Решение по делу № 2а-1864/2019 от 20.02.2019

Дело № 2а-1864/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Киров                                  19 марта 2019 года

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего судьи Чепурных М.В., при секретаре Песковой Е.А.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г.Кирова Обухова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Афанасьевского района Кировской области Исупова Д.В. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, в части соблюдения ограничения доступа несовершеннолетних к информации, содержащей элементы криминальной психологии, других откровенных антиобщественных тенденций, наносящей вред их психическому здоровью в социальных сетях общего пользования в сети Интернет.

По ее результатам установлено, что на страницах ресурса «В Контакте» в телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» осуществляется доступ к информации, оказывающей отрицательное влияние на психическое состояние несовершеннолетних, способствующей формированию установок и личностной направленности на совершение противоправных действий.

На сайте социальной сети «В Контакте» на странице, расположенной по адресу: { ... }, размещена группа с данными { ... }, на которой содержится информация, оказывающая отрицательное влияние на психологическое состояние несовершеннолетних, пропагандирующая вседозволенность, создающая положительный имидж преступников, и отрицательный - сотрудников правоохранительных органов и суда.

При просмотре содержания вышеуказанной группы установлено, что группа имеет открытый для всех пользователей социальной сети вид, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного материала и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний, подписчиками группы является 30 человек. При этом в указанной группе содержится 122 записи, которые содержат фото, аудио и текстовую информацию, пропагандирующую жизнь по воровским законам, неуважение к закону, положительный образ «братвы», криминальных авторитетов.

При этом текст информации содержит ненормативную лексику и провоцирует граждан на совершение преступлений и иных антиобщественных поступков, в том числе группой лиц.

Изучение информации, предоставленной вышеуказанной группой, показывает, что на данной странице совершение общественных проступков не только приветствуется, но и всячески провоцируется.

Наиболее подвержены вовлечению в криминальную субкультуру несовершеннолетние. Так, участниками вышеуказанной группы также являются и лица, не достигшие 18 лет.

На основании изложенного прокурор Афанасьевского района Кировской области просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронных странице по адресу: { ... } информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района города Кирова поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивал на удовлетворении требований.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, относительно заявленных требований указано, что по состоянию на {Дата изъята} указатели страниц сайтов { ... } в Едином реестре (http://eais.rkn.gov.ru) отсутствует (не внесен в Единый реестр).

Учитывая мнение представителя административного истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

Заслушав старшего помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Вместе с тем осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите, информации» (далее - Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. ]

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации). I

Подобные ограничения установлены ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», в соответствии с которой не допуекается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм:, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6 статьи 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях»).

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о. защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Положениями ст. 9 вышеуказанного Федерального закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с п. 1 ст. 14 названного Федерального закона органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, оправдывающая противоправное поведение.

К мерам, направленным на обеспечение информационной безопасности детства, в том числе, относится создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики (национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761).

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение указанной информации, побуждающей к совершению противоправных действий и оправдывающих противоправное поведение.

Таким образом, на Интернет-сайте содержится информация, подпадающая под требования норм вышеуказанного законодательства об ограничении доступа к ней.

В силу ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее -реестр). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения страниц сайта в Реестр является, 13 том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При этом порядок ограничения доступа к информации, предусмотренный ст. 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ, применен быть не может, поскольку в рассматриваемом случае на страницах сайта отсутствуют прямые призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Указанное исключает возможность направления требования о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию без решения суда по данному вопросу, то есть без вынесения решения суда о признании информации запрещенной к распространению.

По делам о признании информации запрещенной на территории Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения такой информации на сайте в сети Интернет.

Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и необходимости признания информации, размещенной на сайте { ... }, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Данное решение суда является основанием для включения сайта { ... } в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Афанасьевского района Кировской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению – удовлетворить.

Признать информацию, оказывающую отрицательное влияние на психическое состояние несовершеннолетних, способствующую формированию установок и личностной направленности на совершение противоправных действий, размещенную в сети Интернет на сайте: { ... }, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение является основанием для внесения электронных страниц в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца.

Судья М.В. Чепурных

2а-1864/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Афанасьевского района Кировской области
Другие
Управление Роскомнадзора по Кировской области
Суд
Ленинский районный суд г. Кирова
Судья
Чепурных М.В.
Дело на сайте суда
leninsky.kir.sudrf.ru
20.02.2019Регистрация административного искового заявления
20.02.2019Передача материалов судье
22.02.2019Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2019Судебное заседание
03.04.2020Регистрация административного искового заявления
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее