Справка: судья Ханов Д.М. УИД 03RS0047-01-2023-000871-76
Категория 2.212
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33-13963/2024 (2-2/2024)
г. Уфа 17 июля 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Салимова И.М., судей Фагманова И.Н., Якуповой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Щукине О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГБУЗ Аскинская Центральная районная больница на решение Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2024 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Файзрахманов Р.М. обратился в суд с иском к ГБУЗ РБ Аскинская центральная районная больница и ГБУЗ РБ Бирская центральная районная больница в котором просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке в счет компенсации морального вреда за некачественное оказание медицинских услуг 3 000 000 руб.
В обоснование иска указано, что 22 июля 2021 г. умер его отец Файзрахманов М.М., смерть отца, не страдавшего при жизни какими-либо хроническими заболеваниями, ведущего здоровый образ жизни произошла, по мнению истца вследствие несвоевременного оказания медицинской помощи Файзрахманову М.М. специалистами ГБУЗ РБ Аскинская центральная районная больница и в связи с тем, что неверно были поставлены диагнозы специалистами ГБУЗ РБ Аскинская центральная районная больница и ГБУЗ РБ Бирская центральная районная больница.
Решением Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2024 г. постановлено:
уточненное исковое заявление Файзрахманова ФИО16 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Аскинская центральная районная больница и Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Бирская центральная районная больница о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Аскинская центральная районная больница (ИНН: 0204001147) в пользу Файзрахманова ФИО17 (паспорт №...) в счет компенсации морального вреда 300 000 руб.
В остальной части иска – отказать.
В апелляционной жалобе ГБУЗ Аскинская Центральная районная больница ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что отсутствует причинно-следственная связь между смертью Файзрахманова М.М. и установленными дефектами оказания медицинской помощи, в связи с чем, размер компенсации морального вреда завышен.
Лица, не явившиеся на судебное заседание, о времени и месте судебного заседания извещены.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Файзрахманова Р.М., его представителя Илеева Д.Б., представителя ГБУЗ Аскинская Центральная районная больница Тимергалееву Г.Ф., прокурора Исрафилову И.И., судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Файзрахманов М.М., умерший дата, приходился истцу Файзрахманову Р.М. отцом.
В период времени с 9 июля 2021 г. по 14 июля 2021 г. Файзрахманов М.М. находился на лечении в стационарном отделении ГБУЗ РБ Аскинская ЦРБ в хирургическом отделении, врач Куртеев В.Л.
Согласно выписке из истории болезни №... Файзрахманова М.М. ему был поставлен диагноз: «Заболевание. н/доли левого легкого. Плеврит слева. Осложнение – медиостенит».
12 июля 2021 г. в период прохождения лечения Файзрахманову М.М. в ГБУЗ РБ Бирская ЦРБ проведено исследование-компьютерной томографии органов грудной клетки, по результатам которого врачом-рентгенологом данного лечебного учреждения Вещевой Л.Х. вынесено заключение, которое со снимками было передано лечащему врачу ГБУЗ Аскинская ЦРБ.
В соответствии с заключением от 12.07.2021г. ГБУЗ РБ Бирская ЦРБ у Файзрахманова М.М. указана «Опухоль нижней доли левого легкого. Рак?, осложнение гидропневматоракса». Врач Шин Д.А.
Постановлением от 29 апреля 2023 г. по факту смерти Файзрахманова М.М. в возбуждении уголовного дела отказано, в связи с отсутствием событий преступлений.
Из посмертного эпикриза из медицинской карты №... следует, что Файзрахманову М.М. выставлен посмертный диагноз: осн. «Спонтанный разрыв нижней трети пищевода», осл.: «Задний гнилостный медиастинит. Острая эмниема плевры слева. Внебольничная левосторонняя нижнедолевая бактериальная пневмония, средней степени тяжести. Инфекционно токсический шок».
Согласно заключению экспертов №... БУЗ Удмуртской Республики «Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» на основании представленного протокола патологоанатомического исследования, учитывая, отсутствие исследования черепа и полости черепа, установить достоверную причину смерти Файзрахманова М.М. не представляется возможным.
Поскольку в представленных документах отсутствует информация о состоянии здоровья Файзрахманова М.М. (пациент врачом не осматривался) в соответствии с п.27 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (утв. Приказом №194н Минздравразвития России от 24.04.2008г.) медицинская помощь на этапе ГБУЗ РБ Бирская ЦРБ судебно-медицинской оценке не подлежит.
При оказании медицинской помощи Файзрахманову М.М. в ГБУЗ РБ Аскинская ЦРБ, в соответствии с Приказом МЗ РФ от 15.11.2012 года №922н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия» установлены дефекты медицинской помощи: - диагноз установлен неправильно, - перевод в специализированное отделение осуществлен несвоевременно. Однако, учитывая характер и тяжесть заболевания, высокий уровень летальности даже при своевременном оказании необходимой медицинской помощи, а также отсутствие достоверной причины смерти, причинно-следственная связь между установленными дефектами медицинской помощи и смертью Файзрахманова М.М. отсутствует. Следовательно, судебно-медицинская оценка степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, не проводится.
С учетом представленных медицинских документов, у Файзрахманова М.М. не имелось каких-либо заболеваний или паталогических состояний, препятствующих установлению правильного диагноза.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 150, 151, 1064, 1099, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», суд исходил из того, что лечебным учреждением ГБУЗ РБ Аскинская ЦРБ, при оказании медицинской помощи Файзрахманову М.М. были допущены дефекты и, как следствие, нарушено личное неимущественное право истца на семейную жизнь, что повлекло причинение ему нравственных страданий, в связи, с чем истец, являясь сыном умершего, имеет право на компенсацию морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствует причинно-следственная часть между смертью Файзрахманова М.М. и установленными дефектами оказания медицинской помощи, судебной коллегией признается несостоятельным.
С учетом особо охраняемого характера правоотношений, связанных с охраной здоровья граждан, законодателем на уровне закона установлены гарантии качества оказания гражданам медицинской помощи, в частности, согласно ст. 37 Федерального закона от № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Поэтому объективным доказательством соблюдения ответчиком требований к качеству оказания медицинской помощи является доказательство соблюдения им требований стандартов оказания медицинской помощи при ее оказании пациенту.
Заключением судебно-медицинской экспертизы установлены дефекты оказания медицинской помощи при оказании медицинской помощи, доказательств иного в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.
При этом судебная коллегия учитывает, что, несмотря на то, что согласно заключению экспертизы отсутствие причинно-следственной связи между дефектами оказания медицинской помощи и смертью Файзрахманова М.М., оказание медицинских услуг является особым видом предоставления услуг, должно учитывать установленные законодателем принципы охраны здоровья, такие как доступность и качество медицинской помощи, при этом, оказание некачественной медицинской помощи безусловно нарушает права пациента, закрепленные статьей 41 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В постановлении Европейского Суда по правам человека от по делу "Максимов (Maksimov) против Российской Федерации" указано, что задача расчета размера компенсации является сложной. Она особенно трудна в деле, предметом которого является личное страдание, физическое или нравственное. Не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль, физическое неудобство и нравственное страдание и тоску. Национальные суды всегда должны в своих решениях приводить достаточные мотивы, оправдывающие ту или иную сумму компенсации морального вреда, присуждаемую заявителю. В противном случае отсутствие мотивов, например, несоразмерно малой суммы компенсации, присужденной заявителю, будет свидетельствовать о том, что суды не рассмотрели надлежащим образом требования заявителя и не смогли действовать в соответствии с принципом адекватного и эффективного устранения нарушения.
Из изложенного следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно физических или нравственных страданий потерпевшего, а также неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда. Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении во избежание произвольного завышения или занижения судом суммы компенсации.
Судебная коллегия полагает, что размер компенсации морального вреда в сумме 300 000 рублей отвечает требованиям разумности и справедливости, с учетом характера допущенных дефектов, а также учитывая, что размер компенсации морального вреда является оценочной категорией, только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения, основанного на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств конкретного дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие прямой причинно-следственной связи между допущенными дефектами оказания медицинской помощи и смертью отца истца учтено судом при определении размера компенсации морального вреда.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУЗ Аскинская Центральная районная больница - без удовлетворения.
Председательствующий Салимов И.М.
Судьи Фагманов И.Н.
Якупова Н.Н.