Дело №2а-259/2020
24RS0020-01-2020-000295-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2020 года с. Идринское
Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Мельниковой И.Н.,
при секретаре Козловой А.И.,
с участием прокурора Идринского района Красноярского края Шрамова И.В.,
административного истца и представителя административного истца Михеева С.Ф. – Абубакирова Д.М., действующего на основании доверенности от 10.12.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абубакирова Дмитрия Мадиновича к Избирательной комиссии муниципального образования Идринский сельский совет Идринского района Красноярского края о признании незаконным решения о назначении повторных выборов депутата, административного искового заявления Михеева Сергея Федоровича к Избирательной комиссии муниципального образования Идринский сельский совет Идринского района Красноярского края о признании незаконным решения о назначении повторных выборов депутата,
УСТАНОВИЛ:
Абубакиров Д.М., Михеев С.Ф. обратились в суд с административными исковыми заявлениями к Избирательной комиссии муниципального образования Идринский сельский совет Идринского района Красноярского края о признании незаконным решения №19/62 от 13.10.2020 года о назначении повторных выборов депутата Идринского сельского Совета депутатов по одному многомандатному округу, требования мотивируя тем, что 16.10.2020 года в газете «Идринский вестник» №42 было опубликовано решение №19/62 от 13.10.2020 года, принятое избирательной комиссией муниципального образования Идринский сельсовет «О назначении повторных выборов одного депутата Идринского сельского Совета депутатов по одному многомандатному округу», выборы назначены на 13.12.2020 года. Считает указанное решение незаконным, поскольку оно принято неуполномоченным органом – избирательной комиссией, в то время как уполномоченным органом по назначению дополнительных выборов является представительный орган; отсутствовали установленные законом правовые основания для назначения повторных выборов, ссылаются на нарушение их избирательных прав, как избирателей на выборах в представительный орган МО Идринский сельсовет, а также права Абубакирова Д.М. на решение вопросов местного значения, как депутата представительного органа. В связи, с чем, с учетом уточнения административных требований, просят признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования Идринский сельский Совет №19/62 от 13.10.2020 года, обратить решение суда к немедленному исполнению.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ИКМО Идринский район Красноярского края.
В судебном заседании административный истец и представитель административного истца Михеева С.Ф. – Абубакиров Д.М. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административных исках, с учетом произведённых уточнений, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что оснований для назначения повторных, либо дополнительных выборов не имелось.
В судебном заседании прокурор Шрамов И.В. просил в удовлетворении административных исковых заявлений Михеева С.Ф. и Абубакирова Д.М. отказать, в связи с тем, что права и законные интересы последних оспариваемым решением не нарушены.
В судебное заседание представитель административного ответчика – ИКМО Идринский сельсовет Идринского района Красноярского края не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен, направил в адрес суда отзыв, в котором указал, что повторные выборы депутатов назначает избирательная комиссия муниципального образования Идринский сельсовет согласно п.2 ст.3 Закона Красноярского края от 02.10.2003 года №8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем направления извещений и размещения информации по делу на интернет-сайте Идринского районного суда Красноярского края idra.krk@sudrf.ru, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания. Поскольку явка участников процесса не признана судом обязательной, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п.6 ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных прав или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных этим кодексом и другими федеральными законами.
Из анализа положений ст.239 КАС РФ следует, что предметом судебной проверки в порядке, предусмотренном главой 24 КАС РФ, является защита избирательных прав граждан (активное, пассивное) и их права на участие в референдуме, при этом, указанной нормой определен круг лиц, которые вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии.
Из содержания п.10 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ) усматривается, что с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.
В соответствии с п.2 ст.3 Закона Красноярского края от 02.10.2003 №8-1411 (ред. от 21.11.2019) «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» (далее - Закон Красноярского края №8-1411) повторные выборы депутатов представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования назначает избирательная комиссия муниципального образования.
В соответствии с п.3 ст.54 Закона Красноярского края №8-1411, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет меньшее число голосов, чем число мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем расчетное для этого избирательного округа число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Указанное расчетное число голосов избирателей определяется как частное от деления общего числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, на частное от деления числа мандатов в многомандатном избирательном округе на число голосов, которое имеет избиратель в этом избирательном округе. Если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы.
Согласно п.6 ст.71 Федерального закона №67-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.09.2020) повторные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные соответствующим федеральным законом. Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или представительный орган муниципального образования не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо не было избрано, повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня голосования на основных выборах. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на этих выборах либо в иной день, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать повторные выборы, могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.
В соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона №67-ФЗ избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
В соответствии с ч.1 ст.27 Федерального закона №67-ФЗ для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии.
Согласно ст.17 Уставного закона Красноярского края от 10.11.2011 года №13-6401 (ред. от 21.11.2019) «О референдумах в Красноярском крае», избирательная комиссия муниципального образования формируется в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Избирательная комиссия муниципального образования: а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением права граждан Российской Федерации на участие в местном референдуме; б) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением местного референдума, изданием необходимой печатной продукции; в) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между инициативной группой и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума; г) составляет списки участников референдума и передает их в участковые комиссии; д) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования на местном референдуме и их передачу участковым комиссиям; е) изготавливает и ведет учет печатей участковых комиссий при проведении местного референдума; ж) проводит досрочное голосование и организует его в помещениях участковых комиссий при проведении местного референдума; и) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов референдума; к) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов референдума; л) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения местного референдума, распределяет выделенные из бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств; м) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь участковым комиссиям; н) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением местного референдума; о) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; п) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.34.1 Устава Идринского сельсовета, из которой следует, что для организации подготовки и проведения муниципальных выборов местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч.3 ст.62 КАС РФ).
Как установлено в судебном заседании, Совет депутатов сельсовета является представительным органом местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории сельсовета. Совет состоит из 10 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права по избирательной системе мажоритарного типа по одному многомандатному избирательному округу при тайном голосовании в соответствии с федеральными и краевыми законами сроком на 5 лет, что усматривается из Устава Идринского сельсовета Идринского района (п.1,2 ст.19).
Решением Идринского сельского Совета депутатов от 09.02.2018 года №11-113 сформирована избирательная комиссия муниципального образования Идринский сельсовет Идринского района Красноярского края в количестве 6 человек с правом решающего голоса, с указанием членов комиссии.
23.06.2020 года решением Идринского сельского Совета депутатов назначены выборы депутатов Идринского сельского Совета депутатов на 13.09.2020 года.
Решениями избирательной комиссии муниципального образования Идринский сельсовет от 04.08.2020 года за №№ 11/21-11/48 зарегистрированы кандидаты в депутаты Идринского сельского Совета депутатов.
13.09.2020 года состоялись основные выборы депутатов муниципального образования Идринский сельский Совет депутатов.
14.09.2020 года избирательная комиссия муниципального образования Идринский сельсовет на основании протоколов участковых избирательных комиссий № 1218, № 1219, № 1220, № 1221, № 1228 об итогах голосования, общих результатов выборов депутатов вынесла решение № 16/59 о признании выборов депутатов Идринского сельского Совета депутатов состоявшимися и действительными, считать избранными депутатами: Абубакирова Д.М., Вагнер В.А., Велькер А.Г., Гизатуллина С.Ш., Дураева В.Г., Крюкову О.М., Переславского В.Л., Суевалова В.М., Шушунову Е.А., Юсубова Э.М.О.
15.09.2020 года решением избирательной комиссии муниципального образования Идринский сельсовет № 18/61, на основании заявления депутата Дураева В.Г. об отказе от мандата депутата, выбыл депутат, образовался незамещенный мандат.
Поскольку представительный орган муниципального образования не был сформирован, избирательной комиссией муниципального образования Идринский сельский Совет обоснованно в соответствии с п.2 ст.3 Закона Красноярского края №8-1411, п.6 ст.71 Федерального закона №67-ФЗ принято оспариваемое решение о назначении повторных выборов одного депутата Идринского сельского Совета депутатов по одному многомандатному округу № 19/62, с днем голосования на выборах - 13 декабря 2020 года. В связи с чем, ссылку административных истцов о принятии решения неуполномоченным органом, нельзя признать обоснованной.
Доводы административных истцов о том, что досрочное прекращение полномочий депутата при наличии замещения более двух третей депутатских мандатов исключало назначение повторных, либо дополнительных выборов, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм закона (п.3 ст.54 Закона Красноярского края №8-1411, п.6 ст.71 Федерального закона №67-ФЗ).
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что решением №19/62 от 13.10.2020 года о назначении повторных выборов депутата Идринского сельского Совета депутатов по одному многомандатному округу, права, свободы и законные интересы административных истцов не нарушены, в связи с чем в удовлетворении требований Абубакирова Д.М., Михеева С.Ф., следует отказать.
Иные доводы участников процесса сводятся к неправильному толкованию норм федерального законодательства и не имеют правового значения для разрешения судом вопроса о правомерности обжалуемого решения избирательной комиссии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Абубакирова Дмитрия Мадиновича к Избирательной комиссии муниципального образования Идринский сельский совет Идринского района Красноярского края о признании незаконным и отмене решения о назначении повторных выборов депутата, административного искового заявления Михеева Сергея Федоровича к Избирательной комиссии муниципального образования Идринский сельский совет Идринского района Красноярского края о признании незаконным и отмене решения о назначении повторных выборов депутата – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Идринский районный суд Красноярского края в течение пяти дней со дня принятия решения.
Председательствующий судья И.Н. Мельникова