Решение по делу № 2-5377/2018 от 09.06.2018

Дело № 2-5377/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Юшковой И.С.,

при секретаре Савицкой Т.С., с участием:

представителя истца Щербаковой Н.В.,

представителя ответчика Жохова А.В.,

представителя соответчиков Бородкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 04 сентября 2018 года гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц об обязании Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений совершить определённые действия,

установил:

Прокурор Усть-Куломского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений об обязании в срок до 01.01.2021 обеспечить круглосуточный приём несовершеннолетних, нуждающихся в социально реабилитации, в ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района» путём оборудования в здании, расположенном по адресу: ..., приёмно-карантинного отделения, соответствующего требованиям СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Требования обосновал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в части соблюдения требований к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района». В ходе проверки установлено, что здание ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района» располагается по адресу: ... Согласно Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.02.2015 № 8 утверждены СанПиН 2.4.3259-15, которые устанавливают санитарно- эпидемиологические требования, в том числе, к условиям размещения организаций для детей-сирот, зданию и оборудованию помещений организации для детей-сирот, медицинскому обеспечению, санитарному состоянию и содержанию помещений и территории организации для детей-сирот. Указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения. В соответствии с п. 4.17 СанПиН 2.4.3259-15 в организации для детей-сирот предусматривается приёмно-карантинное отделение, предназначенное для размещения в нём поступивших детей на период установления у них наличия или отсутствия инфекционных заболеваний. Однако в ходе проверки было установлено, что в ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района» необходимое приёмно-карантинное отделение отсутствует, что нарушает права и интересы неопределённого круга лиц, пребывающих в данном учреждении, в том числе несовершеннолетних, не способных самостоятельно защищать свои права и интересы, а также создаёт угрозу здоровью и жизни указанной категории лиц, поскольку в СРЦН не обеспечено незамедлительное проведение медицинского осмотра поступивших детей в ночное время и их временная изоляция от остальных детей по медицинским показаниям.

В связи с тем, что здание, эксплуатируемое СРЦН для уставной деятельности, находится в собственности Республики Коми, исходя из положений ч. 1 ст. 125, ч. 1, 3 ст. 214, ч. 1 ст. 296 ГПК РФ обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на орган государственной власти Республики Коми, являющийся собственником имущества, а именно на Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений.

В судебном заседании представитель прокуратуры исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 38-42). Пояснил, что Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений надлежащим ответчиком по делу не является. ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района» как казённое учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Только при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казённого учреждения несёт собственник его имущества. Кроме того, указал, что главным распорядителем бюджетных средств Республики Коми является Министерство труда, занятости и социального развития Республики Коми. Осуществление финансового обеспечения деятельности с учётом затрат на строительство, реконструкцию или приобретение объектов недвижимого имущества для ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района» возложено на Министерство труда, занятости и социального развития Республики Коми.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района» и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.

Представитель соответчиков в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать по доводам, изложенным в возражениях на иск (л.д. 54-58, 60-62). Пояснила, что на основании постановления Главы Администрации Усть-Куломского района от 30.01.1995 был открыт приют для несовершеннолетних, оказавшихся в экстремальной ситуации. Социальный приют осуществляет свою деятельность с 1997 года в здании в деревянном исполнении по адресу: ..., которое построено и введено в эксплуатацию в 1959 году в рамках требований, существовавших на момент открытия Учреждения. Капитальный ремонт и реконструкция здания не производились. В настоящее время приведение Учреждения в соответствии с п. 4.17 СанПиН 2.4.3259-15 обязательным не является, поскольку указанная норма распространяется на здания, построенные после вступления в силу СанПиН 2.4.3259-15. Также указала, что прокурором не представлено доказательств технической возможности обеспечения в здании ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района» приёмно-карантинного отделения без реконструкции самого здания. Вместе с тем, увеличение площади здания (строительство пристройки) нецелесообразно по нескольким причинам, в числе которых неустойчивость фундаментов и грунтов основания здания. Исходя их технических характеристик здания и отсутствия в нём свободных помещений не представляется возможным оборудовать в здании приёмно-карантинное отделение путём его перепланировки или реконструкции.

В судебном заседании 19.07.2018 представитель ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района» поясняла, что в соответствии с СанПиН 2.4.3259-15 в учреждении должно быть организовано приёмно-карантинное отделение. Однако помещение, в котором располагается ГКУ, не приспособлено для организации требуемого отделения, свободных помещений не имеется. Для создания такого отделения требуется либо реконструкция/перепланировка здания, либо строительство пристройки. Реконструкция/перепланировка здания, либо строительство пристройки трудновыполнимо и экономически нецелесообразно, поскольку в учреждение в месяц поступает 1-2 ребёнка. Оборудование приёмно-карантинного отделения влечёт дополнительные значительные затраты. В соответствии с договором о сотрудничестве между ГКУ и Усть-Куломской центральной районной больницей вновь поступившие несовершеннолетние дети обязательно проходят медицинский осмотр, при необходимости получают соответствующее лечение, приём детей в больницу организован круглосуточно. Таким образом, при поступлении детей-сирот в ГКУ в должной мере обеспечивается их безопасность, предусмотренная санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в специализированные учреждения круглосуточно принимаются несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации, том числе оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Судом установлено, что ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района» создано постановлением Администрации Усть-Куломского района от 30.01.1995 № 44 «Об открытии приюта для несовершеннолетних, оказавшихся в экстремальной ситуации».

Предметом деятельности Учреждения является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 3 до 18 лет и организация социального обслуживания несовершеннолетних в стационарной форме. Несовершеннолетние содержатся в Учреждении на полном государственном обеспечении в течение вренмени, необходимого для проведения с ними индивидуальной профилактической работы по оказанию им социальной помощи и проведении реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством РФ.

Здание ГКУ расположено по адресу: .... Учредителем и собственником имущества Учреждения является Республика Коми. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. Полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, осуществляет Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений.

В соответствии с п. 4 Устава ГКУ имущество Учреждения является государственной собственностью Республики Коми. Учреждение несёт ответственность за сохранность и эффективное использование по назначению закреплённого за ним на праве оперативного управления государственного имущества Республики Коми, не допускает ухудшения технического состояния имущества (за исключением ухудшений, связанных с нормативным износом в процессе эксплуатации)

Согласно положению п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казённое учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казённого учреждения несёт собственник его имущества.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.02.2015 N 8 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3259-15 введены в действие с 1 сентября 2015 года.

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, физическому развитию, оздоровлению, абилитации и реабилитации, а также уходу и присмотру в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в организациях, обеспечивающих временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи государства.

Пункт 1.12 СанПиН 2.4.3259-15 устанавливает, что организации для детей-сирот обеспечивают условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям настоящих санитарных правил.

Пункт 1.3 СанПиН 2.4.3259-15 устанавливает, что настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и эксплуатацией объектов организаций для детей-сирот: образовательных организаций, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 4.17 СанПиН 2.4.3259-15 в организации для детей-сирот предусматривается приёмно-карантинное отделение, предназначенное для размещения в нём вновь поступивших детей на период установления у них наличия или отсутствия инфекционных заболеваний.

При этом СанПиН 2.4.3259-15 предусматривают следующие требования к приёмно-карантинному отделению:

п. 4.17.1. Приёмно-карантинное отделение оборудуется отдельным входом и состоит из приёмно-смотровой, не менее двух палат изолятора, буфета, кабинета врача, медицинского кабинета, санитарно-бытовых помещений (санитарный узел, душевая (ванная) комната).

п. 4.17.2. Палаты изолятора отделяются от остальных медицинских помещений шлюзом с умывальником.

Площадь палат изолятора принимается из расчёта 6,0 кв. м на 1 койку.

п. 4.17.3. Медицинский кабинет размещается рядом с палатами изолятора и имеет отдельный вход из коридора.

п. 4.17.4. Буфетная приёмно-карантинного отделения оборудуется моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды, шкафом для хранения посуды и инвентаря, столом.

В ходе проведённой прокурором Усть-Куломского района в ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района» установлено, что у Учреждения имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности от 11.04.2016 № 4/156, предполагающей оказание доврачебной помощи.

Вопреки вышеперечисленным требованиям законодательства в Учреждении отсутствует приёмно-карантинное отделение, вследствие чего круглосуточный приём несовершеннолетних не обеспечен. Полномочия по медицинскому обслуживанию возложены на ГБУЗ РК «Усть-Куломская ЦРБ» на основании договора № 1 о сотрудничестве от 01.03.2017, который не предполагает круглосуточное пребывание в Учреждении медицинского работника, ввиду отсутствия которого приём вновь поступивших несовершеннолетних в ночное время невозможен, поскольку необходимый медицинский осмотр детей при поступлении в Учреждение с целью выявления больных не проводится.

Указанные нарушения послужили основанием для обращения прокурора с иском в суд в интересах неопределённого круга лиц.

Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора. При этом суд исходит из следующего.

Согласно техническому паспорту по состоянию на 2005 год здание, в котором осуществляет свою деятельность ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района», построено в 1959 году, имеет 1 этаж. Фундамент здания бетонный имеет трещины, стены и наружная отделка брусчатые, перегородки деревянные. Здание состоит из основного здания площадью ... кв.м., деревянной пристройки площадью ... кв. м., крыльца площадью ... кв.м. Капитальный ремонт и реконструкции не проводились. Свободные помещения отсутствуют.

Здание ГКУ эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому оно было построено.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.4.3259-15 ранее построенные здания организаций для детей-сирот эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

Следовательно, СанПиН 2.4.3259-15 не распространяются на объекты, построенные до сентября 2015 года.

Ранее действовавшие СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.03.2003, N 13 и зарегистрированные Минюстом России 21.03.2003, регистрационный N 4304, не предусматривали обязательное наличие в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, приёмно-карантинного отделения.

При таких обстоятельствах, когда здание ГКУ эксплуатируется в соответствии с проектом, предусматривающим места размещения кабинетов, игровых, кладовых, изолятора, спальни, хозяйственных помещений, умывальной, их фактическое расположение при этом соответствует техническому паспорту на нежилое здание социального приюта для несовершеннолетних, заявленные прокурором требования нельзя признать обоснованными.

Суд принимает во внимание невозможность оборудования здания ГКУ приёмно-карантинным отделением, состоящим из приёмно-смотровой, 2 палат, буфета, изолятора, кабинета врача, медицинского кабинета, санитарно-бытовых помещений в силу ограниченности площади и в силу того, что помещение является неприспособленным.

При этом суд учитывает, что в силу требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда в совокупности с положениями приведенного пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении", решение должно быть исполнимым.

Кроме того, следует учесть, что согласно штатному расписанию в ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района» имеется один медработник, осуществляющий медицинский осмотр несовершеннолетних в дневное время.

Для соблюдения правил и нормативов по осуществлению медицинской деятельности между ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района» и ГБУЗ РК «Усть-Куломская ЦРБ» заключен договор № 1 о сотрудничестве от 01.03.2017, в соответствии с которым районная больница обеспечивает прохождение воспитанниками ГКУ медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, обеспечивает диспансерное наблюдение воспитанников ГКУ в порядке, предусмотренном приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1348н.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Усть-Куломского района к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми об обязании в срок до 01.01.2021 обеспечить круглосуточный приём несовершеннолетних, нуждающихся в социально реабилитации, в ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района» путём оборудования в здании, расположенном по адресу: ..., приёмно-карантинного отделения, соответствующего требованиям СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий          И.С. Юшкова

2-5377/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Усть-Куломского района РК
Ответчики
Министерство РК имущественных и земельных отношений
Другие
ГКУ РК Сациально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее