Решение по делу № 33-6630/2020 от 26.10.2020

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело

Дело в суде первой инстанции № 2-398/2020 ~ М-361/2020

Строка № 123г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Воронеж                                                                    24 ноября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего                             Кожевниковой А.Б.

судей                                         Мещеряковой Е.А., Храпина Ю.В.,

при секретаре                                           Еремишине А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кожевниковой А.Б.

гражданское дело № 2-398/2020 по иску Администрации Богучарского муниципального района Воронежской области к Ушакову Александру Викторовичу и Ушаковой Наталье Александровне о возложении обязанности возвратить денежные средства,

по апелляционной жалобе Администрации Богучарского муниципального района Воронежской области,

на решение Богучарского районного суда Воронежской области от 31.08.2020 года

(судья Жилякова Г.И.)

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация Богучарского муниципального района Воронежской области обратилась в суд с иском к Ушакову А.В. и Ушаковой Н.А. о возложении обязанности возвратить денежные средства, указав в обоснование требований, что Постановлением администрации городского поселения - город Богучар Богучарского муниципального района от 06.03.2009 № 33 молодая семья Ушаковых была признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в сводный список участников подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.

Платежным поручением от 28.06.2018 г. № 258638 администрация Богучарского муниципального района по заявке Сбербанка России от 19.06.2018 года перечислила на счет Ушаковой Н.А. 359 100 руб.

Указанные денежные средства были направлены на погашение суммы долга и процентов по кредитному договору от заключенного между Сбербанком России и Ушаковой Натальей Александровной, Ушаковым Александром Викторовичем.

Руководствуясь правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 N 466 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 - 2020 годы» согласно, которым погашение средствами социальной выплаты основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту, полученному молодой семьей после 01.01.2011 г. и до 10.06.2016 года, противоречит условиям подпрограммы и является недопустимым.

Письмом от 21.04.2020 № 1084 администрация Богучарского муниципального района предложила молодой семье Ушаковым в месячный срок возвратить денежные средства по социальной выплате.

По состоянию на 09.06.2020 года денежные средства на расчетный счет администрации Богучарского муниципального района не поступали.

Просила суд: обязать Ушакова Александра Викторовича, Ушакову Наталью Александровну возвратить денежные средства в сумме 359 100 руб. по социальной выплате администрации Богучарского муниципального района (Л. 4-7).

Решением Богучарского районного суда Воронежской области от 31.08.2020 года в удовлетворении исковых требований отказано (Л. 61, 62-63).

На данное решение суда администрацией Богучарского муниципального района Воронежской области была подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду его незаконности и необоснованности, неправильного применения норм материального права (Л. 65-68).

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи, с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации городского поселения - город Богучар Богучарского муниципального района от 06.03.2009 № 33 молодая семья Ушаковых была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в сводный список участников подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.

Согласно платежному поручению от 26.06.2018 г. администрация Богучарского муниципального района по заявке Сбербанка России от 19.06.2018 года перечислила на счет Ушаковой Н.А. социальную выплату в сумме 359 100 руб.

Указанные денежные средства были направлены на погашение суммы долга и процентов по кредитному договору от 16.06.2015 № 76762, заключенного между Сбербанком России и Ушаковой Натальей Александровной, Ушаковым Александром Викторовичем.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиками не нарушены правила использования указанной социальной выплаты.

.Во исполнение предписаний ст. 40 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17.09.2001 N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17.12.2010 N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы, а в последующем на 2015 - 2020 годы и соответствующие Правила.

Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из ст. 38 (ч. 1), 40 и 114 (п. "в", "ж" ч. 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (пп. "а" п. 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27.05.2010 N 738-О-О и от 15.01.2015 N 3-О).

В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии подпунктом "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставленным для приобретения жилья.

При этом в редакции названного пункта, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2011 N 575, действительно было указано на то, что социальная выплата предоставлялась для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011.

Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы" в подпункте "е" пункта 2 слова "полученным до 1 января 2011 г." исключены.

Социальная выплата могла быть использована молодой семьей на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, что было сделано ответчиками, таким образом, ограничений в сроках получения кредитов не имеется.

Более того, действующая редакция подпункта «е» п. 2 указанных правил расширил порядок использования социальной выплаты, и социальная выплата может быть использована для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пений за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

В соответствии с пунктом 19 указанных Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства в числе прочих документов документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта.

К тому же жилое помещение приобретено истцами с использованием кредитных средств, поэтому истцы вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему. При этом на дату заключения кредитного договора семья истцов не была обеспечена жилым помещением площадью, превышающей учетную норму. Поскольку площадь жилого помещения, приобретенного за счет средств кредита, не подлежала учету при определении нуждаемости семьи истцов в жилом помещении, постольку фактически на день заключения кредитного договора семья истцов продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении, как и в тот период, когда была включена в список участников Подпрограммы.

Целью Подпрограммы согласно разделу 6 является обеспечение развития и закрепление положительных демографических тенденций в обществе, укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе. То обстоятельство, что жилое помещение с привлечением кредитных средств приобретено истцами до внесения изменений в Подпрограмму, после чего жилье молодой семьей может приобретаться до предоставления социальной выплаты, не может быть оценено таким образом, что молодые семьи, состоящие в списках участников Подпрограммы и приобретшие жилое помещение с привлечением кредитных средств до внесения соответствующих изменений в Подпрограмму, лишаются права на социальную выплату только по этому основанию. Такая дифференциация в реализации жилищных прав не может быть признана основанной на целях и задачах Подпрограммы.

Для реализации указанной программы на региональном уровне была принята подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", утвержденная постановлением Правительства Воронежской области от 29 октября 2015 года N 834.

Указанной подпрограммой на органы местного самоуправления возложены организационные полномочия по приему документов от молодых семей для участия в государственной программе и проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных документах; принятие решения об участии молодой семьи в государственной программе; формирование списков молодых семей - участников государственной программы; осуществление в пределах своих полномочий контроля за реализацией мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках государственной программы; организация информационно-разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках государственной программы; оформление и выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается в полном объеме, поскольку они основаны на правильно установленных судом обстоятельствах, имеющих существенное значение для дела и при верном применении норм материального права.

Доводы, приведенные администрацией в жалобе не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела.

Руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Богучарского районного суда Воронежской области от 31.08.2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-6630/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Богучарского муниципального района
Ответчики
Ушаков Александр Викторович
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Кожевникова Алла Борисовна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
26.10.2020Передача дела судье
24.11.2020Судебное заседание
27.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2020Передано в экспедицию
24.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее