Судья Кузнецова И.А. |
№ 33а-3080/2020 (10RS0011-01-2020-006171-23) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22.10.2020 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Щепалова С.В., Галашевой И.Н.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Петрозаводскогогородского суда Республики Карелия от 06.08.2020по административному делу № 2а-4304/2020по административному исковому заявлению Конжезерова Сергея Борисовичаоб оспаривании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск с учетом уточнения заявлен по тем основаниям, что административный истец, являясь инвалидом II группы, а также нуждающимся в улучшении жилищных условий, обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного в кадастровом квартале (...), площадью 790кв.м. РешениемМинистерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленным письмом от 04.06.2020№12629/12.4-21,Конжезерову С.Б. отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что схема расположения земельного участка выполнена с нарушениями требований закона, а испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне от торгово-сервисного центра легковых автомобилей. Полагая, что решение административного ответчика препятствует осуществлению права на индивидуальное жилищное строительство, административный истец просил суд признать отказнезаконным и обязать административного ответчика принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Решением суда административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что схема предоставления земельного участка была составлена при помощи специального интернет-сервиса «Подготовка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», размещенного на официальном сайте Росреестра. Также указывает, что согласно письму администрации Петрозаводского городского округа от 06.08.2020 испрашиваемый земельный участок расположен не в санитарно-защитной зоне от торгово-сервисного центра легковых автомобилей, а в зоне ЗАО «Фирма Карелглавснаб», вместе с тем документов, на основании которых была установлена данная зона, в материалы дела не представлено.
Лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия(далее также – Министерство).
Как следует из положений статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.05.2020 административный истец, являющийся инвалидом II группы, а также нуждающимся в улучшении жилищных условий, обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного в кадастровом квартале (...), площадью 790кв.м согласно прилагаемой схеме.
Решением Министерства, оформленным письмом от 04.06.2020№12629/12.4-21, административному истцу отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что схема с условно обозначенным земельным участком выполнена не в соответствии с Требованиями к подготовке схемы расположения земельного участка, а именно: не отображены границы общего пользования, красных линий, а также местоположение объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства), условные обозначения, применяемые при подготовке изображении на кадастровом плане территории. Кроме того, указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах границ зоны с особыми условиями использования территории – санитарно-защитной зоне от торгово-сервисного центра легковых автомобилей.
06.07.2020Конжезеров С.Б. обратился с настоящим административным иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, чтосхема расположения земельного участка составлена с нарушениями установленных требований, испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в санитарно-защитной зоне ЗАО «Фирма Карелглавснаб».
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 ЗК РФ).
В силу пунктов 9-11 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с использованием иных технологических и программных средств.
Орган регистрации прав обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» любым заинтересованным лицом за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 (приложение № 1).
Согласно пункту 5 указанных Требований подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт) или с использованием иных технологических и программных средств.
В случае если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления такому гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Как следует из материалов дела, Конжезеров С.Б. осуществил подготовку схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав, оплатив указанную государственную услугу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с доводами административного ответчика и выводами суда первой инстанциио предоставлении административным истцом схемы расположения земельного участка,несоответствующей закону, следовательно, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по этому основанию является незаконным.
Не может согласиться судебная коллегия и с доводами административного ответчика и выводами суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ).
Согласно оспариваемому ответу отказ Министерства был основан на нахождении испрашиваемого земельного участка в границах санитарно-защитной зоны Торгово-сервисного центра легковых автомобилей Тойота, в то время как суд первой инстанции, отказывая в признании оспариваемого отказа незаконным, сослался на иные обстоятельства (нахождение земельного участка в санитарно-защитной зоне ЗАО «Фирма Карелглавснаб»; в зоне запрещения нового жилищного строительства;в зоне композиционного регулирования застройки).
В соответствии со вторым и третьим абзацами пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Учитывая, что предметом настоящего административного дела является решение Министерства, оформленное письмом от 04.06.2020 №12629/12.4-21, согласно которому отказ мотивирован лишь нахождением земельного участка в границах санитарно-защитной зоны Торгово-сервисного центра легковых автомобилей Тойота, следовательно, выводы суда первой инстанции о законности отказа Министерства, мотивированные иными обстоятельствами для принятия подобного решения, не являвшиеся предметом рассмотрения Министерства при принятии оспариваемого решения, являются несостоятельными.
Как следует из материалов дела, санитарно-защитная зона Торгово-сервисного центра легковых автомобилей Тойота не была отображена на карте зон с особыми условиями использования территории Петрозаводского городского округа, так как работа по ее установлению не была завершена, в единую картографическую базу указанная зона была внесена как проектная.
Документов, подтверждающих обоснованность установления санитарно-защитной зоны ЗАО «Фирма Карелглавснаб», которое осуществляет свою деятельность на земельном участке, для которого была установлена проектная санитарно-защитная зона Торгово-сервисного центра легковых автомобилей Тойота, в материалы дела не представлено. Границы указанной зоны не определены и сведений в ЕГРН об установлении указанной зоны не имеется.
Ни Министерство, ни администрация Петрозаводского городского округа не устанавливали фактическое местонахождение испрашиваемого земельного участка относительно санитарно-защитной зоны ЗАО «Фирма Карелглавснаб».
Подпункт 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, на который ссылается Министерство как на основание отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусматривает отказ в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, вместе с тем из картографических материалов, представленных в материалы дела, следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны Торгово-сервисного центра легковых автомобилей Тойота частично, а не полностью.
Следовательно, административным ответчиком так и не было установлено не только точное местоположение испрашиваемого земельного участка, но и его соответствие требованиям земельного и градостроительного законодательства.
При этом, как следует из оспариваемого решения, Министерство отказало административному истцу в предоставлении земельного участка, испрашиваемого в собственность как многодетной семье, в то время как земельный участок испрашивается не в собственность, а в аренду и по основаниям того, что административный истец является инвалидом, а не членом многодетной семьи.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым отменить решение в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и принять новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований, избрав в качестве надлежащего способа восстановления нарушенных прав административного истца – повторное рассмотрение административным ответчиком его заявления.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06.08.2020по настоящему делу отменить. Принять новое решение.
Административное исковое заявление Конжезерова С. Б. об оспаривании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия удовлетворить частично.
Признать незаконным решениеМинистерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленное письмом от 04.06.2020 №12629/12.4-21.
В течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть по существу заявление Конжезерова С. Б. от 01.05.2020 (вход. № 11116 от 07.05.2020) и сообщить о результатах рассмотрения административному истцу и суду первой инстанции.
В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи