Дело № 2а-1864/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Киров 19 марта 2019 года
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
председательствующего судьи Чепурных М.В., при секретаре Песковой Е.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Кирова Обухова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Афанасьевского района Кировской области Исупова Д.В. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, в части соблюдения ограничения доступа несовершеннолетних к информации, содержащей элементы криминальной психологии, других откровенных антиобщественных тенденций, наносящей вред их психическому здоровью в социальных сетях общего пользования в сети Интернет.
По ее результатам установлено, что на страницах ресурса «В Контакте» в телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» осуществляется доступ к информации, оказывающей отрицательное влияние на психическое состояние несовершеннолетних, способствующей формированию установок и личностной направленности на совершение противоправных действий.
На сайте социальной сети «В Контакте» на странице, расположенной по адресу: { ... }, размещена группа с данными { ... }, на которой содержится информация, оказывающая отрицательное влияние на психологическое состояние несовершеннолетних, пропагандирующая вседозволенность, создающая положительный имидж преступников, и отрицательный - сотрудников правоохранительных органов и суда.
При просмотре содержания вышеуказанной группы установлено, что группа имеет открытый для всех пользователей социальной сети вид, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного материала и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний, подписчиками группы является 30 человек. При этом в указанной группе содержится 122 записи, которые содержат фото, аудио и текстовую информацию, пропагандирующую жизнь по воровским законам, неуважение к закону, положительный образ «братвы», криминальных авторитетов.
При этом текст информации содержит ненормативную лексику и провоцирует граждан на совершение преступлений и иных антиобщественных поступков, в том числе группой лиц.
Изучение информации, предоставленной вышеуказанной группой, показывает, что на данной странице совершение общественных проступков не только приветствуется, но и всячески провоцируется.
Наиболее подвержены вовлечению в криминальную субкультуру несовершеннолетние. Так, участниками вышеуказанной группы также являются и лица, не достигшие 18 лет.
На основании изложенного прокурор Афанасьевского района Кировской области просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронных странице по адресу: { ... } информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района города Кирова поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивал на удовлетворении требований.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, относительно заявленных требований указано, что по состоянию на {Дата изъята} указатели страниц сайтов { ... } в Едином реестре (http://eais.rkn.gov.ru) отсутствует (не внесен в Единый реестр).
Учитывая мнение представителя административного истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Заслушав старшего помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Вместе с тем осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите, информации» (далее - Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. ]
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации). I
Подобные ограничения установлены ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», в соответствии с которой не допуекается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм:, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6 статьи 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях»).
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о. защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Положениями ст. 9 вышеуказанного Федерального закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п. 1 ст. 14 названного Федерального закона органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, оправдывающая противоправное поведение.
К мерам, направленным на обеспечение информационной безопасности детства, в том числе, относится создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики (национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761).
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение указанной информации, побуждающей к совершению противоправных действий и оправдывающих противоправное поведение.
Таким образом, на Интернет-сайте содержится информация, подпадающая под требования норм вышеуказанного законодательства об ограничении доступа к ней.
В силу ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее -реестр). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения страниц сайта в Реестр является, 13 том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом порядок ограничения доступа к информации, предусмотренный ст. 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ, применен быть не может, поскольку в рассматриваемом случае на страницах сайта отсутствуют прямые призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Указанное исключает возможность направления требования о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию без решения суда по данному вопросу, то есть без вынесения решения суда о признании информации запрещенной к распространению.
По делам о признании информации запрещенной на территории Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения такой информации на сайте в сети Интернет.
Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и необходимости признания информации, размещенной на сайте { ... }, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Данное решение суда является основанием для включения сайта { ... } в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Афанасьевского района Кировской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению – удовлетворить.
Признать информацию, оказывающую отрицательное влияние на психическое состояние несовершеннолетних, способствующую формированию установок и личностной направленности на совершение противоправных действий, размещенную в сети Интернет на сайте: { ... }, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение является основанием для внесения электронных страниц в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца.
Судья М.В. Чепурных