Дело 2- 98 /2015
Решение
Именем Российской Федерации
06 апреля 2015 года г. Краснознаменск
Краснознаменский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Филаткина Ю.М.,
с участием прокурора Краснознаменского района Неживого С.Б.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснознаменского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район», МБОУ «Побединская начальная школа- детский сад» о признании бездействий незаконными, обязании устранить недостатки антитеррористической защищенности образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Краснознаменского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ с названным исковым заявлением указав, что проведенной проверкой, в том числе путем обследования территории образовательного учреждения МБОУ «Побединская начальная школа-детский сад» пос. Победино Краснознаменского района установлено, что образовательное учреждение не обеспечивает необходимые меры по противодействию терроризму, нарушает требования Федерального закона «О противодействии терроризму», указав, что ограждение школьного двора не отвечает требованиям закона отсутствует ограничение свободного въезда и знаки, ограничивающие и запрещающие въезд автотранспорта на территорию объекта, отсутствует видеонаблюдение объекта, отсутствует охранное периметральное освещение территории объекта, что способствует бесконтрольному пребыванию и передвижению граждан и транспорта по территории общеобразовательного учреждения.
Полагает, что выполнение вышеназванных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности, выявлению и пресечению фактов несанкционированного проникновения постороннего транспорта и лиц, в том числе имеющих намерения организации террористического акта на территории образовательного учреждения, а также функции обеспечения защиты прав несовершеннолетних учащихся и сотрудников образовательного учреждения на охрану жизни и здоровья. С учетом уточненных исковых требований просил признать бездействие администрации МО «Краснознаменский муниципальный район» и МБОУ «Побединская начальная школа- детский сад» в части необеспечения мер по противодействию терроризму незаконными, обязать МБОУ «Побединская начальная школа- детский сад» устранить недостатки антитеррористической защищенности образовательного учреждения в течение одного года, а администрацию МО «Краснознаменский муниципальный район» профинансировать мероприятия по устранению недостатков антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Представитель ответчика МБОУ «Побединская начальная школа- детский сад»- директор ФИО3 с заявленными требованиями не согласилась. Суду пояснила, что в их школьном учреждении установлена система видеонаблюдения, имеется освещение территории, сигнализация подключение к пульту централизованного наблюдения. По вопросу ограждения территории неоднократно обращались в администрацию МО «Краснознаменский муниципальный район», однако ответа до настоящего времени не поступило. Дорожные знаки действительно отсутствуют, но они будут установлены.
Ответчик – администрация МО «Краснознаменский муниципальный район» третье лицо отдел образования администрации МО «Краснознаменский муниципальный район» в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены должным образом, причина неявки не известна, возражений по существу заявленных требований не представили.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования, просил признать бездействие администрации МО «Краснознаменский муниципальный район» и в части необеспечения мер по противодействию терроризму незаконными, обязать устранить недостатки антитеррористической защищенности образовательного учреждения МБОУ «Побединская начальная школа- детский сад» в течение одного года с момента вступления решения в законную силу, а администрацию МО «Краснознаменский муниципальный район» профинансировать мероприятия по устранению недостатков антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Суд, выслушав прокурора, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, а также в Указе Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 года (в редакции от 08.10.2010 года).
К числу основных задач противодействия терроризму, согласно п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов от террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей.
Пунктом 40 Концепции предусмотрено, что финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42).
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п.6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, а в силу п. 2, 15 ч. 3 ст. 28, к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 ч.6 ст.28 вышеназванного федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания, обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а согласно ч. 7 ст. 28 образовательные учреждения несут предусмотренную законом ответственность, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательного учреждения. В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический, надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Частью 2 ст. 2 указанного Закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федераций в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
На основании п. 3.1. Требований к территории образовательных учреждений, установленных. санитарно- эпидемиологическими требованиями к условиям обучения общеобразовательных учреждений (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10), территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Согласно рапорту старшего помощника прокурора Краснознаменского района от 20 марта 2015 года в ходе проведенной проверки, в том числе путем обследования территории образовательного учреждения установлено, что МБОУ «Побединская начальная школа- детский сад» не обеспечивает необходимые меры по противодействию терроризму. Ограждение двора не отвечает требованиям Закона « О противодействии терроризму», а именно- отсутствует ограждение свободного въезда и знаки, ограничивающие и запрещающие въезд автотранспорта на территорию объекта, отсутствует видеонаблюдение объекта, отсутствует охранное периметральное освещение территории объекта, что способствует бесконтрольному пребыванию и передвижению граждан и транспорта по территории общеобразовательного учреждения.
Судом установлено, что постановлением администрации МО «Краснознаменский муниципальный район» утверждена целевая программа по противодействию терроризму и распространению экстремизма на территории муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район» на 2015г», согласно которой финансирование программы на 2015 г не планируется в связи с отсутствием необходимых бюджетных средств.
Как следует из Устава муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район», принятым решением Окружного Совета депутатов Краснознаменского городского округа 14 ноября 2008 года № 108 к вопросам местного значения Краснознаменского муниципального района согласно п.3 ч. 1 ст. 5 относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а в силу п. 7 ч.1 ст. 5 участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Для решения вопросов местного значения в собственности муниципального района могут находиться на основании п. 6 ч. 4 ст. 53 вышеназванного Устава, имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время.
Согласно Уставу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Побединская начальная школа- детский сад» пос. Победино Краснознаменского района Учредителем Учреждения, в силу п.1.3 является муниципальное образование «Краснознаменский муниципальный район», которое осуществляет функции и полномочия учредителя Учреждения. Учреждение находится в ведомственном подчинении отдела образования администрации МО «Краснознаменский муниципальный район».
В соответствии с п. 3.12 названного Устава финансовое обеспечение осуществляется в виде субсидий из бюджета района.
Согласно п. 2.7 Устава Школа в порядке установленном законодательством Российской Федерации несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников общеобразовательного учреждения во время образовательного процесса.
Таким образом, суд анализируя вышеперечисленные нормы действующего законодательства и представленные материалы дела приходит к следующему, что обязанность по устранению выявленных в ходе прокурорской проверки недостатков антитеррористической защищенности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Побединская начальная школа- детский сад» пос. Победино Краснознаменского расположенная по адресу: Калининградская область, Краснознаменский район, пос. Победино, ул. Победы, д.22 в силу закона, прежде всего лежит на муниципальном образовании «Краснознаменский муниципальный район», как исполнительно-распорядительном органе муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, а также на администрации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Побединская начальная школа- детский сад», как юридическом лице, отвечающем за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Как следует из сообщения директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Побединская начальная школа- детский сад» ФИО3 видео наблюдение объекта установлено по периметру здания и в внутри него, установлено 15 камер видеонаблюдения, также имеется охранное периметральное освещение территории объекта, хотя оно и выполнено без соблюдения. всех требований охраны объекта. Отсутствуют въездные дорожные знаки и металлический забор вокруг учреждения.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования прокурора, поданные в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Краснознаменский муниципальный район», МБОУ «Побединская начальная школа- детский сад» обоснованными, однако подлежащими частичному удовлетворению, поскольку на момент рассмотрения дела система видеонаблюдения установлено и также имеется периметральное освещение территории образовательного учреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░ « ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ « ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ « ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░.░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░.22 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ « ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░»
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░