Решение по делу № 2-361/2020 от 31.07.2020

УИД 74RS0033-01-2020-000553-46

Дело № 2-361/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фершампенуаз                                                                  27 ноября 2020 года

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Корсаковой Т.Г., при секретаре Жулидовой Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Никитина Валерия Геннадьевича к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета,

Установил:

Никитин В.Г. обратился в суд с требованиями к администрации Нагайбакского муниципавльного района <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

В обоснование заявленных требований указал, что является участником боевых действий на территории респ. Афганистан в период с 29 декабря 1979 года по 25 ноября 1981 года. На воинском учете в Нагайбакском районе состоит с ДД.ММ.ГГГГ, куда прибыл из г. Магнитогорска. Ранее у него имелось удостоверение, подтверждающее право на льготы, которое было выдано в 1984 году и которое было утеряно. Новое удостоверение было выдано Военным комиссариатом Нагайбакского района Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ. О том, что он имеет право на получение жилого помещения как участник боевых действий ни в военкомате, ни Управлении социальной защиты населения Нагайбакского района ему не разъяснили. На учет он смог встать только в Администрации Арсинского сельского поселения для получения жилого помещения по договору социального найма. Полагает, что право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий, закрепленное в Федеральном законе « О ветеранах», к которым он относится, возникло с момента получения удостоверения участника боевых действий. Данное право у него возникло 01 января 2004 года, то есть до 01 января 2005 года. Действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилищных помещений по договору социального найма ветеранам боевых действий, равно как и право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем не предусмотрены, то есть, право на обеспечение жильем предоставляется на общих основаниях. С учетом уточнений просит признать его нуждающимся в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий как ветеран боевых действий до 1 января 2005 года. Признать право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий. Обязать администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области включить Никитина В.Г.в список граждане- претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий. Обязать администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области произвести Никитину В.Г социальную выплату на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной поддержки граждан отдельных категорий из расчета 18 кв. м. общей площади жилого помещения.

Истец Никитин В.Г. в судебном заседании требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, пояснил, что еще до 2005 года обращался в УСЗН с заявлением о постановке на учет, но на учет не ставили. Удостоверение ветерана боевых действий было утеряно, восстановлено в 2005 году. О том, что он имел право на получение субсидии на жилье ему никто не сказал. Только в 2013 году он был поставлен на учет в администрации Арсинского сельского поселения на получение жилого помещения по договору социального найма, но поселение жилье не строит, в собственности жилье не имеет.

Представитель Никитина В.Г. - Толмачева А.А. в судебном заседании пояснения Никитина В.Г. поддержала, пояснила, что право на обеспечение жильем, за счет средств федерального бюджета, возникло у Никитина В.Г. 01 января 2004 года на основании директивы Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации № 314/12 от 07 октября 2002 года, то есть до 01 января 2005 года. Указанная норма позволяет ветеранам боевых действий и нуждающимся в получении жилых помещений и имеющим данное право на предоставление жилых помещений в первоочередном или внеочередном порядке, реализовать свое преимущественное право и после 01 января 2005 года. Никитин В.Г. имеет право на первоочередное получение жилого помещения, как ветеран боевых действий. В соответствии с Жилищным кодексом РФ после 01 января 2005 года в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий, к которым относится Никитин В.Г.. Он неоднократно обращался с устными заявлениями о включении его в списки участников боевых действий и предоставлении права на жилое помещение. Просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик администрация Нагайбакского муниципального района Челябинской области о дате и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании представитель Жайкбаева А.К. возражала против удовлетворения предъявленных требований. Указала, что администрация района не производит выплат соответствующего характера. Существует государственная программа поддержки отдельных категорий граждан, которую, производит Министерство социальных отношений. Учет нуждающихся в улучшении жилых помещений производится согласно предоставляемым спискам администраций сельских поселений. Полагает, требования к администрации района предъявлены необоснованно.

Представитель третьего лица- глава Арсинского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области Жидков Ю.А в судебном заседании участия не принимал Ранее в судебном заседании указал, что на территории поселения Никитин В.Г. проживает с 2001 года. Вначале в <адрес>. Данный дом сгорел. Он приходил в администрацию просил предоставить жилое помещение. В жилой дом по <адрес> 2013 году их пустила проживать племянница, где он проживает совместно с ФИО7 Администрация поселения не строит жилые помещения, в собственности жилья не имеет. Никитин В.Г. стоит на учете в поселении как нуждающийся.

Представитель третьего лица Военный комиссариат Челябинской области о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Нагайбакского района Челябинской области о слушании извещен, в судебное заседание не явился.

Третье лицо- Министерство социальных отношений Челябинской области о слушании извещено, представитель в судебное заседание не явился, представлен отзыв на заявленные требования, в котором указано, что в удовлетворении требований надлежит отказать в виду того, что истец Никитин В.Г. в базе данных Министерства в областном реестре не значиться. Истец был поставлен на регистрационный учет на предоставление жилого помещения в администрации Арсинского сельского поселения Нагайбакского муниципального района. То есть, в списки граждан на предоставление субсидии ветеранам боевых действий он не включен а включен в список на общих основаниях.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе определены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ « О ветеранах».

К ветеранам боевых действий указанный Федеральный закон относит, в частности, военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).

Согласно подпункту 2 статьи 4 Федерального закона "О ветеранах" к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся, в частности, военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе.

Статьей 14 указанного Федерального закона предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов войны, в частности обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (пункт 4).

Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий предусмотрены статьей 16 этого Федерального закона. В частности, согласно подпункту 3 пункта 1 указанной статьи им предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

Пунктом 1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункт 2).

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветеранов боевых действий (подпункт 3 пункта 3).

Законом Челябинской области от 28 января 2010 года N 528-30 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" предусмотрено, что гражданам - ветеранам боевых действий меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в одной из следующих форм: предоставление жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность; предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения в размере, установленном Федеральным законом "О ветеранах" (часть 2 статьи 2 Закона Челябинской области).

Порядок предоставления жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения на территории Челябинской области указанным категориям граждан определяется Правительством Челябинской области (статья 4.1 Закона Челябинской области).

В соответствии с пунктами 1-1 и 1-2 утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 года N 149-П Положения о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, право на получение мер социальной поддержки путем предоставления жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность (далее именуются - субсидии) либо единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений (далее именуются - единовременные денежные выплаты) по своему выбору в соответствии с настоящим Положением имеют проживающие на территории Челябинской области инвалиды боевых действий; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах"; инвалиды боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов. При этом инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний по перечню заболеваний, установленному Правительством Российской Федерации, субсидии предоставляются во внеочередном порядке.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами Никитин В.НГ. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ - 2015 / л.д. 61/.

Также истец обладает статусом «Ветерана военной службы», что подтверждается данными Военного комиссариата (Верхнеуральского и Нагайбакского районов Челябинской области) согласно которых Никитин В.Г. участвовал в боевых действиях на территории ДРА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Имеет удостоверение свидетельство о праве на льготы А от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ВК Ленинского района г. Магнитогорска, после утери повторно получил удостоверение ветерана боевых действий Б от ДД.ММ.ГГГГ выданное ВК Нагайбакского района Челябинской области. Никитин В.Г. имеет право на меры социальной поддержки согласно ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» от 16 декабря 1994 года /л.д. 24, 37/.

В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии Арсинского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ приято решение о постановке на регистрационный учет на внеочередное получение жилья Никитина В. Г. /л.д. 79/, и в судебном заседании установлено, что Никитин В.Г. до настоящего времени состоит на учете в Арсинском сельском поселении как нуждающийся в предоставлении жилого помещения, которое может быть ему предоставлено только на условиях социального найма. Однако, жилых помещений, которые могли бы быть предоставлены Никитину В.Г. в поселении не имеется.

Доказательств того, что Никитин В.Г. встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в более ранее время не имеется и в судебном заседании не установлено.

         Согласно определения Конституционного суда Российской Федерации от 4 февраля 2014 года № 236-О « Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО8 на нарушение его конституционных прав пп.3 п.1 ст. 16 Федерального закона « О ветеранах» указано, что так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").

Приведенное правовое регулирование, устанавливая в том числе принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 1 января 2005 года, но не обеспеченных им до указанной даты, направлено на выполнение взятых государством в отношении этой категории ветеранов обязательств, исполнение которых, как и ранее, не зависит от предоставления жилья иным гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 990-О-О).

Что же касается ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 года, то в силу того же подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" они обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации: согласно частям 2 и 3 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).

Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

    Таким образом, граждане, из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п.1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

       Суд не может принять в качестве доказательства пояснения свидетеля ФИО9 об обращении в органы социальной защиты населения, администрацию Арсинского сельского поселения Нагайбакского муниципального района, Администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области с требованиями о постановке на учет как нуждающемуся в жилом помещении участнику боевых действий начиная с 2004 года, так как каких- либо документальных подтверждений данное, суду не предоставлено.

       Пояснения представителя истца Толмачевой А.А. в том, что согласно данных администрации Нагайбакского района Челябинской области в том, что документы о нуждаемости по обеспечению жильем на 2005 года в администрации района не сохранились /л.д. 94/ в связи с чем, это не свидетельствует о том, что Никитин В.Г. не обращался с письменными заявлениями, суд не может принять в качестве доказательства того, что Никитин В.Г. ранее был поставлен на учет до ДД.ММ.ГГГГ как нуждающийся в жилом помещении участник боевых действий, или инвалид, так как кроме пояснений представителя это ничем не подтверждается.

      Постановлением Пленума ВС РФ от 27.06.2017 года № 22 « О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности» в п. 45 разъяснено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг- это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных им расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов ( ст. 160 Жилищного кодекса РФ).

Например, ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения предоставляется ветеранам, инвалидам войны, ветеранам боевых действий и др.

      Истцом в судебном заседании подтверждено, что он получает меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных пп. 4 п.1 ст. 13 п. 8 п.1 ст. 14, пп. 5 п.1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в денежном выражении. Ему предоставляется компенсация за потребленную электроэнергию.

Оценивая представленные сторонами доказательства суд приходит к выводу, что действующим Жилищным законодательством для ветеранов боевых действий, которые не встали на учет до 1 января 2005 года предусмотрена постановка на учет как нуждающихся в жилых помещениях и предоставление их по договорам социального найма.

При изложенных обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

Также суд полагает, что истцом требования предъявлены к ненадлежащему лицу, что не лишает истца права на обращение к иному ответчику по иным обстоятельствам.

          На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. ст. 12, 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

           В удовлетворении требований Никитина Валерия Геннадьевича к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета отказать.

          Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца, со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд Челябинской области.

Председательствующий.

Мотивированное решение составлено 3 декабря 2020 года

    

2-361/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Никитин Валерий Геннадьевич
Ответчики
Администрация Нагайбакского муниципального района
Другие
Военный комиссариат Челябинской области по Верхнеуральскому и Нагайбакскому районам
Управление социальной защиты населения Нагайбакского района
Толмачева Анна Александровна
Министерство социальных отношений Челябинской области
администрация Арсинского сельского поселения
Суд
Нагайбакский районный суд Челябинской области
Судья
Корсакова Татьяна Григорьевна
Дело на странице суда
nagaib.chel.sudrf.ru
31.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2020Передача материалов судье
03.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Подготовка дела (собеседование)
21.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.09.2020Предварительное судебное заседание
19.10.2020Судебное заседание
06.11.2020Судебное заседание
27.11.2020Судебное заседание
03.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2021Дело оформлено
22.04.2021Дело передано в архив
27.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее