Дело № 3а-148/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 13 июля 2018 года
Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Сапрыкиной Т.Д. к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, а также к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания,
установил:
Сапрыкина Т.Д. (с учётом уточнённых требований) обратилась с административным иском об установлении кадастровой стоимости нежилого здания – торгового павильона «...», общей площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере ... рублей, согласно проведённой судебной экспертизе. Кроме того, просила возложить обязанность на ФГБУ «ФКП Росреестра» внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником данного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого выше рыночной стоимости и влияет на размер уплачиваемого ей налога на имущество физических лиц.
Административный истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия.
Представитель административного ответчика Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия своего представителя; после проведения экспертизы по делу представил в суд отзыв, в котором полагал возможным установить кадастровую стоимость объекта оценки, рассчитанную по результатам проведения судебной экспертизы, в размере ... рублей.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Коми в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, до судебного заседания направил отзыв на административное исковое заявление, в котором не возражал против заявленных требований и оставил разрешение требований на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия своего представителя; до судебного заседания представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований о возложении обязанности на ФГБУ «ФКП Росреестра» по внесению изменений в Единый государственный реестр недвижимости, поскольку изменения в указанный реестр вносятся на основании судебного решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 2-4 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Анализ приведенного законодательства свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной стоимости методом её определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Таким образом, действующее законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.
Административный истец является собственником нежилого здания – торгового павильона «...», общей площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, а также является плательщиком налога на имущество физических лиц, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом (правопреемник - Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений) от 30.11.2015 № 329Д утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми по состоянию на 01.01.2015.
Согласно указанным результатам по состоянию на 01.01.2015 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> установлена в размере ... рублей 98 копеек.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12.12.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Согласно представленному отчёту № <Номер обезличен> от 17.12.2017 об оценке рыночной стоимости нежилого здания по состоянию на 01.01.2015, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> составляла ... рубля.
По ходатайству административного ответчика Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений определением суда от 08.05.2018 была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости спорного нежилого здания.
Согласно экспертному заключению № <Номер обезличен> от 21.06.2018, отчёт № <Номер обезличен> от 17.12.2017 не соответствует законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, а рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2015 составляла ... рублей.
Поскольку экспертное заключение соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и не вызывало сомнений в достоверности, стороны не оспорили выводы экспертного заключения, суд считает необходимым установить рыночную стоимостью спорного объекта недвижимости в размере ... рублей.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно абзацу 1 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административным истцом в суд 10.04.2018. Ранее Сапрыкина Т.Д. обращалась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми, однако, ей было отказано в принятии к рассмотрению заявления, и по существу заявление Комиссией не рассматривалось. Следовательно, кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости должна быть установлена с 01.01.2018.
Рассматривая доводы представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» в той части, что данное учреждение является ненадлежащим ответчиком, суд пришёл к следующему выводу.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Как указано в абзаце 1 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Поскольку ФГБУ «ФКП Росреестра» ни к одному из указанных органов не относится, оно является ненадлежащим ответчиком по делу, и с учётом того, что изменения в Единый государственный реестр недвижимости будут внесения на основании судебного решения, что не требует дополнительного возложения данной обязанности на кого-либо из лиц, участвующих в деле, в удовлетворении заявленных требований к ФГБУ «ФКП Росреестра» следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 249, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Сапрыкиной Т.Д. к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, а также к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – торгового павильона «...», общей площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, в размере рыночной стоимости ... (...) рублей 00 копеек, определенной по состоянию на 01 января 2015 года, на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Сапрыкиной Т.Д. о пересмотре кадастровой стоимости считать 10 апреля 2018 года.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен>.
В удовлетворении требований Сапрыкиной Т.Д. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о возложении обязанности по внесению изменений в Единый государственный реестр недвижимости – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья И.В.Пластинин