Дело № 2А-1272-2019
42RS0019-01-2019-000715-19
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Кемерово «28» марта 2019 годаЗаводский районный суд г. Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего судьи: Маковкиной О.Г.
при секретаре: Малиновской В.В.
с участием помощника прокурора Заводского района г. Кемерово Жумаевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области, Григорьеву Максиму Владимировичу о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
Установил:
Первоначально прокурор Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Григорьеву Максиму Владимировичу о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
24.01.2019 года определением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области.
Требования мотивирует тем, что Прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети Интернет информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. В ходе мониторинга средств массовой информации на Интернет-странице с адресом: <данные изъяты> прокуратурой района 25.ДД.ММ.ГГГГ выявлены информационные материалы о применении электроудочки, а также предложение к ее продаже. Посещение данной Интернет-страницы свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В силу положений п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. В силу пунктов 14.1, 14.2 Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 06.11.2014 № 427, а также п. 15.2 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22.10.2014 N 402, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током. Применение электротока влечет негативные последствия в виде массовой гибели мальков рыб, отложенной икры, моллюсков, и прочих представителей ихтиофауны. Размещение сведений о добыче (вылове) водных биологических ресурсов с применением одного из способов их массового истребления, побуждает граждан к совершению правонарушения, за которое предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, и облегчает его совершение. Статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность граждан за нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира, За незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если деяние совершено, в том числе, с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений установлена уголовная ответственность по ч.1 ст.256 Уголовного кодекса Российской Федерации. В нарушение вышеуказанного законодательства, на сайте <данные изъяты> размещены противоправные материалы по следующему адресу URL: <данные изъяты><данные изъяты> Так на данном сайте размещена видеозапись применения электроудочки, а также дано предложение к ее заказу всем желающим. Нахождение в открытом доступе сети «Интернет» информации, побуждающей совершать уголовно или административно наказуемые деяния, а также предлагающее способы избежания ответственности за данные правонарушения способствует совершению таких правонарушений. Распространение информации, способствующей истреблению биоресурсов с применением электротока, влечет дальнейшее снижение их популяции и может привести к их полному исчезновению. Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты здоровья прав и законных интересов других лиц. Как следует из ст. 15.1 Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов (далее Реестр), ведение которого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 возложено на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации. Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной. Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр. По данным сервиса <данные изъяты> установлено, что доменное имя <данные изъяты> зарегистрировано на сервере <данные изъяты> Согласно информации, предоставленной <данные изъяты> администратором доменного имени является Григорьев Максим Владимирович.
Просит суд признать информацию, распространяемую посредством сетиИнтернет» на указанном сайте, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено: - <данные изъяты>
В судебном заседании помощник прокурора Заводского района г. Кемерово Жумаева Е.Ю., действующая на основании удостоверения, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв, согласно которому не возражал против признания указанной информации запрещенной.
Административный ответчик Григорьев М.В. в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
На основании п.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Суд, изучив письменные материалы дела, заслушав явившихся лиц, приходит к следующим выводам.
Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания возложено на Роскомнадзор согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228.
В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон о защите информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу положений п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Красногвардейского района проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет нарушения законов и установлено, что в свободном доступе на интернет-ресурсах имеется сайт с URL – адресом: <данные изъяты><данные изъяты> на котором выявлены информационные материалы о применении электроудочки, а также предложение к ее продаже. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, информация бесплатная и не имеет срока хранения.
Указанный адрес не внесен в единый реестр Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
В силу пунктов 14.1, 14.2 Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 06.11.2014 № 427, а также п. 15.2 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22.10.2014 N 402, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током. Применение электротока влечет негативные последствия в виде массовой гибели мальков рыб, отложенной икры, моллюсков, и прочих представителей ихтиофауны. Размещение сведений о добыче (вылове) водных биологических ресурсов с применением одного из способов их массового истребления, побуждает граждан к совершению правонарушения, за которое предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, и облегчает его совершение.
Статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность граждан за нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира, За незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если деяние совершено, в том числе, с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений установлена уголовная ответственность по ч.1 ст.256 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.28 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2010 №16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», выясняя вопрос о том, имеет ли место злоупотребление свободой массовой информации, суду следует учитывать не только использованные в статье, теле- или радиопрограмме слова и выражения (формулировки), но и контекст, в котором они были сделаны (в частности, каковы цель, жанр и стиль статьи, программы либо их соответствующей части, можно ли расценивать их как выражение мнения в сфере политических дискуссий или как привлечение внимания к обсуждению общественно значимых вопросов, основаны ли статья, программа или материал на интервью, и каково отношение интервьюера и (или) представителей редакции средства массовой информации к высказанным мнениям, суждениям, утверждениям), а также учитывать общественно-политическую обстановку в стране в целом или в отдельной ее части (в зависимости от региона распространения данного средства массовой информации).
При указанных обстоятельствах, учитывая характер размещенной информации, суд считает заявленные требования обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░ URL-░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░><░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 02.04.2019 ░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░