Дело № 2-872/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2015 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Ананьевой Е.А.,
при секретаре Чильчиновой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ельмековой А.И. к Администрации г. Горно-Алтайска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Ельмекова А.И., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней Ельмековой У.Л.. обратилась в суд с иском к Администрации г. Горно-Алтайска о предоставлении жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что истец на иждивении имеет <данные изъяты> и <данные изъяты>. В отношении дочери Е.. установлена категория <данные изъяты>, которым жилое помещение предоставляется вне очереди. На учете в качестве нуждающихся в улучшении жилых условий семья стоит с 28.07.2009 г. Истец просит обязать Администрацию г. Горно-Алтайска предоставить на семью из четырех человек: Ельмековой А.И., Ельмекову Э.Л., Ельмековой У.Л., Ельмекову А.Л. вне очереди жилое помещение на территории г. Горно-Алтайска, отвечающее техническим и санитарным нормам по договору социального найма площадью не менее <данные изъяты> кв. м с учетом права Ельмековой У.Л. на дополнительную площадь, этажом не выше второго этажа.
В судебном заседании истец Ельмекова А.И. и её представитель Шкакова Л.Г., действующая по доверенности, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель администрации г. Горно-Алтайска Чонина Т.В., действующая на основании доверенности, не признала исковые требования в полном объеме, пояснив, что администрация города не наделена полномочиями по обеспечению жильем семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после января 2005 года.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 года, как следует из части 2 названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Между тем согласно части 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Из материалов дела следует, что Ельмекова У.Л., <дата> года рождения, является <данные изъяты> включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378.
Согласно справке врачебной комиссии <номер> от 11.02.2015 года Ельмекова У.Л., <дата> года рождения, имеет диагноз <данные изъяты>, состоит на диспансерном учете у <данные изъяты>
Заболевания с вышеуказанными буквенно-цифровыми кодами включены в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. № 378.
Распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска от 28.07.2009 г. <номер> Ельмекова А.И. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в льготный список <данные изъяты>.
Ельмекова А.И. с семьей из четырех человек, проживают в жилом помещении по адресу: <данные изъяты> которое принадлежит Ельмековой А.И., Ельмекову Э.Л., Ельмековой У.Л., Ельмекову А.Л. на праве общей совместной собственности по ? доли, что подтверждается сведениями из ЕГРП.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из наличия у Ельмековой У.Л. права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, и нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий.
Предусмотренное законодательством право граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на внеочередное предоставление жилья не ставит указанное право в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в законе указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Учитывая вышеприведенные нормы закона, граждане, являющиеся инвалидами, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний и вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма после 01.01.2005 г., имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Доводы представителя администрации г. Горно-Алтайска о том, что органы местного самоуправления обеспечивают жилым помещением только инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 г. не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий предполагает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
По смыслу определения Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В отношении категории лиц, к которой относится семья Ельмековой У.Л., вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, однако, отсутствие правового регулирования по вопросу о предоставлении жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда, не может лишить данных граждан на получение жилья вне очереди, поэтому к данным правоотношениям должны применяться нормы п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающей предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Отсутствие у Администрации г. Горно-Алтайска финансовых средств на указанные цели при разрешении возникшего спора также не имеет юридического значения, поскольку в целях реализации предоставленных органам местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения законодательством предусмотрено, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).
При определении общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам, суд исходит из следующего.
Постановлением администрации г. Горно-Алтайска от 21.03.2006 <номер> (ред. от 01.11.2006) «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма» норма предоставляемой площади жилого помещения по договору социального найма составляет 18 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи для семьи из трех и более человек.
В силу абз. 6 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Ельмекова У.Л. является <данные изъяты>, заболевание которой включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с чем, она имеет право на дополнительную жилую площадь.
Ельмековой А.И., Ельмекову Э.Л., Ельмековой У.Л., Ельмекову А.Л принадлежит по ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. При определении площади жилого помещения, полагающегося истцам, необходимо учитывать указанное обстоятельство.
Таким образом, семье Ельмековых с учетом права Ельмековой У.Л. на дополнительную жилую площадь, а также с учетом площади имеющегося у семьи в собственности жилого помещения подлежит предоставлению жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты>
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ельмековой А.И. удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Горно-Алтайска предоставить Ельмековой А.И., действующей за себя и в интересах Ельмековой У.Л., на состав семьи из <данные изъяты> человек вне очереди жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным нормам по договору социального найма в г. Горно-Алтайске, площадью не менее <данные изъяты> кв.м. общей жилой площади, с учетом права Ельмековой У.Л. на дополнительную жилую площадью, и с учетом жилой площади, находящейся в собственности у истцов, и не выше второго этажа.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 30марта 2015 года.
Судья Е.А. Ананьева