Решение по делу № 2а-3316/2020 от 14.09.2020

Дело № 2а-3316/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    05 ноября 2020 года город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Захарова О.С.,     рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области к Ойюланду С.А. о взыскании пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам, и штрафов,

                     У С Т А Н О В И Л:

    Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Ойюланда С.А. пеней в сумме 7 512,20 руб., начисленных на недоимку по страховым взносам за периоды до 01.01.2013, 01.01.2010, 01.01.2017, и штрафов по НДС в сумме 300 руб. и по НДФЛ в сумме 50 руб.

В обоснование административного иска указано, что Ойюланд С.А., будучи до 22.06.2015 индивидуальным предпринимателем, в соответствии с Федеральный законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – ФЗ № 212-ФЗ), который действовал до 01.01.2017, имел обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области Ойюланду С.А. в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на основании ст.75 Налогового кодекса РФ на суммы задолженности по страховым взносам за периоды до 01.01.2013, 01.01.2010, 01.01.2017 начислены пени, в адрес Ойюланда С.А. направлено требование № 070S01170010826 от 09.01.2017 о необходимости уплаты в срок до 01.04.2017 пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам в сумме 20 885,86 руб.

Административный ответчик требование об уплате пеней в добровольном порядке не исполнил.

Кроме того, по результатам проверок представленных Ойюландом С.А. деклараций по НДС, НДФЛ Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области 23.11.2016, 24.11.2016 вынесены решения № 18-04/46119, № 18-04/46097, № 18-04/46098, № 18-04/46100, № 18-04/46101, № 18-04/46102 о привлечении Ойюланда С.А. к отвественности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.119 НК РФ, за подачу налоговых деклараций с нарушением установленного срока, и взыскании штрафов.

В связи с неуплатой Ойюландом С.А. начисленных штрафов налоговым органом административному ответчику были направлены требования № 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157 от 31.01.2017 о необходимости уплаты штрафов в срок до 22.02.2017, которые Ойюландом С.А. исполнены не были.

Поскольку административный ответчик требования об уплате пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам, и штрафов не исполнил, административный истец обратился в суд с данным иском. Одновременно с подачей административного иска ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании недоимки по пеням, в обоснование ходатайства сослался на большую загруженность работников налоговой инспекции по взысканию с физических лиц задолженности по налогам и сборам в соответствии со ст. 48 НК РФ.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.3 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Одновременно с подачей иска административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

    В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству административному ответчику разъяснен порядок упрощенного (письменного) судебного разбирательства и предложено представить в суд письменные возражения по существу административного искового заявления.

В установленный срок Ойюланд С.А. письменные возражения на административное исковое заявление не представил.

Принимая во внимание, что указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 291, 292 КАС РФ, рассмотрел дело в порядке упрошенного (письменного) производства.

Статьей 57 Конституции РФ, ст. 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно статьям 1 и 3 Налогового кодекса РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы налоговым органам.

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-Ф3 Налоговый кодекс РФ дополнен разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст.419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Как следует из материалов дела, Ойюланд С.А. с 22.01.2001 по 22.06.2015 являлся индивидуальным предпринимателем /л.д.41-42/.

В соответствии с положениями Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования" Ойюланд С.А. обязан был уплатить страховые взносы в бюджет ПФР на страховую часть и в бюджет ФФ ОМС.

Поскольку установленный законом срок об уплате страховых взносов за соответствующей год административным ответчиком был нарушен, Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области в порядке ст.75 НК РФ на сумму недоимки по страховым взносам были начислены пени.

Ойюланду С.А. выставлено требование № 070S01170010826 от 09.01.2017 о необходимости уплаты в срок до 01.04.2017 пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам за периоды до 01.01.2013, 01.01.2010, 01.01.2017, в сумме 20 885,86 руб. /л.д. 7/.

Из административного иска усматривается, что Ойюланд С.А. имеет задолженность по уплате пеней, начисленных: на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период до 01.01.2017 в размере 629,36 руб.; на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2013 в сумме 6 218,25 руб.; на недоимку по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период до 01.01.2010 в размере 664,59 руб.

Кроме того, по результатам проверок представленных Ойюландом С.А. деклараций по НДС, НДФЛ Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области вынесены решения № 18-04/46119 от 24.11.2016, № 18-04/46097, № 18-04/46098, № 18-04/46100, № 18-04/46101, № 18-04/46102 23.11.2016 о привлечении Ойюланда С.А. к отвественности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.119 НК РФ, а именно непредставление в установленный срок единой упрощенной налоговой декларации, и взыскании штрафов /л.д. 15-28/.

В связи с неуплатой Ойюландом С.А. начисленных штрафов налоговым органом административному ответчику были направлены требования № 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157 от 31.01.2017 о необходимости уплаты начисленных штрафов по НДС в сумме 300 руб. и по НДФЛ в сумме 50 руб. в срок до 22.02.2017 /л.д. 8-4/.

Сведений об исполнении административным ответчиком обязанности по уплате начисленных штрафов в установленный в требованиях срок материалы дела не содержат.

Поскольку административный ответчик требования об уплате пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам, и штрафов в добровольном порядке не исполнил, административный истец 14.09.2020 обратился в суд с административным иском.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Аналогичный срок обращения в суд налогового органа с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций установлен в части 2 ст. 286 КАС РФ.

Нормативное установление срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам противоречит конституционным принципам, лежащим в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П).

Судом установлено, что общая сумма задолженности по требованиям № 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157 от 31.01.2017 не превышала 3000 руб., следовательно, налоговый орган не вправе был обращаться в суд по истечении установленного в требованиях срока. Вместе с тем, срок исполнения требования № 070S01170010826 от 09.01.2017 об уплате пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам, в сумме 20 885,86 руб. истек 01.04.2017, следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в срок до 01.10.2017 включительно.

Как следует из материалов дела, административный истец в порядке, предусмотренном главой 11.1 КАС РФ, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ойюланда С.А. задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам, и штрафов к мировому судье не обращался, с настоящим иском в суд обратился 14.09.2020.

Учитывая приведенные выше положения закона, установленный в требовании срок уплаты пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам, а также сумму задолженности по пеням, срок обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности административным истцом пропущен.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Доказывание уважительности причин пропуска срока для обращения в суд обязан осуществлять административный истец.

Из буквального толкования порядка взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренного ч.2, ч.3 ст.48 НК РФ следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.

Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения с заявленными требованиями, административный истец сослался на большую загруженность работников налоговых органов по взысканию с физических лиц задолженности по налогам и сборам в соответствии со ст. 48 НК РФ. Однако доказательств, объективно исключающих возможность налогового органа обратиться в суд с заявленными требованиями в установленный законом срок, представлено не было.

Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области является юридическим лицом и должна иметь необходимый штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов и сборов. Ненадлежащая организация работы налогового органа не является уважительной причиной пропуска установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока.

Поскольку в нарушение вышеназванных норм, обращение налогового органа с административным иском последовало по истечении установленного законом срока и оснований для восстановления административному истцу пропущенного срока не имеется, суд отказывает в удовлетворении заявленного административного иска в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области к Ойюланду С.А. о взыскании пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам, и штрафов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья                 О.С. Захарова

2а-3316/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России №1 по ПО
Ответчики
Ойюланд Сергей Александрович
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Захарова Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
pskovskygor.psk.sudrf.ru
14.09.2020Регистрация административного искового заявления
14.09.2020Передача материалов судье
16.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
05.11.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
05.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее