Дело №2-1799/2023
26RS0002-01-2023-002477-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 мая 2023 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Романенко Ю.С.,
при секретаре Поповой С.А.,
с участием:
представителя ответчика – Министерства здравоохранения Ставропольского края – Рудаковой Н.В., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика – Министерства здравоохранения Ставропольского края – Берестенева К.Б., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ледник <номер обезличен> к Министерству здравоохранения Ставропольского края, об обязании обеспечить лекарственным препаратом,
установил:
Ледник А.С. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Ставропольского края, об обязании обеспечить лекарственным препаратом.
Исковые требования мотивированы тем, что истец имеет заболевание – <номер обезличен> тяжелое течение, хронический гнойно-обструктивный бронхит, нестойкая ремиссия. Диффузные бронхоэкстазы. Диффузный пневмосклероз. Микобактериоз легких, вызванный M.abscessus. ДН 2ст. Хроническое инфицирование дыхательных путей Achromobacter spp., P.aeruginosa, S.aureus. Хронический панкреатит. Ироническая панкреатическая недостаточность. Белково-энергетическая недостаточность, хронический полипозно-гнойный риносинусит. 18.01.2023 в ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России истцу по инициативе лечащего врача был проведен Консилиум, решением которого были назначены по жизненным показаниям препараты элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО и ивакафтор КАЛИДЕКО. Дозировки указаны в Консилиуме. В связи с этим истец обратился к ответчику с просьбой об организации обеспечения его названными лекарственными препаратами. В ответ на обращение, Министерствоздравоохранения Ставропольского края сообщает, что: «Ваше лекарственное обеспечение препаратами ивакафтор/тезакафтор/элексафактор (Кафтрио) и ивакфтор (Калидеко) средств федерального и регионального бюджетов не представляется возможным.». На данный момент истец так и остается без назначенных по жизненным показаниям препаратов элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО + ивакафтор КАЛИДЕКО. Истец является инвалидом, страдающий редким генетическим заболеванием - Е84.0 <номер обезличен> которое включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний. Сам по себе факт того, что данное заболевание не включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, не может служить основанием для отказа в обеспечении лекарственными препаратами, необходимость применения которых по жизненным показаниям подтверждена консилиумом врачей. Именно в связи с этим заболеванием истцу установлена инвалидность. Вследствие этого истец, как инвалид с детства, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также Федеральной и Территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами. При этом, не зарегистрированные на территории Российской Федерации препараты элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафтор (КАЛИДЕКО) были назначены истцу по жизненным показаниям решением консилиума врачей и врачебной комиссией федеральной специализированной медицинской организации в соответствии с п. 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 № 494. То есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственных препаратов, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения данных препаратов. Отсутствие рецепта врача не может умалять право истца, страдающего редким (орфанным) заболеванием, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, назначенными ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям. Кроме того, в соответствии с обязанностями, возложенными на ответчика законодательством по льготному лекарственному обеспечению, ответчик должен осуществлять проект бюджета (предоставить данные для составления проекта бюджета) таким образом, чтобы рассчитать необходимую потребность денежных средств на текущий период, а при недостатке бюджета должен воспользоваться своим правом на получение межбюджетного трансферта и иных источников. Данное право органов исполнительной власти субъектов РФ закреплено в Бюджетном кодексе РФ, а также в Федеральном законе от 21.11.2011 №323-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 30.07.1997 №890 органами исполнительной власти субъекта РФ разрешено привлекать дополнительные источники финансирования, в частности средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для улучшения лекарственного обеспечения». Следовательно, что отсутствие денежных средств не является уважительным основанием для не обеспечения больного, нуждающегося в лекарственном препарате по жизненным показаниям. С учетом того, что назначение консилиумом врачей истец по жизненным показаниям лекарственных препаратов элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафтор КАЛИДЕКО) - единственно возможный вариант лечения, уклонение ответчика от обеспечения его этими препаратами за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством. На основании изложенного просит суд возложить на Министерство здравоохранения Ставропольского края обязанность организовать бесплатное обеспечение истцу лекарственными препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафюр (КАЛИДЕКО), назначенными по жизненным показаниям, указанными в Консилиуме от 18.01 2023 ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России на постоянной основе, до отмены препаратов.
Истец Ледник А.С. и ее представитель Лазутина М.В., извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения Ставропольского края – Рудакова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила суд отказать в полном объеме.
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения Ставропольского края – Берестенев К.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по доводам изложенным в возражениях, в которых указано, что лекарственные препараты ивакафтор/тезакафтор/элексакафтор (Кафтрио) и ивакафтор (Калидеко) не зарегистрированы на территории Российской Федерации и соответственно, не включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Ледник А.С. является инвалидом 3-й группы, в связи с чем, лекарственное обеспечение препаратами ивакафтор/тезакафтор/элексакафтор (кафтрио) и ивакафтор (Калидеко) за счет федерального и регионального бюджетов не представляется возможным.
Суд с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение лиц участвовавших в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституция Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
В силу ч.15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9.08.2005 №494.
Согласно п. 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст.48 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Судом установлено, что Ледник А.С., имеет заболевание – <номер обезличен> тяжелое течение, хронический гнойно-обструктивный бронхит, нестойкая ремиссия. Диффузные бронхоэкстазы. Диффузный пневмосклероз. Микобактериоз легких, вызванный M.abscessus. ДН 2ст. Хроническое инфицирование дыхательных путей Achromobacter spp., P.aeruginosa, S.aureus. Хронический панкреатит. Ироническая панкреатическая недостаточность. Белково-энергетическая недостаточность, хронический полипозно-гнойный риносинусит.
Согласно справки серии МСЭ-2018 № 1860109, ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № <номер обезличен>, Ледник А.С., является инвалидом третей группы (Т.1 л.д. 17-18).
18.01.2023 в ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России Ледник А.С., по инициативе лечащего врача был проведен Консилиум в связи с нуждаемостью в назначении лекарственных препаратов, не зарегистрированных на территории РФ при орфанном заболевании.
Согласно протокола консилиума НИИ Пульмонологии ФМБА России от 18.01.2023, заключение комиссии следующее: препарат элексафактор 100мг/тезакафтор 50 мг/ ивакафтор 75 мг + ивакафтор 150 мг – ТРИКАФТА 1095 таблеток в год или элексафактор 100 мг/ тезакафтор 50 мг/ ивакафтор 75 мгг –КАФТРИО 730 таблеток в год и ивакафтор 150 мг – КАЛИДЕКО 365 таблеток назначены Марченко М.А. по жизненным показаниям длительно на постоянной основе. В отсутствие лечения вышеуказанным препаратом жизнеугрожающее состояние больной может развиваться в короткие сроки (Т.1 л.д. 19-22).
Статьей 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Рассматривая довод представителя ответчика министерство здравоохранения Ставропольского края о том, что истец является инвалидом 3-й группы, в связи с чем, лекарственное обеспечение препаратами ивакафтор/тезакафтор/элексакафтор (кафтрио) и ивакафтор (Калидеко) за счет федерального и регионального бюджетов не представляется возможным, уд приходит к следующему.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Указанный закон, определяя социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную поддержку инвалидов как систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения, устанавливает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ст. 2 и 13).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан устанавливает Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», предусматривающий в качестве одного из видов государственной социальной помощи инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (п. 8 ст. 6.1, п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Закона №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч.1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 № О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 890) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень), относящий лиц с заболеванием «Муковисцидоз» к самостоятельной группе населения, которой по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания.
В Перечне (раздел «категории заболеваний») поименован «Муковисцидоз», при амбулаторном лечении которого лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
С учетом изложенного, лица с заболеванием <номер обезличен> имеют право на получение лекарственных препаратов для лечения данного заболевания за счет средств федерального и областного бюджета, при этом, истец, имея 3-ю группу инвалидности, не теряет право на льготное лекарственное обеспечение, поскольку инвалиды обеспечиваются лекарственными средствами по двум основаниям: в рамках набора социальных услуг в соответствии с Законом о государственной социальной помощи и в силу Постановления Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994, закрепившего Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Обеспечение лиц, больных лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти (п. 9.2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу п. 5 ч. 2 ст.81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст.81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В соответствии с Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории Ставропольского края» от 23.07.2012 № 77-кз и Положением о министерстве, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 16.08.2012 № 564, министерство выступает государственным заказчиком в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, при закупке товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края; главным администратором доходов бюджета Ставропольского края в соответствии с законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год и плановый период, главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций. Министерство организует обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; а также предоставление мер социальной поддержки: гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; гражданам, страдающим фенилкетонурией (кроме детей-инвалидов); гражданам, страдающим эпилепсией; гражданам, страдающим жизнеугрожающим нарушением ритма сердца и нуждающимся по медицинским показаниям в экстренной установке электрокардиостимулятора; гражданам, страдающим почечной недостаточностью, постоянно проживающим на территории Ставропольского края и нуждающимся в оказании амбулаторной специализированной диализной медицинской помощи, в случае отсутствия возможности ее оказания в медицинских организациях Ставропольского края, и получающим ее по направлению органа исполнительной власти Ставропольского края в сфере охраны здоровья в медицинской организации, расположенной на территории другого субъекта Российской Федерации, в том числе в период ожидания трансплантации донорской почки.
Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Ставропольского края, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения Ставропольского края.
Как следует из материалов дела, лекарственные препараты: «ивакафтор/тезакафтор/элексакафтор» (Кафтрио) и «ивакафтор» (Калидеко) не зарегистрированы в «Государственном реестре лекарственных средств» на территории Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 47 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в РФ конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в ст. 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.
В силу п. 5.5.28 Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 « 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» Минздрав РФ осуществляет выдачу разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента.
Ввоз лекарственных препаратов на территорию Российской Федерации возможен на основании Постановления Правительства РФ от 29.09.2010 № 771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территории Российской Федерации» по жизненным показаниям, одним из положений которого является обращение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, о необходимости ввоза незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента с приложением копии заключения консилиума врачей учреждения субъекта Российской Федерации, в котором оказывается медицинская помощь этому пациенту, о назначении ему незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза, подписанного главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности.
Процедура закупки лекарственных препаратов, предусмотрена Федеральным законом от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Принимая во внимание, что Ледник А.С. является инвалидом, страдающим заболеванием – Е84.0 <номер обезличен> которое включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, решениями врачебной комиссии по жизненным показаниям признана нуждающейся в приеме лекарственных средств - элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафтор (КАЛИДЕКО), суд приходит к выводу, что Ледник А.С. имеет право на бесплатное обеспечение данными лекарственными препаратами, незарегистрированными на территории Российской Федерации и не имеющими аналогов в Российской Федерации, назначенным ей в установленном законом порядке по жизненным показаниям и разрешенным к ввозу в Российскую Федерацию.
Доказательств, опровергающих нуждаемость Ледник А.С. в обеспечении вышеуказанными лекарственными препаратами, Министерством здравоохранения Ставропольского края не представлено.
Кроме того, отсутствуют какие-либо бесспорные доказательства о наличии оснований, по которым Ледник А.С. не рекомендован прием спорных лекарственных препаратов, а также противопоказаний к его применению.
С учетом того, что лекарственные препараты «ивакафтор/тезакафтор/элексакафтор» (Кафтрио) и «ивакафтор» (Калидеко) назначены Ледник А.С. консилиумом врачей НИИ Пульмонологии ФМБА России от 18.01.2023 по жизненным показаниям длительно на постоянной основе, необеспечение данными препаратами за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает их право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
На основании изложенного, в целях реализации права Ледник А.С. на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования и возложить на Министерство здравоохранения Ставропольского края обязанность организовать бесплатное обеспечение Ледник А.С. лекарственными препаратами злексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафтор (КАЛИДЕКО), назначенными по жизненным показаниям, указанными в Консилиуме от 18.01.2023 ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России на постоянной основе, до отмены препаратов.
Согласно ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Часть 1 ст. 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в ст. 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Министерство здравоохранения, является государственным учреждением, созданным в целях осуществления государственных задач в сфере охраны здоровья граждан для обеспечения оперативного и качественного снабжения медицинских и аптечных учреждений лекарственными средствами и осуществляет их закупку в соответствии с положениями ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с пунктами 5, 6 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Министерство здравоохранения Ставропольского края самостоятельно выступает заказчиком при закупках для государственных нужд в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых и неисполненных обязательств.
На основании ст. 525 ГК РФ и п. 3 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Обращение решения суда к немедленному исполнению предполагает совершение действий, направленных на его исполнение до даты его вступления в законную силу.
Учитывая, что вышеуказанным Федеральным законом предусмотрен необходимый алгоритм действий, направленный на соблюдение установленного порядка при осуществлении закупок (проведение аукциона в электронной форме от включения закупки в план график закупок до заключения контракта), требующий временных затрат, то в данном случае немедленное исполнение решения суда должно производиться в соответствии с названной нормой права.
Поскольку решением суда на ответчика возложена обязанность по обеспечению жизненно важным лекарственным препаратом, следовательно, выполнение требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ по закупке препарата, должно быть произведено в кратчайшие сроки.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ледник <номер обезличен> к Министерству здравоохранения Ставропольского края, об обязании обеспечить лекарственным препаратом – удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Ставропольского края обязанность организовать бесплатное обеспечение Ледник <номер обезличен>, лекарственными препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафтор (КАЛИДЕКО), назначенными по жизненным показаниям, указанными в Консилиуме от 18.01.2023 ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России на постоянной основе, до отмены препаратов.
Решение суда обратить к немедленному исполнению в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10.05.2023 года
Судья Ю.С. Романенко