом без соблюдения технических предписаний, ограничение режима потребления вводится также по инициативе гарантирующего поставщика, с учетом положений пунктом 47 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (подпункт "ж" пункт 2 Правил).
Таким образом, ответчик не вправе был самовольно препятствовать передаче электрической энергии к части дома истца, осуществлять самовольное отключение части дома истца от электросети.
В случае наличия претензий к расположению электрооборудования истца на его земельном участке, ответчик имел возможность в порядке ст.304 ГК РФ обратиться в суд с соответствующими исковыми требованиями.
Доводы ответчика о том, что подключение части дома истца к электросети было осуществлено без согласования с собственником <адрес> не могут быть приняты судом во внимание, поскольку подключение было осуществлено до приобретения им части жилого дома и земельного участка, а данное имущество было приобретен им уже при наличии такого присоединения.
Поскольку, указанные действия ответчика противоречат нормам статьи 546 ГК РФ, поскольку Адамковский Д.И. не является поставщиком электроэнергии, отключение электроэнергии произведено при отсутствии предусмотренных законом оснований.
С учетом изложенного действия Адамковского Д.И. по отключению электроэнергии от части дома истца, являются незаконными, а права истца подлежат защите путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым, обязать Адамковского Д.И. в срок десять дней с даты вступления решения суда в законную силу, восстановить снабжение электрической энергией части жилого дома по адресу: <адрес>ёв, мкр.Болшево, <адрес>, принадлежащей Французову Н.А. и не чинить Французову Н.А. препятствий в пользовании электроэнергией.
Между тем, судом не установлено предусморенныхз ст.151 ГК РФ оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком его неимущественных прав.
В связи с частичным удовлетворением иска, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца возмещение расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах, в сумме 20000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ФИО3 – удовлетворить в части.
Обязать ФИО3 в срок десять дней с даты вступления решения суда в законную силу, восстановить снабжение электрической энергией части жилого дома по адресу: <адрес>ёв, мкр.Болшево, <адрес>, принадлежащей ФИО2 и не чинить ФИО2 препятствий в пользовании электроэнергией.
Взыскать с ФИО3 в пользу ФИО2 возмещение судебных расходов в сумме 20000 руб.
В удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья В.Н. Касьянов
Решение изготовлено в окончательной форме 07.04.2020 г.